ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГЕЙЗЕНБЕРГ ВЕРНЕР
(1901-1976) -выдающийся немецкий физик, автор матричного варианта квантовой механики, принципа неопределенности, интересной версии единой нелинейной полевой теории элементарных частиц, вместе с Бором (см.) разработал копенгагенскую интерпретацию квантовой механики, много размышлял над проблемами социальной ответственности ученых в эпоху ядерных технологий. Был горячим сторонником союза физики и философии. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ГЕЙЗЕНБЕРГ (Heisenberg) Вернер
род. 5 дек. 1901, Вюрцбург - ум. 1 февр. 1976, Мюнхен) - нем. физик; с 1946 - профессор в Геттингене, основатель квантовой механики. Установил соотношение неопределенностей, согласно которому внутриатомные процессы принципиально не поддаются строго причинному объяснению. Тем самым ставится под вопрос не действительность закона причинности, а достаточность человеческого причинного исследования. Осн. произв.: "Die physikalischen Prinzipien der Quantentheorie", 1930 (рус. пер. "Физические принципы квантовой теории", 1932); "Wandlungen in den Grundlagen der Naturwissenschaft", 1935; "Die Physik der Atomkerne", 1943 (рус. пер. "Физика атомного ядра", 1947).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Гейзенберг Вернер
 (р. 1901) — нем. физик-теоретик. В настоящее время работает в ФРГ. Один из создателей квантовой механики. В 1927 сформулировал соотношение неопределенностей. В 30-е и 40-е гг. разрабатывал различные теоретические проблемы квантовой механики и атомной физики. С начала 50-х гг. работает над единой теорией «элементарных» частиц, к-рая объясняет появление частиц взаимодействием единой материальной субстанции с собой (ее «самодействием»). В своих многочисленных выступлениях по философским вопросам совр. теоретической физики стоял в общем на позитивистской платформе: отрицал независимость физической реальности от наблюдения, говорил об «индетерминизме» микропроцессов. Однако как - естествоиспытатель в специальных исследованиях так или иначе признавал объективное существование материи. В последнее время отходит от позитивистских взглядов и высказывается скорее в духе объективного идеализма.

Источник: Философский словарь. 1963

ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер (1901—76)
нем. физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Внес значительный вклад в. развитие квантовой электродинамики, квантовой теории поля, теорию ядра, физику космических излучений, теорию элементарных частиц. Сформулировал соотношение неопределенностей, ограничившее применение классических понятий к микромиру. При решении ряда гносеологических проблем Г. делал идеалистические выводы, утверждая, в частности, что идея реальности в совр. науке “расплывается” и заменяется математическими конструкциями. Соотношение неопределенностей явилось для него основой критики не только механического, но и вообще материалистического понимания причинности, отрицания правомерности четкого разграничения объективного и субъективного в теории и эксперименте. В последние годы жизни эволюционировал от неопозитивистских представлении, характерных для представителей т. наз. копенгагенской школы. уделяя большое внимание философскому анализу диалектики части и целого, склонялся в ряде выводов к объективному идеализму в духе Платона.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер

5. 12. 1901, Вюрцбург - 1.2.1976, Мюнхен), нем. физиктеоретик, один из создателей квантовой механики. С 1941 директор Ин-та кайзера Вильгельма (с 1946 - Ин-т Макса Планка). Нобелевская пр. по физике (1932).
В ст. «О квантовотеоретич. истолковании кинематич. и механич. соотношений» («Quantentheoretische Umdeutung der kinematischen und mechanischen Beziehungen», 1925) Г. построил исторически первый вариант квантовой механики - матричную механику. В основополагающей работе «О наглядном содержании квантовотеоретич. кинематики и механики» («Uber den anschaulichen Inhalt der quantentheoretischen Kinematik und Mechanik», 1927) дал вывод соотношения неопределенностей, выражающего ограничения на употребление классич. понятий в квантовой механике. Г. является одним ив авторов протоннонейтронной модели строения атомного ядра (1932). В последние годы жизни Г. работал над проблемами квантовой теории поля. Значит, место в науч. творчестве Г. занимают разработка филос.-методологич. проблем физики и ее истории. С именем Г. связывается формулировка принципа наблюдаемости, введение понятия замкнутой физич. теории, новая постановка проблемы причинности. Ряд методологич. работ Г. посвящен исследованию связи совр. физики с идеями антич. философии, в к-рых он отдает предпочтение объективно-идеалистич. .натурфилос. идеям Платона. Г. защищал субстанциальную трактовку энергии в духе энергетизма, считая, что все элементарные частицы «сделаны из энергии». В ряде работ Г. анализировал понятие простоты науч. теории, различные аспекты концепции дополнительности, социокультурные проблемы науки.

Источник: Советский философский словарь

ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер

(1901— 1976) — нем. физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Род. в г.Вюрцбург, окончил Мюнхенский (1923) и Геттингенский (1924) ун-ты. В 1927—41 гг. — проф. Лейпцигского ун-та. В годы Второй мировой войны руководил нем. проектом по созданию атомной бомбы. В 1946—58 гг. возглавлял Физ. ин-т в Геттингене, с 1958 г. — дир. Ин-та физики и астрономии в Мюнхене. Осн. работы относятся к квантовой механике, квантовой электродинамике, квантовой теории поля, теории ядра, физике космических лучей, теории элементарных частиц. В 1925 г. разрабатывает квантовую механику в матричной форме, в 1927 г. формулирует принцип неопределенности. Суть его состоит в том, что для микрочастицы нельзя одновременно точно определить ее координату и импульс, ее энергию и время. Чем точнее определена одна величина, тем с меньшей точностью м.б. определена другая. В 1928 г. совместно с П.Дираком выдвинул идею обменного взаимодействия, в 1929 г. совместно с В.Паули ввел общую схему квантования полей. В 1932 г. выдвигает протонно-нейтронную модель ядра, а в 1933—34 гг. высказывает идею об обменном характере ядерных сил (независимо от Д.Д.Иваненко и И.Е.Тамма). В последние годы жизни работал над единой теорией поля. В 1932 г. удостоен Нобелевской премии за создание квантовой механики в матричной форме. Почетный чл. мн. АН и науч. об-в. Ряд работ посвящен филос. проблемам физики, в частн. теории познания, где он преим. стоял на позициях идеализма, считая, что в основе картины мира лежит некая идеальная матем. структура. Соч.: Шаги за горизонт. М., 1987; Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. Лит.: Дягилев Ф.М. Становление науки и ее методологии. Нижневартовск, 2002; Храмов Ю.А. Физика. Биографический справочник. М., 1983. Ф.М.Дягилев

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер
физик; p. 5.12.1901 (Вюрцбург) — ум. 1.2.1976 (Мюнхен), будучи профессором в отставке; ранее занимался проблемами теоретической физики в Лейпциге, Берлине, Гёттингене, до 1971 — директор Института Макса Планка по физике и астрофизике, основатель квантовой механики; установил соотношение неопределенностей, согласно которому внутриатомные процессы принципиально не поддаются строго причинному объяснению. Тем самым, по существу, не ставится под вопрос значение закона причинности, а указывается на необходимость подвергнуть снова основательному анализу понятия «закон причины» и «детерминизм».
Осн. СОЧ.: Die physikalischen Prinzipien der Quantentheorie, 1930, 1958 (рус. пер.: Физические принципы квантовой теории, 1932); Das Naturbild der heutigen Physik, 1955; Wandlungen in den Grundlagen der Naturwissenschaft, 1935, 1973; Die Physik der Atomkerne, 1943, 1949 (рус. пер.: Физика атомного ядра, 1947); Physik und Philosophie, 1959, 1978 (рус. пер.: Физика и философия, 1963); Das Naturgesetz und die Struktur der Materie, 1967; Einführung in die einheitliche Feldtheorie der Elementarteilchen, 1967 (рус. пер.: Введение в единую полевую теорию элементарных частиц, 1968); Der Teil und das Ganze, 1969, 1981; Schritte über Grenzen, 1971, 1977; Tradition in der Wissenschaft, 1977; Quantentheorie und Philosophie, 1979. — Библиографию см.: H. Cluny. H. — Choix de textes de W. Heisenberg. Paris, 1966.
H. Hörz. W. H. und die Philos., 1966; F. Hund. Gesch. der Quantentheorie, 1967; H. P. Dürr (Hg.). Quanten u. Felder. Physikalische u. philos. Betrachtungen zum 70. Geburstag von W. H., 1971; A. Hermann. W. H. in Selbstzeugnissen u. Bilddokumenten, 1976 (mit Bibi.); H. Pfeiffer (Hg.). Denken u. Umdenken. Zu Werk u. Wirkung von W. H., 1977; C. F. v. Weizsäcker/B. L. van der Waerden. W. H., 1977; G. Gembillo, W. H. — La filosofia di un fisico. Napoli, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГЕЙЗЕНБЕРГ ВЕРНЕР

(род. 5 дек. 1901) – нем. физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. В 1923 окончил Мюнхенский ун-т. В 1927–41 – проф. физики в Лейпциге, Берлине и Геттингене. С 1941– проф. и директор Ин-та теоретич. физики в Берлине и Геттингене. В 1948 избран президентом Геттингенской АН. В 1925 Г. вместе с Н. Бором разработал т.н. матричную механику – первый вариант совр. квантовой механики, давшей возможность вычислить интенсивность спектральных линий, испускаемых простейшей квантовой системой – линейным осциллятором. Г. произвел квантово-механич. расчет атома гелия, показав возможность его существования в двух различных состояниях. В 1927 сформулировал т.н. соотношение неопределенностей, выражающее специфич. связь между импульсом и координатой микрообъектов, обусловленную их корпускулярно-волновой природой. Г. принадлежит разработка теории, объясняющей намагничивание ферромагнетиков спиновым моментом электронов и раскрывающей обменный характер сил, ориентирующих элементарные магнетики при намагничивании вещества. Он является также автором ряда работ, посвященных проблеме ядерных сил, в к-рых раскрыт обменный характер ядерного взаимодействия. Г. работает над проблемами релятивистской квантовой механики и создания единой теории поля. Г. – один из представителей т.н. копенгагенской школы физиков. Длительный период находился под влиянием позитивистской философии. Положении квантовой механики истолковываются им в идеалистич. духе. Он отрицает реальность атомов и др. микрообъектов, утверждая, что они являются лишь символами, придающими законам природы наиболее простую форму. Пространство и время, по Г., – это субъективные априорные формы созерцания, "формы упорядочения опыта". Совместно с Бором он разработал т.н. принцип дополнительности (см. Дополнительности принцип) в квантовой механике, дающий субъективно-идеалистич. истолкование квантово-механич. закономерностей поведения микрообъектов, обусловленное их двойственной корпускулярно-волновой природой. Познание действительности Г. пытается свести к ее математич. описанию, к математич. символике, объявляя "принцип математической простоты" критерием истинности науч. теории. Он является также сторонником "энергетизма", утверждая, что не материя, а энергия есть "основная субстанция", из к-рой состоит все существующее (см. "Философские проблемы атомной физики", М., 1953, с. 98–99). В последнее время Г. высказывается против позитивизма, склоняясь к объективному идеализму ("Открытие Планка и основные философские проблемы атомной теории", в журн. "Успехи физ. наук", 1958, т. 66, вып. 2, октябрь). Соч.: Quantentheoretische Umdeutung der kinematischen und mechanischen Beziehungen, "z. Physik", B., 1925, Bd 33, H. 12; Mehrk?rperproblem und Resonanz in der Quantenmechanik, там же, 1927, Bd 41, H. 4–5, S. 239–67; ?ber den anschaulichen Inhalt der guantentheoretischen Kinematik und Mechanik, там же, 1927, Bd 43, H. 3–4, S. 172–98; Zur Theorie des Ferromagnetismus, там же, 1928, Bd 49, H. 9–10, S. 819–36; в рус, пер. – Физические принципы квантовой теории, М., 1932; Развитие квантовой механики, в кн.: Гeйзенберг В., Шредингер Э., Дирак П. А. М., Современная квантовая механика. Три нобелевских доклада Л.–М., 1934; Физика атомного ядра. М.–Л., 1947; Философские проблемы атомной физики, М., 1953. Лит.: Кузнецов И. В., В чем прав и в чем ошибается Вернер Гейзенберг, "Вопр. философии", 1958, No 11.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер

5 декабря 1901, Вюрцбург—1 февраля 1976)—немецкий физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Окончил Мюнхенский (1923) и Геттингенский (1924) университеты. Профессор теоретической физики Лейпцигского университета (1927—41), директор Института физики кайзера Вильгельма и профессор Берлинского университета (1941—45). В 1941—45—один из руководителей немецкого атомного проекта. В 1945 был интернирован в Англии. В 1946—58— директор Физического института и профессор Геттингенского университета. С 1958—директор Института физики и астрофизики, профессор Мюнхенского университета.
Работал в области квантовой механики, квантовой электродинамики, релятивистской квантовой теории поля, теории ядра, магнетизма, физики космических лучей, теории элементарных частиц. В 1925 вместе с М. Борном и П. Иорданом разработал матричную механику—один из вариантов квантовой механики (Нобелевская премия, 1932). В 1927 сформулировал принцип неопределенности, ограничивающий применение к микрообъектам классических понятий. Один из создателей копенгагенской интерпретации квантовой механики. В 1950—60 развил нелинейную единую теорию поля. В Англии в 50-х гг. читал курс лекций по философским проблемам современной физики («Физика и философия», 1959).
Для философских воззрений Гейзенберга характерна широта интеллектуальных интересов. Размышляя об абстрактных построениях научных понятий, он стремился развить представление о непреходящей силе науки, которая заключается в особенном способе обобщения, позволяющем охватывать теоретической мыслью разнородные явления и давать этим явлениям единое объяснение. Убедительность научных достижений механики Ньютона коренится прежде всего в том, что эта теория позволила представить единую картину крайне различных явлений мира—от наглядных движений тел, повседневно наблюдаемых на Земле, до гармонического движения Космоса. Единство науки часто открывается непреднамеренно, просто в силу того, что люди задают вопросы природе, совершенствуя при этом технические средства и в особенности язык, на котором они формулируют эти вопросы. В изучении истории науки Гейзенберг призывал не ограничиваться историей открытий и наблюдений, но включать в рассмотрение историю развития понятий. Такие понятия классической механики, как масса, сила, скорость, место и время, представляют собой отвлечение от многих реальных особенностей изучаемых процессов. Содержание этих и других понятий строго определено, и в силу этого теоретические утверждения, в которые входят эта понятия, оказываются верными вне зависимости от указанных особенностей, а значит, верными на все времена и в любых самых отдаленных звездных системах.
Если естествознание открывает нам смысловое единство природы, то искусство побуждает нас к прояснению смысла нашего существования. В искусстве мы хотим отобразить миропонимание, общее всем людям Земли. Хотя мы и говорим, что наша высшая цель—создание новых форм и все завершается построением этих форм, тем не менее, такие формы могут явиться нам лишь при открытии нового содержания. Создавать новое искусство, по мысли Гейзенберга,—значит делать зримым и слышимым новое содержание, а не только изобретать новые формы.
Гейзенберг был глубоко озабочен социальными событиями не только в своей стране, но и в мире в целом. Постепенно укореняется ощущение, что локальное нарушение в части мира может повредить всему существованию человечества. Он обращал внимание на то, что мы поставлены перед лицом огромных политических опасностей. Гейзенберг настойчиво искал пути выхода из трагической ситуации, в которой вынуждено жить человечество, и не только в самой науке, которая, по его словам, есть средство взаимопонимания народов, но и в сокровенных особенностях человеческого существа. Гейзенберг надеялся, что человек способен вникнуть не только умом, но и сердцем в ту отпугивающую пустоту и даль, куда нас завели техника и естествознание.
Соч.: Gesammelte Werke, ser. A, pt. 1—3; ser. B, Springer, 1989; Philosophical Problems of Nuclear Science. N. Y., 1952; Physik und Philosophie. Fr./M., 1959. Физические принципы квантовой теории. Л.—М., 1931; Физика атомного ядра. М.—Л., 1947; Теория атомного ядра. М., 1953; Философские проблемы атомной физики. М., 1953; Нелинейная квантовая теория поля. М., 1959; Введение в единую полевую теорию элементарных частиц. М., 1968; Шаги за горизонт. М., 1987; Физика и философия. М., 1963; Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.
Лит.: Овчинников Ученый-мыслитель XX века.—В кн.: Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987; Ахутин А. В. Историконаучная концепция Гейэенберга.—«Вопросы истории естествознания и техники», 1988, № 4, с. 69—83; Он же. Вернер Гейзенберг и философия.— В кн.: Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989; -s, H. Werner Heisenberg und die Philosophie, 2 Aufl. B., 1968; WsiwackerC. F. Werner Heisenberg. Munch.-Wien, 1977; Cassidy D. C., Baker M. Werner Heisenberg: A Bibliography f his Writings. Berkeley, 1984; Hempel H.-P. Natur und Geschichte; der Jahrhundertdialog zwischen Heidegger und Heisenberg. Fr./M., 1990; Cassidy D. C. Uncertainty: the Lite and Science of Werner Heisenberg. N. Y., 1992; Wemer Heisenberg: Physiker und Philosoph Heidelberg, 1993.
Овчинников

Источник: Новая философская энциклопедия

ГЕЙЗЕНБЕРГ Вернер (1901- 1976)

германский физик-теоретик, один из создателей квантовой механики. Лауреат Нобелевской премии по физике за создание матричной механики (1932). Основные работы: "Физические принципы квантовой теории" (1930), "Физика и философия" (1958), "Физика и за ее пределами" (1971). В 1920-1923 учился в Университете Мюнхена, где слушал лекции А.Зоммерфельда по теоретической физике. В 1923-1927 - ассистент в Геттингенском Университете, в 1927-1941 - профессор физики Университетов Лейпцига и Берлина, с 1941 - профессор физики Геттингенского Университета, с 1946 - директор Института физики общества М.Планка (Берлин), с 1948 - президент Геттингенской Академии Наук. В 1925 Г. совместно со своим учителем Н.Бором опубликовал концепции матричной механики как первого варианта механики квантовой. К этому Г. пришел в попытках разрешения противоречий в модели строения атома, сочетающей классические уравнения движения и постулаты Н.Бора. Г. и Н.Бор постулировали, что элементарные частицы обладают волновыми свойствами и не могут быть наблюдаемы в традиционном понимании. Это распространяющиеся в пространстве пакеты волн, которые (в зависимости от направления исследования) возможно рассматривать или как частицы, или как волны. Каждой физической величине ставится в соответствие определенный оператор, представляющийся в виде бесконечной матрицы. На основе теории Г. был произведен расчет квантовомеханических характеристик ядра атома гелия, а также показана возможность существования его в орто- и парасостояниях. Математический аппарат матричной механики позволил Г. также вычислять интенсивность спектральных линий линейного осциллятора. К 1927 Г. смог сформулировать в математическом виде "принцип неопределенности". Этот принцип возник вследствие необходимости учета материального характера наблюдений за элементарными частицами. Согласно принципу неопределенности, невозможно точно указать одновременно импульс частицы и ее координаты: чем точнее измерена одна из этих характеристик, тем менее точным будет значение другой. В описание атомного объекта, его состояния и поведения вводился существенно новый момент - понятие вероятности. В 1928 Г. (совместно с П.Дираком) выдвинул идею обменного взаимодействия, на основе которой разработал квантовомеханическую теорию спонтанной намагничиваемости ферромагнетиков при обменном электронном взаимодействии. В 1929 вместе с В.Паули Г. работал над теориями квантовой электродинамики, введя схему квантования полей и пытаясь получить из единого полевого уравнения массы элементарных частиц. С приходом к власти в Германии деятелей национал-социализма, Г., в отличие от многих других ведущих ученых, решил продолжить работу на родине. Свой труд "Физика и философия" Г. написал на основе прочитанных им в различных Университетах Шотландии престижных Гиффордовских Лекций (1955-1956). Г. писал в предисловии к мюнхенскому изданию книги "Физика и философия" (1959), что эти лекции "по завещанию основателя имеют своим предметом естественную теологию. С естественной теологией связана такая точка зрения на вопросы бытия, которая является результатом отказа от какой-либо частной религии или мировоззрения. Чаще всего цели, которые преследуют эти лекции, предполагают не специальное изложение отдельных проблем науки, а ее философские основы и мировоззренческие выводы. Поэтому перед автором... была поставлена задача показать связи между современной атомной физикой и общими философскими вопросами... Лекции были рассчитаны на широкий круг студентов, не обязательно физиков, интересующихся естествознанием и философией... Наиболее трудным разделом является, по-видимому, раздел, излагающий контринтерпретации к Копенгагенской интерпретации квантовой теории... Выводы современной физики... во многом изменили представление о мире, унаследованное от прошлого века. Они вызывают переворот в мышлении и потому касаются широкого круга людей. Предлагаемая книга имеет целью помочь подготовить почву для этого переворота". Г. полагал, что микромир, представляя собой только совокупность комплексов ощущений субъекта наблюдения, отделен от макромира "непроходимой пропастью". При интерпретации открытого им соотношения неопределенностей Г. сформулировал "начало принципиальной наблюдаемости", согласно которому физика должна отказаться от попыток узнать, как "устроен мир", исключить наглядные представления, переведя физические понятия на язык символов математики, принять положение, согласно которому микрообъекты существуют только при наличии наблюдающего их субъекта, отказаться от принципа причинности в микромире. О значении современной ему физики Г. в книге "Философия и физика" писал: "Когда сегодня говорят о современной физике, то первая мысль, которая при этом возникает, связана с атомным оружием. Каждый знает, какое огромное влияние оказывает это оружие на политическую жизнь нашего времени... Сегодня физика оказывает на общее положение в мире гораздо большее влияние, чем когда-либо прежде. Все же мы должны спросить, действительно ли изменения, произведенные современной физикой в политической сфере, являются важнейшим ее результатом. Что останется от влияния современной физики, если мир в своей политической структуре будет соответствовать новым техническим возможностям? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что каждое орудие несет в себе дух, благодаря которому оно создано. Так как каждая нация и каждая политическая группировка независимо от ее географического расположения или культурных традиций должна быть заинтересована в новом оружии, то дух современной физики будет проникать в сознание многих народов и будет связан самыми различными путями с прежними традициями. Что в конце концов произойдет на нашей земле в результате столкновения специальной области современной науки и весьма различных древних традиций? В тех частях мира, в которых развито современное естествознание, непосредственные интересы, направленные с давних времен прежде всего на практическое применение открытий естествознания в промышленности и технике, сочетаются с рациональным анализом внешних и внутренних условий такого применения. Народам этих стран сравнительно легко будет справиться с новыми идеями, ибо у них было достаточно времени для медленного и постепенного приспособления к современному техническому и естественно-научному методу мышления. Однако в других частях мира эти идеи довольно неожиданно сталкиваются с основными религиозными и философскими представлениями национальной культуры. Ввиду того что результаты современной физики снова ставят нас перед необходимостью обсуждения таких основополагающих понятий, как реальность, пространство и время, это столкновение может привести к совершенно новому изменению мышления, пути которого нельзя еще предвидеть. Характерной чертой столкновения современного естествознания с прежним традиционным методом мышления является полная интернациональность современного естествознания. Одна сторона в этом обмене идей, именно прежняя традиция, неодинакова в различных частях мира, а другая - повсюду одна и та же, и, следовательно, результаты этого обмена быстро распространяются на все области, где вообще имеет место дискуссия... самые большие изменения в представлениях о реальности произошли именно в квантовой теории; новые идеи атомной физики сконцентрированы и... выкристаллизованы в той окончательной форме, которую приняла наконец квантовая теория... В отношении того, что касается экспериментальной техники, современная ядерная физика является только прямым следствием метода исследования, который всегда, со времен Гюйгенса, Вольта и Фарадея, определял развитие естествознания... обескураживающая математическая сложность некоторых разделов квантовой теории представляет собой лишь крайнее развитие методов, которые были открыты Ньютоном, Гауссом и Максвеллом. Но изменения в представлениях о реальности, ясно выступающие в квантовой теории, не являются простым продолжением предшествующего развития... Здесь речь идет о настоящей ломке в структуре естествознания". Г. писал также о том, что современное ему естествознание проникает в "части света, где культурные традиции сильно отличаются от европейской цивилизации. Нужно ожидать, что эта новая деятельность во многих случаях проявляется как разрушение старой культуры, как бесцеремонное и варварское вмешательство, нарушающее зыбкое равновесие, на котором зиждется все человеческое счастье. Этих последствий, к сожалению, нельзя избежать, с ними надо примириться как с характерной чертой нашего времени. И все же даже в этом отношении революционный дух современной физики до некоторой степени может помочь привести в соответствие древние традиции с новыми тенденциями в мышлении. Так, например, большой научный вклад в теорию физики, сделанный в Японии после войны, может рассматриваться как признак определенной взаимосвязи традиционных представлений Дальнего Востока с философской сущностью квантовой теории. Вероятно, легче привыкнуть к понятию реальности в квантовой теории в том случае, если нет привычки к наивному материалистическому образу мыслей, господствовавшему в Европе еще в первые десятилетия нашего века. Естественно, эти замечания не должны пониматься как недооценка вредного влияния, которое, вероятно, привносится или еще будет привнесено старыми культурными традициями в процессе научного прогресса. Но так как все это развитие давно вышло из-под контроля человека, то мы должны признать его как одну из существенных черт нашего времени и попытаться насколько возможно связать это развитие с теми человеческими ценностями, которые являлись целью древних культурных и религиозных традиций. При этом имеет смысл привести одну притчу из истории религии хасидов. Жил старый раввин, священник, который был известен своей мудростью и к которому люди шли за советом. Пришел к нему один человек в отчаянии от всех происходивших вокруг него изменений и стал жаловаться на все то зло, которое происходит по причине так называемого технического прогресса. "Разве имеет цену весь технический хлам, - сказал он, - когда думают о действительной ценности жизни?" Раввин ответил: "Все в мире может способствовать нашему знанию: не только то, что создал бог, но и все то, что сделал человек". - "Чему мы можем научиться у железной дороги?" - спросил в сомнении пришедший. "Тому, что из-за одного мгновения можно упустить все". - "А у телеграфа?" - "Тому, что за каждое слово надо отвечать". - "У телефона?" - "Тому, что там слышат то, что мы здесь говорим". Пришедший понял, что думал раввин, и пошел своей дорогой... Современное естествознание врывается в те страны, в которых в течение нескольких десятилетий создавались новые положения веры как основа для новых могучих общественных сил. В этих странах современная наука обнаруживает себя как в отношении содержания этих положений веры, ведущих свое начало от европейских философских идей 19 в. (Гегель и Маркс), так и в отношении феномена веры, который не признает никакого компромисса с другими взглядами. Так как современная физика из-за своей практической пользы и в этих странах играет большую роль, то едва ли можно избежать того, что и там будет ощущаться ограниченность новых положений веры теми, кто действительно понимает современную физику и ее философское значение. Поэтому для будущего будет, по-видимому, плодотворным духовный обмен между естествознанием и новым политическим учением. Естественно, что не надо переоценивать влияние науки. Но открытость современного естествознания, вероятно, в состоянии помочь большим группам людей понять, что новые положения веры для общества не так важны, как предполагалось до сих пор... Влияние современной науки может оказаться очень благотворным для развития терпимости к иным идеям и потому стать весьма полезным".

Источник: История Философии: Энциклопедия