ГЕККЕЛЬ ЭРНСТ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕККЕЛЬ Эрнст
1834-1919) - нем. ученый. Внес большой вклад в защиту и развитие дарвинизма. Стоял на позициях естеств.-науч. материализма. Проявлял непоследовательность, отрекаясь от термина «материализм», подменяя его «монизмом», стремился казенную религию заменить материалистич. пантеизмом, Г. активно пропагандировал науч. взгляды на природу, в книге «Мировые загадки» разоблачал фидеизм. В. И. Ленин высоко оценил книгу Г. Для пропаганды науч. мировоззрения Г. создал в 1906 «Союз монистов», в 1910 открыто порвал с религией и церковью.

Источник: Атеистический словарь

ГЕККЕЛЬ (Haechel) Эрнст (1834-1919)
немецкий биолог, профессор Иенского университета (1865-1909). Основные сочинения: "Мировые загадки. Общедоступные лекции о философии биологии" (1899), "Естественная история миро-творения" (1868), "Монизм" (1892), "Чудеса жизни" (1904), "Бог в природе" (1914) и др. Страстный защитник и пропагандист эволюционных концепций в биологии, Г. развивал учение Дарвина о естественном отборе как факторе органической эволюции. Сформулировал основной биогенетический закон, согласно которому в онтогенезе (индивидуальном развитии организма) кроется ключ к познанию филогенеза (истории происхождения вида). В трактовке движущих сил эволюции Г. стремился синтезировать идеи Дарвина и Ламарка. Г. исследовал проблему естественного возникновения жизни из неорганических веществ. С "Всеобщей морфологии организмов" Г. (1866) начинается развитие дисциплинарной экологии. Работы Г. сыграли видную роль в распространении эволюционизма и в критике креационизма.
Е.В. Петушкова

Источник: Новейший философский словарь

ГЕККЕЛЬ Эрнст
16.2.1834, Потсдам - 9.8.1919, Йена), нем. биолог, ученый-материалист. Наиболее известны труды Г. по развитию эволюц. учения и популяризации основ естеств.-науч. материализма. В кн. «Мировые загадки» (1890, рус. пер. 1937), положительное значение к-рой отметил В. И. Ленин (см. ПСС, т. 18, с. 370-71), Г. отстаивал материалистич, мировоззрение в противовес идеализму и агностицизму. В своей методологии Г. противопоставлял индукцию дедукции (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.-20, с. 540-43). На основе теории Дарвина о происхождении видов Г. развил учение о закономерностях происхождения и развития живой природы, пытаясь проследить генеалогич. отношения между различными группами живых существ (филогенез) и представить эти отношения в виде «родословного древа». Ключом к познанию филогенеза, по Г., служит изучение развития особи - онтогенез. В трактовке движущих сил эволюции Г. проявлял непоследовательность, пытаясь эклектически соединить принципы Дарвина и Ламарка.

Источник: Советский философский словарь

ГЕККЕЛЬ (Haeckel) Эрнст
род. 16 фев. 1834, Потсдам - ум. 9 авг. 1919, Йена) - нем. зоолог; профессор в Йене (1865-1909). Осн. произв. - "Мировые загадки. Общедоступные лекции о философии биологии" (1899) - получило в то время широчайшее распространение и оказало большое влияние на натурфилософию (рус. пер. 1922). Априорных знаний, по Геккелю, не существует, есть только почерпнутые из опыта знания более ранних поколений, которые узакониваются путем наследования. Философия также должна основываться на принципе развития. "Первое начало" материи и ее формы движения столь же мало можно мыслить, как и ее конец. Нужно отклонить допущение существования Бога, направляющего ход мировых событий. Геккель назвал свое учение монизмом. Осн. произв.: "Die Lebenswunder", 1904 (рус. пер. "Чудеса жизни", 1908); "Der Monismus", 1892 (рус. пер. "Монизм", 1924); "Gott - Natur", 1914 (рус. пер. "Бог в природе", 1906); "Natьrliche Schцpfungsgeschichte", 1868 (рус. пер. "Естественная история миротворения", 1915); "Anthropogenic", 1874; "Generelle Morphologie der Organismen", 1866; "Kristallseelen", 1917.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Геккель Эрнст
 (1834—1919)—нем. биолог-дарвинист. Проф. ун-та в Иене. Известен своими выступлениями в защиту эволюционной теории Дарвина и естественноисторическоео материализма. Г. высказал ряд теоретических положений, направленных на дальнейшее развитие дарвинизма, — биогенетический закон, учение о филогенезе, идея естественного возникновения жизни из неорганических веществ. Г. углубил представление Дарвина о естественном отборе как факторе органической эволюции, подчеркнув приспособительный характер изменчивости организмов под влиянием среды. Широкую популярность Г. принесла книга «Мировые загадки», в к-рой ученый разоблачал религиозно-идеалистическое мировоззрение и отстаивал материалистические взгляды на природу. «Мировые загадки» (1899) сделались «орудием классовой борьбы», против нее ополчились сторонники идеалистической философии и религии, идеалистически настроенные естествоиспытатели (Лодж, Хвольсон). В защиту Г. выступили передовые ученые, высокую оценку «Мировым загадкам» дал В. И. Ленин (Соч., т. 14, с. 331—341). Г. официально порвал с религией и церковью. Однако он не всегда был последователен, допускал отступления от материализма и атеизма, предлагая заменить официальную религию верою в бога — Природу (в духе пантеизма Спинозы).

Источник: Философский словарь. 1963

ГЕККЕЛЬ Эрнст
(Haeckel, 18341919) - видный нем. зоолог, сыгравший большую роль в распространении и развитии дарвинизма. Г. разработал материалистическое по своему существу учение о естеств. развитии органич. мира из неорганич., в борьбе с неодарвинизмом отстаивал определяющую роль среды в развитии организмов, возможность наследования свойств, приобретенных организмом в теч. индивидуальной жизни. Важным вкладом Г. в учение Ч. Дарвина явилось установление биогенетич. закона, по к-рому зародыш животного в своем развитии повторяет осн. этапы истор. развития животного мира. Большое значение имело смелое предсказание Геккелем в 1866 промежуточного звена между ископаемой обезьяной и человеком, а именно питекантропа, к-рый впоследствии и был найден. Важной заслугой Г. было активное распространение им материалистич. мировоззрения среди широких масс, вызывавшее злобные нападки церковников и проч. реакционеров. В. И. Ленин высоко оценил эту деятельность Г. и отмечал, что его кн. «Мировые загадки» (1899; русск. пер. - М., 1937) «сделалась орудием классовой борьбы» (Соч. Изд. 5. Т. 18, с. 370). Естеств.истор. материализм Г. обусловил его решит. борьбу с идеализмом, мистикой и офиц. религией. Для этой цели Г. основал в 1906 в Иене «Союз монистов» и в теч. мн. лет принимал в нем деятельное участие. В 1910 Г. порвал с церковью. Борьба Г. с идеализмом и офиц. религией, несмотря на непоследовательность ученого, его ошибки и классовую ограниченность (он называл себя не материалистом, а «монистом», высказывался в духе агностицизма и пантеизма, допускал возможность монистич. религии», проповедовал реакц. социально-полит. идеи), явилась крупным вкладом в распространение научного мировоззрения и атеизма.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ГЕККЕЛЬ Эрнст
зоолог; p. 16.2.1834 (Потсдам) — ум. 9.8.1919 (Йена); профессор в Йене (1865—1909); его основное произведение — «Die Welträtsel. Gemeinverständliche Studien über biologische Philosophie» (1899; рус. пер.: Мировые загадки. Общедоступные лекции о философии биологии, 1937) — получило в то время широчайшее распространение и оказало большое влияние; почитателем Геккеля был Ленин. По Геккелю, априорных знаний не существует, есть только почерпнутые из опыта знания более ранних поколений, которые узакониваются путем наследования. Философия также должна основываться на принципе наследования и развития. «Первое начало» материи и ее формы движения столь же мало можно мыслить, как и ее конец. Нужно отклонить допущение существования Бога, направляющего ход мировых событий как спекулятивное. Геккель назвал свое учение монизмом. Другие его произведения: Die Lebenswunder, 1904, Kröners
Taschenausgabe, Bd. 22 (рус. пер.: Чудеса жизни, 1908); Der Monismus als Band zwischen Religion und Wissenschaft, 1892 (рус. пер.: Монизм, 1924); GottNatur, 1914 (рус. пер.: Бог в природе, 1906); Natürliche Schöpfungsgeschichte, 1868, 1930 (рус. пер.: Естественная история миротворения, 1914); Anthropogenie, 1874; Generelle Morphologie der Organismen, 1866, нов. изд. 1906; Kristallseelen, 1917, 1922. Собр. соч.: Gemeinverständliche Werke, 6 Bde., 1924.
Heinrich Schmidt (Hg.). Was wir E. H. verdanken. E. H. zum 80. Geburtstag, I—II, 1914; Heinrich Schmidt. E. H. — Denkmal eines großen Lebens, 1934; V. Franz (Hg.). E. H.s Leben, Denken u. Wirken, I—II, 1943—1944; J. Hemleben. E. H. in Selbstzeugnissen u. Bilddokumenten, 1964; G. Altner. Charles Darwin und E. H., 1966; K. KeitelHolz. E. H., 1984; E. Krausse. E. H., 1984.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГЕККЕЛЬ ЭРНСТ

(16 февр. 1834 – 9 авг. 1919) – биолог-дарвинист, представитель естественноисторич. материализма. Учился на мед. ф-тах Вюрцбургского и Берлинского ун-тов (1852–57). Нек-рое время занимался мед. практикой, а затем исследоват. работой в области биологии. С 1861 по 1909 работал сначала приват-доцентом, а потом профессором в Иенском ун-те. Познакомившись в 1860 с книгой Дарвина "Происхождение видов", Г. стал горячим последователем и защитником высказанных в ней идей. Защищая и пропагандируя дарвинизм, Г. вместе с тем обогатил его рядом новых положений: основной биогенетический закон, учение о филогенезе, учение об архигонии (естественное возникновение жизни из неорганич. веществ) и др. Энгельс указывал, что Г. углубил представления Дарвина о естественном отборе как факторе органич. эволюции, подчеркнув приспособительный характер изменчивости под влиянием окружающей среды (см. "Анти-Дюринг", 1957, с. 67). Г. выступал с критикой положения А. Вейсмана о ненаследуемости приобретаемых признаков и указывал на преувеличение Дарвином роли перенаселенности и внутривидовой борьбы. Все это говорит о созвучии высказанных им идей мичуринскому учению. Хотя Г. и не называл себя материалистом (свои взгляды он именовал "монизмом", "хилонизмом" и т.п.), фактически он придерживался материалистич. воззрений на природу и страстно боролся против религиозно-идеалистич. мировоззрения. Видную роль в борьбе с реакцией на рубеже 19 и 20 вв. сыграла книга Г. "Мировые загадки". Охарактеризовав эту книгу как "орудие классовой борьбы" и указав на яростные атаки против нее со стороны реакционеров, Ленин писал: "весело смотреть, как у этих высохших на мертвой схоластике мумий – может быть, первый раз в жизни – загораются глаза и розовеют щеки от тех пощечин, которых надавал им Эрнст Геккель" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 334). Г. в 1906 организовал "Союз монистов", целью к-рого была борьба с церковным мракобесием и пропаганда материалистич. мировоззрения. Г. в 1910 открыто выступил с отречением от христианской религии и церкви. Будучи стихийным материалистом и не имея представления о законах обществ. развития, Г. допускал ряд отступлений от материализма; он не был последовательным атеистом и предлагал заменить официальную религию верой в бога-природу (в духе пантеизма Спинозы); закон естественного отбора и борьбы за существование распространял на общество, высказываясь в духе социального дарвинизма и даже расизма. Хотя Г. и критиковал нек-рые из наиболее отрицат. черт капитализма, он оставался защитником бурж. общества. "Честный и смелый борец, пока дело шло о свободе мысли, он выступает тупым невежественным буржуа, как только переходит на почву политики" (Тимиpязeв К. А., Соч., т. 8, 1939, с. 360). Оставаясь субъективно защитником капитализма и даже высказываясь порой против социализма, Г. объективно помогал борьбе с реакц. силами, а также естественно-науч. обоснованию марксизма, его распространению среди трудящихся. Соч. в рус. пер.: Современные знания о филогенетическом развитии человека, СПБ, 1899; Красота форм в природе, СПБ, 1907; Чудеса жизни, 2 изд., СПБ, 1908; Мировоззрение Дарвина и Ламарка, СПБ, 1909; Борьба за эволюционную идею, СПБ, 1909; Естественная история миротворения, т. 1–2, СПБ, 1914; Происхождение человека, П., 1919; Монизм, Гомель, 1924; Натуралист под тропиками, 2 изд., М.–Л., 1925; Мировые загадки, М., 1937. Лит.: Энгeльс ?., Анти-Дюринг, М., 1957; eго же, Диалектика природы, М., 1955; Лeнин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 331; Uschmann G., Ernst Haeckel. Leben und Wirken, Jena, 1951; его же, Ernst Haeckel. Forscher, K?nstler, Mensch, Lpz.–Jena, [1958]; Huschke K., Ernst und Agnes Haeckel. Ein Briefwechsel, Jena, 1950; Walther J., Im Banne Ernst Haeckels, G?ttingen, 1953. Г. Платонов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.