ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД

род. 31 авг. 1821, Потсдам - ум. 8 сент. 1894, Берлин) - нем. физик и психолог; с 1871 - профессор в Берлине. Находился под влиянием философии Канта; основатель психологии чувств. По Гельмгольцу, наши ощущения суть действия, вызываемые внешними причинами в наших органах чувств; они зависят как от возбуждающего их объекта, так и от воспринимающего аппарата органов чувств. Поэтому ощущение есть не отражение объекта, а своего рода символ. Закономерность действительного мира отражается в мире символов, посредством познания которого мы можем направлять нашу деятельность так, чтобы она приносила желаемый успех, т.е. чтобы появлялись ожидаемые новые ощущения. Исходя из этого, Гельмгольц дал теоретико-познавательное обоснование геометрии и естественнонаучного исследования. Осн. произв.: "Ьber das Sehen des Menschen", 1855 (рус. пер. "О зрении", 1896); "Die Lehre von den Tonempfindungen", 1863 (рус. пер. "Учение о слуховых ощущениях", 1875); "Die Tatsachen in der Wahrnehmung", 1879 (рус. пер. "Факты в восприятии", 1880); "Sriften zur Erkenntnistheore", 1921.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман Людвиг Фердинанд
(1821—1894) — нем. физик, физиолог, психолог, философ. Чл. Берлинской АН (1871). Род. в г.Потсдам. Учился в Военно-мед. ин-те и ун-те в Берлине (1838—43), после окончания к-рого работал военным хирургом. В 1849—55 гг. — проф. физиологии Кенигсбергского, в 1855—58 гг. — Боннского, в 1858—71 гг. — Гейдельбергского ун-тов, в 1871—88 гг. — проф. физики Берлинского ун-та, с 1888 г. — президент Физ.-техн. ин-та. Исследования в обл. физики относятся к электродинамике, теплоте, оптике, акустике, гидродинамике. В работе «О сохранении силы» (1847) описывает исследование разл. явлений (падение тел, переход мех. движения в тепло, выделение тепла в хим. реакциях, контактную разность потенциалов, действия гальванического элемента), обосновывает и формулирует з-н сохранения и превращения энергии. Широкую известность получило выведение Г. ЭДС индукции на основе этого з-на. В 1847 г. указал на колебательный характер разряда конденсатора, в 1869 г. создал колебательный контур и пришел к выводу об электрических колебаниях в нем. В 1881 г. выдвинул идею атомарного строения электричества. На основе разработанного ученым принципа мех. подобия объясняется ряд метеорологич. явлений и образование морских волн. Осн. соч. Г. в области физиологии: «Учение о слуховых ощущениях как функциональных основах теории музыки» (1873), «Физиологическая оптика» (1867). Он впервые измерил скорость протекания физиол. процесса в нервном волокне с помощью изобретенного им прибора —кинографа, позволяющего записывать реакцию на вращающемся барабане. Раздражая участки нерва, отстоящие от мышцы на разл. расстоянии, определил скорость распространения пульса, установив, что она явл. сравнительно небольшой —порядка неск. десятков м/с. Эти выводы стали исходными для нового психол. направления, а именно —исследования времени реакции. Еще большее значение для психологии имели его работы, относящиеся к деятельности органов чувств, изученной им экспериментально с помощью матем. обработки данных. Г. был сторонником учения о «специфической энергии органов чувств», считал, что ощущение возникает в результате высвобождения этой энергии при раздражении нерва к.-л. внешн. влиянием. Для объяснения связи порождаемого нервом чувственного кач-ва (зрительное, слуховое и др. ощущения) с независимым от этого качва внешн. предметом предложил обратиться к теории знаков или символов. Согл. Г., отношения ощущения к внешн. предмету явл. знаковыми, или символич. Символ, указывая на предмет, не имеет ничего общего с его объективными свойствами; тем не менее он полезен, поск. помогает не путать внешн. раздражители, отличать один от др., а этого достаточно, чтобы обеспечить организму успешную ориентацию в среде и действие в ней. Г. путем мн-ва опытов доказал теснейшую связь чувственных, мышечных и умственных факторов в построении картины зримого человеком мира. Исследования Г. составили фундамент совр. знания о строении и функциях органов чувств. Филос. взгляды Г. связаны с его психол. и физиол. исследованиями; он испытал влияние идей И.Канта, хотя и склонялся к материализму. Признавая объективно существующий мир, считал, что наши ощущения являются набором символов, иероглифов, знаков, отражающих его объекты в зависимости от самих способов восприятия (теория символов). Максимально достижимая степень достоверности чувственных ощущений — ожидание новых ощущений того же порядка, что и уже полученные. Чл. мн. АН и науч. об-в, в т.ч. Петерб. АН (1868). Лит.: Дягилев Ф.М. Становление науки и ее методологии. Нижневартовск, 2002. Ф.М.Дягилев, Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ЛЮДВИГ ФЕРДИНАНД

Helmholtz), Герман (31 авг. 1821 – 8 сент. 1894) – нем. естествоиспытатель. Проф. физиологии и анатомии в Кенигсберге, Бонне, Гейдельберге; с 1870 – проф. физики в Берлине, с 1888 – директор Гос. физико-технич. ин-та. Исследования Г., обогатившие физику, математику, физиологию и психологию рядом выдающихся открытий, тесно связаны с развитием филос. мысли в 19 в. В одной из первых своих работ "О сохранении силы" ("?ber die Erhaltung der Kraft, eine physikalische Abhandlung", 1847) Г. математически обосновал закон сохранения энергии и положение о том, что живой организм представляет физико-химич. среду, в к-рой указанный закон точно выполняется. Укрепляя идею единства природы, эта работа нанесла удар по витализму и дала мощный толчок к исследованию жизненных явлений на основе физико-химич. понятии и методов. Внедряя физич. методы в нервно-мышечную физиологию, Г. измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне (1850). Полученные результаты положили начало изучению "времени реакции" – одной из гл. тем нарождавшейся экспериментальной психологии. Они имели также важный филос. смысл, ибо рассеивали предубеждение, будто нервно-психич. акты как явления особого порядка совершаются мгновенно и не подлежат измерению. Основополагающий характер носят работы Г. по физиологии органов чувств ["Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки" ("Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage f?r die Theorie der Musik", 1863; рус. пер. 1875); "Физиологическая оптика" ("Handbuch der physiologischen Optik", 1867)]. Материалистический смысл этих работ состоит в том, что они раскрыли причинную зависимость ощущений от воздействия внешних раздражителей на органы чувств [напр., зависимость ощущения тембра звука от обертонов и соответствующего нервного прибора (кортиев орган), способного разлагать эти тона]. Однако сам Г., находясь под влиянием кантианской философии и принимая доктрину о "специфической энергии органов чувств", не сделал из своих работ последовательно материалистич. выводов и выдвинул "теорию иероглифов", согласно к-рой ощущения представляют собой не субъективные образы объективных свойств вещей, а знаки, не имеющие никакого сходства с этими свойствами. Непоследовательность, противоречивость филос. позиции Г. раскрыл В. И. Ленин: "Гельмгольц был непоследовательным кантианцем... то выводившим ощущения человека из внешних предметов, действующих на наши органы чувств, то объявлявшим ощущения только символами, т.е. какими-то произвольными обозначениями, оторванными от "совершенно различного" мира обозначаемых вещей" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 221). В работах по физиологич. оптике Г. уделил большое внимание механизму восприятия пространств. отношений. Он выдвинул на передний план роль мышечных движений и ощущений в формировании пространств. образа и предложил гипотезу "бессознательных умозаключений", на основании к-рой восприятие величины предмета выводилось из связи между реальной величиной изображения на сетчатке и степенью напряжения мышц, производящих приспособление глаза к расстояниям. Хотя Г. и допустил ряд ошибок в истолковании пространств. видения, его т. зр. была более прогрессивной, чем воззрения его противников, т.н. нативистов, отрицавших первичную роль опыта в психич. развитии и считавших пространственность прирожд. свойством сознания. Высоко оценил идеи Г. о роли мышцы в чувств. познании И. М. Сеченов (см. Избр. филос. и психологич. произв., 1947, с. 370), творчески развивший эти идеи с позиций рефлекторной теории. Выдающееся значение имеют труды Г. по теоретич. физике, аэродинамике, гидродинамике, геометрии (в них он правильно оценил идеи Лобачевского) и по мн. др. проблемам и разделам естествознания. В этих трудах Г. выступает как стихийный, естеств.-историч. материалист, к-рому, однако, чужда диалектика (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 71). Вокруг идейно-науч. наследства Г. развернулась острая борьба. Характеризуя смысл этой борьбы, В. И. Ленин писал: "От кантианца Гельмгольца, как и от самого Канта, материалисты пошли влево, махисты – вправо" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 226). В России "влево" пошел Сеченов, и сеченовскую линию переосмысливания психофизиологии Г. продолжил И. II. Павлов (см. Полное собр. соч., 2 изд., т. 4, с. 161; т. 3, кн. 1, с. 122). Соч. в рус. пер.: Сочинения, [вып.] 1–5, СПБ, 1895–97. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Сeчeнов И. М., Герман ф.-Гельмгольц как физиолог, в его кн.: Избр. философские и психологические произв., [М.], 1947; Лазapeв П. П., Гельмгольтц, Л., 1925; К?nigsberger L., Hermann von Helmholtz, Bd l–3, Braunschweig, 1902; Ebert H., Hermann von Helmholtz, Stuttgart, 1949. M. Ярошевский. Куляб.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.