2-я пол. 2 в.)—греческий философ, представитель Афинской школы среднего платонизма, ученик Аттика (Prod. In Tim. 305, 6), находившийся также под влиянием неопифагорейцев (школы Нумения и Крония). Согласно «Суде», Гарпократиону принадлежали «Комментарий к Платону» в 24 книгах и «Платоновский лексикон» . Фрагменты его комментариев к «Алкивиаду I», «Федону», «Государству», «Федру» и «Тимею» собраны Дж. Диллоном. Вслед за Аттиком Гарпократион понимал демиургический акт в «Тимее» как творение мира во времени (fr. 13). В духе Нумения учил о трех ступенях универсума (ср. триаду ум—душа—космос), истолковываемых как иерархия богов: 1 -и бог — Уран или Крон, 2-й—Зевс или Зен, 3-й—небо или космос; при этом 1-й и 2-й боги замещают собой платоновского демиурга (fr. 14 = Procli In Tim. I 304 sq. Diehl). Гарпократион признавал бессмертие всех душ — «даже у муравьев и мух» (fr. 10). Телесность—источник зла, поэтому для души оказывается злом всякое воплощение (fr. 11, 12). «Комментарий» Гарпократиона, вероятно, содержал общие положения среднеплатонической доктрины и частные мнения самого Гарпократиона; он был использован неоплатониками, в первую очередь — Порфирием.
Фрагм.: Dillon J. Harpocrations Commentary on Plato: Fragments of a Middle Platonic Commentary.—«California Studies in Classical Antiquity», 1981, 4, p. 125-146.
Ю. А. Шичалин