ГЕКАТОН РОДОССКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЕКАТОН Родосский
сер. 2—нач. 1 в. до н. э.) — греческий философ-стоик, ученик Паиэтия и, возможно, Посидония. Занимался преимущественно этикой и считался крупнейшим (после Панэтия и Посидония) авторитетом Средней Стой. Придерживался школьной догмы (Diog. L. VII 91; 110; 125; 128 etc.), но (как и Панэтай) признавал ценность практических эпифеноменов добродетели (здоровье, красота и т. п.—VII 9!), вводя, т.о., «безразличное» (адиафора) в сферу целеполагания и открывая путь к синтетическому соединению добродетели и счастья. От обширного наследия Гекатона (св. 50 кн.; по Цицерону и Диогену Лаэртию известны: «Об обязанностях» в 6 кн., «О благах», «О добродетелях», «О конечных целях», «О страстях», «О парадоксах», «Полезные изречения») сохранились немногочисленные фрагменты. Гекатон — авторитетный источник Цицерона (De ff: III 89 ел.) и Сенеки (Ер. 5,7; 6,7; 9,6 etc.).
Лит.: Gomoll H. Der stoische Philosoph Hekato. Lpz.—Bonn, 1933, (собр. фрагм. см. S. 93—113).
А. А. Столяров

Источник: Новая философская энциклопедия

ГЕКАТОН РОДОССКИЙ

ГЕКАТОН (??????) Родосский (сер. 2 - нач. 1 в. до н. э.), представитель Средней Стой. Учился у Панетия (Cic. De off. Ill 63) и, возможно, затем у Посидония. Других биографических сведений нет. Известны названия семи довольно обширных - по сведениям Цицерона (De off. Ill 63; 89-90) и Диогена Лаэртия (VI 4; 32; VII 87; 90; 103; ПО; 127; 172 и др.) - соч. Г.: «Об обязанностях», «О благах», «О добродетелях», «О конечных целях», «О страстях», «О парадоксах», «Полезные изречения» (ХреГси); сохранились немногочисленные фрагменты. Занимался преимущественно этикой и считался крупнейшим (после Панетия и Посидония) авторитетом Средней Стой. В большинстве отношений придерживался школьной догмы в области этики (неоднократно цитируется у Диогена Лаэртия при изложении нормативных тезисов): сама природа ведет нас к добродетели (VII 87), наслаждение - не благо (VII103), добродетели довольно для счастья (VII 127) и т. д. Вместе с тем Г. (как, возможно, и Панетий) признавал «добродетелями», или «достоинствами» некоторые «безразличные», но позитивные вещи (здоровье, красоту, силу и т. п): в отличие от «научных и умственных» (????????????? ??? ????????????) эти последние являются «неумственными» (?????????), поскольку не требуют интеллектуально-нравственного «согласия» и могут быть присущи даже людям дурным (D. L. VII 90-91). Т. обр., Г., возможно, допускал введение «безразличного» в сферу целеполагания, чем открывался путь к синтетическому соединению добродетели и счастья. Г. — авторитетный источник Цицерона в трактате «Об обязанностях» (III 89 ел.; приводятся практические рекомендации Г. в конкретных ситуациях: напр., что лучше выбросить в море в случае бури - дорогой груз или дешевого раба, и т. п.) и Сенеки (Ер. 5, 7; 6, 7; 9, 6; De ben. I 3, 9; II 18, 2; III 18, 1 и др.). Фрагм.: Gomoll 1933, S. 93-113 (fr. 1-27); Fowler H. N. Panaetii et Hecatonis librorum fragmenta. Bonn, 1885. Лит.: Gomoll H. Der stoische Philosoph Hekaton. Seine Begriffswelt und Nachwirkung unter Beigabe seiner Fragmente. Lpz.; Bonn, 1933. А. А. СТОЛЯРОВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь