ГЭ ХУН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГЭ ХУН
Гэ Чжичуань, прозе. Баопу-цзы ("Мудрец, объемлющий первозданную простоту"). 284 - 363 или 283 - 343. Даос, философ и ученый, автор трактата "Баопу-цзы.", теоретик "учения о бессмертии" (сянь сюэ). Согласно Г.Х., человек может достичь физич. бессмертия и святости, проявляющейся в сверхестеств. способностях, посредством определенной релит, практики (гимнастич. и дыхательных упражнений, созерцания) и алхимии (лянь дань шу, цзинь дань). Вместе с тем Г.Х. отрицал возможность бессмертия души как отличной от тела духовной субстанции. Теоретич. основой алхимии Г.Х. является признание единства мира, наличия всеобщей связи всех его явлений и универсальности трансформаций и перемен. Г.Х. верил в возможность трансмутации металлов и получения искусств, золота, одновременно являющегося эликсиром бессмертия. Роль такого эликсира, по Г.Х., могли играть и др. вещества, в первую очередь киноварь. Трактат Г.Х. помимо обширного эмпирич. материала в обл. химии содержит также ценные сведения по традиц. кит. фармакологии. Элементы науч. знания тесно переплетены в философии Г.Х. с магией, оккультизмом и астрологией. Онтологич. воззрения Г.Х. осн. на учении о дао как "сокровенной" (сюань) первооснове всего сущего, порождающей эмпирич. мир и проявляющейся в конкр. вещах, в т.ч. теле человека, в качестве "Истинного единого" (чжэнь и). Созерцание "Истинного единого" у Г.Х.- важный элемент религ. практики, связанный с учением о пара-физиологич. структурах человеч. организма -"киноварных полях" (дань тянь), своеобразных резервуарах жизненной силы. Г.Х. сочетал даос, учение с социальной доктриной конфуцианства, изложению к-рой посвящены т.н. "внеш." (комментирующие) главы (вай пянь) его трактата. В полемике с даос, вольнодумцем Бао Цзинъянем Г.Х. с конф. позиций отстаивает вечность и незыблемость социального неравенства, сакральный характер монархич. власти и гос-ва. Разработка Г.Х. "учения о бессмертии" оказала сильное влияние на развитие доктрин средневек. даосизма и традиц. форм естествознания, а наличие в трактате "Баопу-цзы" перечня всех известных Г.Х. даос. соч. позволяет отнести его к предшественникам составителей "Даос, канона" ("Дао цзан"). Г.Х. традиционно считается также автором агиографич. соч. "Шэнь сянь чжу-ань" ("Жизнеописания святых-бессмертных"), но подлинность его авторства не доказана. **Торчинов Е.А. Трактат Г.Х. "Баопу-цзы" как источник по изучению даосизма пер. Лю-чао // Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма. Л., 1980; Его же. Осн. направления эволюции даосизма в период Лю-чао (по материалам трактата Г.Х. "Баопу-цзы") // Дао и даосизм в Китае. М., 1982; Его же. Учение Г.Х. о Дао: человек и природа // Проблема человека в традиц. кит. учениях. М., 1983. Е.А. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

ГЭ ХУН
283, уезд Цзюйжун (современная провинция
Цзянсу) — 343 или 363] — один из первых китайских «алхимиков» — систематизаторов духовных практик, целью которых было достижение адептом индивидуального телесного бессмертия. Родился в семье, многие представители которой занимали важные государственные посты в царстве У. В молодости успешно участвовал в боевых действиях против мятежников, но затем служил неохотно и стремился оставить военную карьеру. Прослышав, что на юге, в Цзяочжи добывают киноварь (даньша), необходимую для алхимических занятий, он добился назначения главой уезда Гоулоу и до конца жизни оставался на юге, в Гуанчжоу. Основным произведением Гэ Хуна считается «Баопу-цзы», трактат, заглавие которого происходит от прозвища автора—«Объявший простоту мудрец». Текст описывает способы регулирования индивидуальных циклов жизненной энергии яв-пневмы с целью их «включения» в общекосмический цикл с помощью снадобий, известных под именем «эликсира бессмертия» (дань) — «философского камня» китайских алхимиков. Трактат свидетельствует о глубоких познаниях автора в различных науках. «Баопуцзы» подразделяется на «внешние» и «внутренние» главы, первые из которых считаются более ранними. Во «внутренних» главах провозглашается приоритет даосизма по отношению к конфуцианству («даосская наука—корень, конфуцианская—кончики веток»), важность веры в «астрологическую» судьбу (су мин) и необходимость любви к «сокровенному» (сюань). Последнее трактуется как высшая реальность, исследование и познание которой возможно при помощи духовных практик, в частности — «хранения единого» (шоу и). Аналогичные способы упоминаются уже уЛао-цзы (*Дао дэ цзин», 39), Чжуан-цзы (*Чжуан-и,зы», 12) и Лю Аня («Хуайнань-цзы», 14), однако Гэ Хун различает «хранение сокровенного единого» и «хранение подлинного единого». Совершенствование в «хранении единого и сохранении подлинного» (шоу и цунь чжэнь) в конечном счете приобщает адепта к знанию божеств-предков, после чего он становится «настоящим человеком», недоступным ни для свирепых зверей на суше, ни для зловредных драконов в воде. Его сторонятся неприкаянные духи, ему не страшно даже направленное на него оружие («Баопу-цзы», 18). Достижению этого состояния также способствует употребление «великого снадобья из золота и киновари», которое, орошая «киноварные поля» в теле адепта, приближает его к телесному бессмертию. «Баопу-цзы» приводит рецептуру изготовления алхимического золота (сернистой ртути) из реальгара, описывает процесс получения свинцовых белил и других химических соединений. Специалисты по китайской медицине считают, что Гэ Хун внес существенный вклад в методы распознавания и лечения инфекционных заболеваний. Его наследие внимательно изучается историками традиционной науки Китая.
Г. А. Ткаченко

Источник: Новая философская энциклопедия

Похожие термины:

  • ХУН ЦЯНЬ

    21.10.1909, Шэсянь пров. Аньхой,- 27.2.1992. Философ, исследователь философии и науки. Учился в ун-тах Берлина, Йены и Вены. В 1934 в Венском ун-те Х.Ц. под руководством одного из лидеров логического позитивизма,
  • ГУАН ХУН МИН ЦЗИ

    Расширенное собр. соч., светоч истины распространяющих" - буд. антология, сост. в начале 60-х гг. 7 в. монахом Даосюанем из столичного (г. Чанъань) монастыря Сымин. Входит в буд. канон "Да цзан цзин". Предс
  • ХУН МИН ЦЗИ

    Собр. соч., светоч истины распространяющих" - буд. антология, сост. в 515 - 18 монахом Сэнъю. Входит в кит. буд. канон "Да цзан цзин". Состоит из 14 цзюаней ("свитков"). Включает буд. тексты, созданные с пер. пра
  • ЦЗЯО ХУН

    Цзяо Жохоу, пров. Июань, Таньюань. 1540. Цзяннин (совр. Нанкин пров. Цзянсу),- 1620. Мыслитель, пытавшийся примирить конфуцианство с буддизмом. Состоял в Ханьлинь академии. Одно время учился у Ло Жуфана. Бы
  • ХУН ДЕША

    Санскр.) Местность вокруг озера Мансаравар в Тибете.
  • ГУНСУНЬ ХУН

    Гунсунь Цзи. 200 до н.э., Сюэ окр. Цзычуань (юг совр. уезда Шоугуан пров. Шаньдун), - 121 до н.э. Каноновед (см. Цзин сюэ). В молодости служил тюремным надзирателем, лишь в возрасте более 40 лет начал изучать "Ч
  • ХУ ХУН

    Ху Жэньчжун, прозв. Уфэн сяньшэн ("учитель из Уфэна"). 1105 (или 1102), Чунъань (на территории совр. пров. Фуцзянь), - 1155 (или 1161). Ученый-неоконфуцианец. Мл. сын Ху Аньго. Учился у Ян Ши и Хоу Чжунляна (учеников
  • ХУН ЛЯНЦЗИ

    Хун Цзюньчжи, Хун Чжицунь, Хун Бэйцзян, Гэншэн. 1746, Цзосянхуацяоли уезда Янху, округа Чанчжоу пров. Цзянсу,- 1809. Каноновед (см. Цзин сюэ), литератор, географ. Происходил из знатного рода потомств. учены
  • ПЕШ-ХУН

    Тибет.) От санскритского пешуна - "шпион"; эпитет, данный Нараде, назойливому и беспокойному Риши.
  • ХУН СЮ-ЦЮАНЬ

    1814-1864) - организатор и руководитель Тай-пинского восстания 1850—1864 в Китае. В 1843 организовал религ. секту «Общество поклонения богу» («Бай-шанди хуэй»), основанную на христианстве англикан. толка, с ц