см. Младогегельянцы, Старогегельянцы.
ГЕГЕЛЬЯНСТВО
ГЕГЕЛЬЯНСТВО
Источник: Философский энциклопедический словарь
ГЕГЕЛЬЯНСТВО
философская доктрина Гегеля и егоучеников. Среди многочисленных интерпретаторов гегелевской мысли стоит выделить: 1) «ортодоксальное» гегельянство, пытающееся продолжить учение Гегеля, не модифицируя его (Розенкранц, Бьедерманн, К. Прантл, Ж.Е. Эрдманн, К. Фишер, Э. Зеллер); 2) «неогегельянство», которое в философском плане наследует прежде всего гегелевский идеализм, а в политическом плане — его теорию государства как тотальности и высшей цели (в Италии: Спавента, Кроче, Джентиле; в Германии: Кронер, С. Марк, А. Либерт); 3) «левое гегельянство», наследующее прежде всего диалектический метод и понятие становления, приходя таким образом к релятивизму и критике религии (Фейербах, Д. Штраус и Бауэр) и наличествующих институтов (Лоренц фон Штейн, Штирнер); 4) марксизм, сохраняющий всю гегелевскую диалектику, но делающий человека, а не Бога реальным субъектом истории.
Источник: Философский словарь
ГЕГЕЛЬЯНСТВО
филос. учение, возникшее в Германии в 30—40-х гг. XIX в. Основываясь на философии Гегеля, разл. направления Г. развивали его идеи в спорах по религ. вопросам. Т.н. правогегельянство истолковывало Гегеля в духе протестантской ортодоксии, рассматривая его филос. систему как рациональную форму богословия (К.Гешель, Г.Хинрикс, Г.Габлер, К.Дауб). Радикальное левое Г., или младогегельянство, критиковало религ. мотивы учения Гегеля, противопоставляло гегелевскому мировому духу роль самосознания отд. личности в истории (А.Руге, Б.Бауэр, Л.Фейербах, Д.Штраус, М.Штирнер). Промежуточное положение занимало «ортодоксальное» Г., стремившееся сохранить учение Гегеля «как оно есть» (К.Михелет, К.Розенкранц и др.). Младогегельянство критиковали Гейне, Маркс и Энгельс в Германии, Герцен и Белинский в России. Возрождение интереса к гегелевской философии в конце XIX — первой трети XX вв. привело к появлению в разл. странах Европы и в США неогегельянства. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ГЕГЕЛЬЯНСТВО
идеалистич. филос. течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Возникло в Германии в 30-40-х гг. 19 в. В спорах по религ. вопросам внутри гегелевской школы выделилось неск. направлений. Т. н. правогегельянство трактовало Гегеля в духе протестантской ортодоксии (К. Гешель, Г. Хинрихс, Г. Габлер), рассматривая его филос. систему как рациональную форму богословия. Оппозиционное левое Г., или младогегельянство (А. Руге, Б. Бауэр и др.), отрицало религ. мотивы учения Гегеля и подчеркивало решающую роль личностного, субъективного фактора в истории (противопоставляя его гегелевскому мировому духу). Промежуточное положение занимало «ортодоксальное» Г., стремившееся сохранить учение Г. в его «чистоте» (К. Михелет, К. Розенкранц и др.). Критика младогегельянства была дана в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство» (1844) и «Немецкая идеология» (1845-46). По пути преодоления младогегельянства пошли Гейне в Германии, Герцен и Белинский в России. Дальнейшее развитие Г. вышло за пределы собственно гегелевской школы. Возрождение интереса к Гегелю в бурж. философии 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. вызвало появление в различных странах многообразных течений т. н. неогегельянства.
Источник: Советский философский словарь
ГЕГЕЛЬЯНСТВО
(Hegelianismus). — Школа Гегеля распалась в Германии на правое (теистическое) крыло; Гёшель, Дауб и др., и радикальное левое крыло (младогегельянцы): Руге, Бруно Бауэр, Фейербах, Штраус и др. Для истории гегельянства большое значение имели основанные в 1838 Руге и Эхтермейером «Галльские ежегодники», в которых сотрудничали младогегельянцы; с 1841 они назывались «Немецкие ежегодники по вопросам науки и искусства», а в 1843 были запрещены. Промежуточную позицию между правыми и левыми занимали Розенкранц, И. Э. Эрдман и др. Маркс и Энгельс положили диалектический метод Гегеля в основу своего материалистического понимания истории (см. Материализм исторический). Во Франции начало гегельянству было положено Кузеном и, без прямой ссылки на Гегеля, развивалось Тэном, Ренаном, Гамеленом, Андлером и др. В настоящее время, после долгого перерыва, «Феноменология духа» Гегеля вместе с философскими работами молодого Маркса играет важную роль во французской духовной жизни. В Англии начало гегельянству положил Стирлинг своим поэтическим произведением «The secret of Hegel» (1865); к этому направлению принадлежали Бозанкет, Мак-Таггарт, Холдейн (Виконт Клоанский), Бейли и др.; в США — Харрис, Ройс, Боун. В Италии гегельянство было широко распространено, начиная от Джоберти и Розмини до Джентиле и Кроче, в наше время там возрос интерес к проблеме отношения Маркса к Гегелю. Значительным влиянием пользовалось оно и в России, где было неразрывно связа но с духовной стороной революционного движения. Большое значение имело гегельянство также у небольших славянских народов, в Скандинавии и Голландии. Ни один немецкий мыслитель, даже Кант, не имел такого продолжительного влияния на другие нации, как Гегель. Возрождение Гегеля в XX в. — см. Неогегельянство.
W. Windelband. Die Erneuerung des H., 1910; G. Lasson. Was heißt H.?, 1916; W. Moog. Hegel und die Hegelsche Schule, 1930; D. Tschizewskij. Hegel bei den Slawen, 1934; H. Höhne. Der H. in der engl. Philos., 1936; B. Jakovenko. Gesch. des H. in Rußland, 1938; J. E. Toews. Hegelianism. The Path toward Dialectical Humanism, 1805—1841. Cambridge, 1980; P Robbins. The British Hegelians: 1875— 1925. New York, 1982.
W. Windelband. Die Erneuerung des H., 1910; G. Lasson. Was heißt H.?, 1916; W. Moog. Hegel und die Hegelsche Schule, 1930; D. Tschizewskij. Hegel bei den Slawen, 1934; H. Höhne. Der H. in der engl. Philos., 1936; B. Jakovenko. Gesch. des H. in Rußland, 1938; J. E. Toews. Hegelianism. The Path toward Dialectical Humanism, 1805—1841. Cambridge, 1980; P Robbins. The British Hegelians: 1875— 1925. New York, 1982.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ГЕГЕЛЬЯНСТВО
школа учеников и последователей Гегеля в Европе в 1-й половине 19 в. Наиболее значительным было гегельянство в Германии, где различалось старшее поколение («старогегельянцы», «правые») и младшее («младогегельянцы», «левые»). «Старогегельянцы» (Г. Габлер, К. Гешель, К. Дауб и т. д.) выступили с интерпретацией гегелевской философии в ортодоксально-религиозном духе. «Младогегельянцы», организационно оформившиеся во 2-й половине 30-х гг., переосмыслили основы гегелевской доктрины, выступили с критикой христианства (Д. Штраус, Л. Фейербах, М. Штирнер, М. Гесс, А. Цешковский, Б. Бауэр, К. Маркс).
Общей для младогегельянства была ориентация на «освобождение» гегелевской философии от социально-политического консерватизма, «абсолютного идеализма» и толерантности к религии. Идейный радикализм младогегельянцев сочетался с остро критическим отношением к существующей политической и социальной практике; в их воззрениях чувствуется влияние французского утопического социализма. Младогегельянцы говорили о «закате христианства», о конце господствующего положения религии в сфере морали и жизненных ориентации личности: «критическая философия» призвана заменить или вытеснить христианство.
Круг проблем, обсуждавшихся младогегельянцами, весьма широк: проблемы морали, «зла» и «блага» в обществе, возможности и пределы индивидуального самоосуществления и свободы личности, духовное и практическое отчуждение человека, поиск гармонии в отношениях между людьми, между человеком и природой. Значительный вклад в философию религии внесли работы Л. Фейербаха и Б. Бауэра. В социальной философии следует отметить философское обоснование анархизма М. Штирнером и социализма К. Марксом. В стиле философствования, терминологии, понятийном аппарате и способах рассуждения младогегельянцы находились в большой зависимости от философии Гегеля.
Во 2-й половине 19 в. формируется гегельянство в Англии
(Дж. Стирлинг, Ф. Брэдли, Т. X. Грин).
Лит.: Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. К., 1983; Pepperle l. Junghegelianische Geschichtsphilosophie und Kunsttheorie. B., 1978; Sass H. M. Untersuchungen zur Religionsphilosophie in Hegelschule. 1830-1850. Munster, 1963.
А. Б. Баллаев
Общей для младогегельянства была ориентация на «освобождение» гегелевской философии от социально-политического консерватизма, «абсолютного идеализма» и толерантности к религии. Идейный радикализм младогегельянцев сочетался с остро критическим отношением к существующей политической и социальной практике; в их воззрениях чувствуется влияние французского утопического социализма. Младогегельянцы говорили о «закате христианства», о конце господствующего положения религии в сфере морали и жизненных ориентации личности: «критическая философия» призвана заменить или вытеснить христианство.
Круг проблем, обсуждавшихся младогегельянцами, весьма широк: проблемы морали, «зла» и «блага» в обществе, возможности и пределы индивидуального самоосуществления и свободы личности, духовное и практическое отчуждение человека, поиск гармонии в отношениях между людьми, между человеком и природой. Значительный вклад в философию религии внесли работы Л. Фейербаха и Б. Бауэра. В социальной философии следует отметить философское обоснование анархизма М. Штирнером и социализма К. Марксом. В стиле философствования, терминологии, понятийном аппарате и способах рассуждения младогегельянцы находились в большой зависимости от философии Гегеля.
Во 2-й половине 19 в. формируется гегельянство в Англии
(Дж. Стирлинг, Ф. Брэдли, Т. X. Грин).
Лит.: Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. К., 1983; Pepperle l. Junghegelianische Geschichtsphilosophie und Kunsttheorie. B., 1978; Sass H. M. Untersuchungen zur Religionsphilosophie in Hegelschule. 1830-1850. Munster, 1963.
А. Б. Баллаев
Источник: Новая философская энциклопедия
ГЕГЕЛЬЯНСТВО
термин, употребляющийся в истории философии для обозначения идеалистич. течений, исходивших из учения Гегеля. Течения эти возникли в Германии в 30–40-х гг. 19 в. Внутр. противоречивость философии Гегеля сделала возможным ее использование различными партиями в их политич. и идеологич. борьбе. Прусская монархия (Фридрих III) использовала его консервативную систему, к-рая оправдывала деспотизм, полицейское гос-во. Оппозиция к прусскому гос-ву находила в диалектике Гегеля идеи, вооружавшие на борьбу против феод.-абсолютистского строя. Споры в лагере гегельянцев сосредоточились вокруг религ. учения Г., но в условиях подъема освободит. движения накануне революции 1848 реальным содержанием этих споров были политич. проблемы, касающиеся абсолютистского гос-ва и религии как его духовной опоры. "...Путь политики, – писал Энгельс, – был тогда весьма тернистым, поэтому главная борьба велась против религии" ("Людвиг Фейербах...", 1955, с. 13). Часть гегельянцев стала на путь трактовки учения Г. в духе христ. ортодоксии. Они составили лагерь правогегельянцев (Гешель, Гинрихс, Габлер). Будучи реакционерами в политике, они унаследовали от Гегеля лишь его идеалистич. систему и, отбросив диалектику, истолковывали философию Гегеля как рациональную форму богословия, используя его тезис о тождестве религии и философии. Д. Штраус своей книгой "Жизнь Иисуса" (т. 1–2, 1835–36, рус. пер. 1907) положил начало левогегельянскому (или младогегельянскому) движению, хотя сам примкнул к "центру" (Розенкранц, Михелет). Штраус пришел к выводу, что все мифич. рассказы о Христе суть продукты бессознат. творчества нации или крупной религ. общины. Левые гегельянцы (Руге, Б. Бауэр, Фейербах и др.) выступили против ортодоксально-религ. истолкования учения Гегеля. Б. Бауэр, состоявший сперва в лагере правых гегельянцев, в работах 1840 и 1841–42 дал критику взглядов Штрауса, считая, что евангельские рассказы являются преднамеренными измышлениями отд. лиц. Атеизм младогегельянцев покоился на идеалистич. мировоззрении и в силу этого не был последовательным. Религиозный "... спор между Штраусом и Бауэром, – писал Ф. Энгельс, – ...разросся до вопроса о том, что является главной действующей силой во всемирной истории: "субстанция" или „самосознание“" (там же). Б. Бауэр, будучи выразителем бурж.-радикальной идеологии, защищал права "самосознания", подчеркивал решающую роль субъективного фактора в истории, приходил к противопоставлению "критической личности" "некритической массе" и отрицанию объективной историч. закономерности. Маркс и Энгельс подвергли идеализм младогегельянцев критике в "Святом семействе" (1844, изд. 1845) и в "Немецкой идеологии" (1845–46, опубл. впервые 1932, рус. пер. 1933). Материалистич. критику гегелевской философии дал Фейербах, вышедший из среды левых гегельянцев. Его "Сущность христианства" (1841, рус. пер. 1861) была поворотным пунктом в нем. философии 40-х гг. Но Фейербах вместе с идеализмом реакц. системы отбросил и диалектику Г. По пути прогрессивной переработки идей Гегеля пошли революц.-демократич. мыслители: в Германии Г. Гейне (см. Ф. Энгельс, там же, с. 6), в России Герцен, характеризовавший диалектику Гегеля, как "алгебру революции" (Собр. соч., т. 9, 1956, с. 23), Белинский, Чернышевский. Со 2-й пол. 19 в. наблюдается возрождение интереса к философии Гегеля в Англии. Стирлинг, Грин, Керд, Брэдли использовали философию Г. для борьбы против материализма и дарвинизма в естествознании, а также для обоснования религии. Г. имело своих представителей и в России (Редкин, Б. Чичерин). Фальсификацией гегелевского теоретич. наследия явилось неогегельянство, возникшее в конце 19 в., извращавшее философию Гегеля в духе иррационализма. В двадцатых годах в СССР у ряда работников обнаружилась линия на своеобразное возрождение Г., на подмену революц. материалистич. диалектики Маркса идеалистич. диалектикой Г. (см. Меньшевиствующий идеализм). Этот рецидив Г. был подвергнут всесторонней критике. Лит. см. при ст. Гегель. М. Овсянников. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.