ГАРТЛИ ДЭВИД
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский словарь. 1963
изучал в Кембридже философию и медицину, которую и сделал своею профессией. Философскую известность Г. приобрел своим двухтомным сочинением: "Observations on man, his frame, his duty and his expectation" (1-е изд. 1749 г.). Всякая психическая деятельность зависит, по Г., от колебательных движений нервов и мозговых частиц. Разнообразное содержание душевной жизни происходит частью от различия самых этих движений по интенсивности или скорости, по амплитуде колебания и по локализации в мозгу, частью же от различных сочетаний нескольких местных мозговых колебаний между собою. Этим различным сочетаниям соответствуют различные ассоциации представлений, к которым сводятся все прочие духовные деятельности. С таким психологическим материализмом, которому, впрочем, он придавал лишь гипотетическое значение, Г. соединял веру в Бога и личное бессмертие и возбудил негодование теологов только тем, что отвергал вечность адских мучений.
Вл. С.
Источник: Философский словарь Владимира Соловьева
30. 8. 1705, Армли - 28. 8. 1757, Ват), англ. мыслитель, один из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Сын священника, изучал богословие в Кембридже; в дальнейшем получил мед. образование и работал врачом.
Стремясь установить точные законы психич. процессов для управления поведением людей, Г. пытался применить для этого принципы физики Ньютона. Согласно Г., вибрации внеш. эфира вызывают соответствующие вибрации в органах чувств, мозге и мышцах, а эти последние находятся в отношении параллельности к.порядку и связи психич. явлений, от элементарных чувствований до мышления и воли. Следуя учению Локка, Г. впервые превратил механизм ассоциации в универсальный принцип объяснения психич. деятельности. По Г., психич. мир человека складывается постепенно в результате усложнения первичных элементов посредством ассоциации психич. явлений в силу их смежности во времени и частоты повторений; побудительные силы развития - удовольствие и страдание. Сходным образом Г. объяснял формирование общих понятий: они возникают из единичных путем постепенного отпадания от ассоциации, остающейся неизменной, всего случайного и несущественного; совокупность постоянных признаков удерживается как целое благодаря слову, выступающему в качестве фактора обобщения.
Несмотря на механистичность, учение Г. было крупным шагом вперед на пути материалистич. понимания психики; оно оказало влияние и на этику, эстетику, логику, педагогику, биологию. Активным приверженцем учения Г. был Дж. Пристли.
Источник: Советский философский словарь
30 августа 1705, Армли, Йоркшир — 28 августа 1757, Бат, Сомерсет)—английский мыслитель, один из признанных основоположников психологической теории, известной под названием ассоциационизма. Родился в семье священника и первоначально готовился к духовной карьере. Позднее не захотел целиком принять одобренный в 1571 религиозный кодекс «Тридцать девять статей» и стал заниматься медицинской практикой в различных городах Англии. Отдавая дань механистическим представлениям о жизненных процессах, господствовавшим в Европе под влиянием работ Ньютона и Локка, Гартли в своем основном труде «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (Observations on man, his frame, his duty and his expectations, v. 1—2, 1749; рус. пер. в кн.: «Английские материалисты 18 века», т. 2. M., 1967) попытался создать собственную «физику разума» и основанную на ней этику: «Главная цель, которую я преследую, состоит в том, чтобы объяснить, установить и применить учение о вибрациях, а также учение об ассоциации [идей]. Первое из этих учений выведено из соображений относительно того, как совершаются ощущения и движения, которые высказаны сэром Исааком Ньютоном в конце его «Начал», а также в вопросах, приложенных к его «Оптике»; второе—из того, что г-н Локк и другие изобретательные люди разработали относительно влияния ассоциации на наши мнения и привязанности». Идея о том, что тело и душа действуют в строгом соответствии друг с другом, изложенная в «Размышлениях», оказала большое влияние на развитие психологической теории. Синтезируя локковское учение об ассоциации идей со своим собственным представлением о работе нервной системы, Гартли объяснял сложные мыслительные процессы—воображение, память — преледовательностью элементарных чувственных впечатлений, а все психологические акты, согласно Гартли, в конечном счете могут объясняться на основе единого закона ассоциации. Во второй части «Размышлений» рассматриваются преимущественно богословские проблемы: бытие Бога, Его атрибуты, благость, милосердие и всемогущество.
Лит.: Кузнецов В. ff., Мееровскии Б. В., Грязное А. Ф. Западноевропейская философия 18 в. М., 1986; Пристли Д. Избр. соч. М., 1934, Виноградов H Д. Д. Гартли и его «Наблюдения над человеком».—В сб.: Л. М. Лопатину. М., 1912; Schontank В. Hartley und Priestley, die Begrunder des Associationismus in England. Halle, 1882.
В. Ф. Коровин
Источник: Новая философская энциклопедия
(30 авг. 1705 – 28 авг. 1757) – англ. бурж. философ, один из тех, к-рые, по словам Маркса, "уничтожили последние теологические границы локковского сенсуализма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 144). Сын священника, Г. поступил в Кембриджский ун-т для изучения богословия. Не соглашаясь с догматом церкви о вечности мучений грешников в аду, Г. отказался от намерения стать священником. Получил мед. образование и всю жизнь работал врачом. В историю философии вошел как автор теории вибрации, представлявшей собой попытку с позиций механистич. материализма объяснить происхождение психич. явлений, и как один из основателей ассоциативной психологии. Свои взгляды Г. изложил в труде "Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях" ("Observations on man, his frame, his duty and his expectations", v. 1–2, 1749). Идеи механистич. материализма у Г. сочетались с религ. взглядами. Г. проводил различие между явлениями психич. жизни и процессами в нервной системе человека; он утверждал, что изменения в нервной системе являются первичными, а психич. явления – производными от них. Г. писал, что внешние объекты, воздействуя на наши органы чувств, вызывают колебат. движения, вибрации мельчайших частиц вещества нервов и мозга. Им соответствуют наши ощущения. Чувства дают материал для всех идей. Самые сложные идеи возникают из идей, рождающихся из ощущений. В мозгу могут одновременно происходить различные вибрации, воздействующие друг на друга. Вибрации в ослабл. виде сохраняются и по удалении объекта восприятия. Поэтому при повторении одной вибрации возникает связанная с ней другая или другие. Это и есть, по Г., материальная основа ассоциации идей, объясняющей психич. жизнь человека. Последняя часть труда Г., посвященная нравств. долгу и чаяниям человека, заполнена богословскими рассуждениями. Вибрационная теория и теория ассоциации Г., несмотря на свой механицизм, тенденцию сведения сознания к ощущению, имели значение для дальнейшего развития материалистич. философии и психологии. Последователем этих теорий был Пристли, издавший в сокращ. виде работу Г. и снабдивший ее вводным очерком. Лит.: ?ристли Д., Избр. соч., М., 1934; Виноградов Н. Д., Д. Гартли и его "Наблюдения над человеком", Сборник "Л. М. Лопатину", М., 1912; История философии, т. 2, [М.], 1941; Ribot Т., Quid D. Hartley de consociatione idearum senserit, P., 1872; Bower G. S., Hartley and James Mill, L., 1881; Sch?nlank В., Hartley und Priestley, die Begr?nder des Associationismus in England, Halle, 1882; Haven K., Coleridge, Hartley and the mystics, "J. History Ideas", 1959, v. 20, No 4. А. Макаровский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.