ГАРОДИ Роже

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ГАРОДИ Роже

(p. 17 июля 1913) – франц. философ-марксист, писатель и публицист, политич. деятель. Коммунист. Гл. содержание филос. и публицистич. деятельности Г. составляют критика совр. идеализма и защита марксистской теории познания ("Материалистическая теория познания" – "La th?orie mat?rialiste de la connaissance", 1953, рус. пер. 1955) и в особенности разработка проблем свободы и гуманизма ("Грамматика свободы" – "Grammaire de la libert?", 1950, рус. пер. 1952; докт. дисс. – оригинальное марксистское исследование – "Проблемы cвoбоды и необходимости в свете марксизма", защищенная в Ин-те философии АН СССР в 1954; "Марксистский гуманизм" – "Humanisme marxiste", 1957, рус. пер. 1959). В последних работах ("Перспективы человека" – "Perspectives de l´homme", P., 1959) Г. разрабатывает проблемы этики и критикует с марксистских позиций буржуазные и ревизионистские концепции "отчуждения". Для работ Г. характерны творческий подход к исследуемым проблемам, последовательная партийность. Соч.: Les sources fran?aises du socialisme scientifique. P., 1948; Le marxisme et la personne humaine, P., 1949; L´?glise, le communisme et les chr?tiens, P., 1949; La libert?, P., 1955.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГАРОДИ Роже
(1913, Марсель – 2012, Париж) – философ-марксист. В 1953 стал доктором филологических наук, преподавал эстетику в университете Клермон-Феррана, затем, в 1960-е, в Пуатье. В 1933 вступил в ФКП, был членом Политбюро ЦК ФКП, основателем и директором Марксистского центра научных исследований. В 1968 осудил ввод советских войск в Чехословакию. В 1970 был исключен из ФКП за «правый ревизионизм». Философские, эстетические, политические взгляды Г. постоянно претерпевали изменения в ходе событий, вынуждавших его ко все более глубокому пересмотру идейного наследия марксизма. Но в его размышлениях сохранялся устойчивый центр: Г. был верен мысли о свободной и творческой сущности индивидов и коллективного исторического субъекта, интерпретировал марксизм прежде всего как «методологию исторической инициативы». С этой позиции он оценивал философские концепции и социально-политические реалии современности, в результате чего пришел к разрыву с ФКП. Но и до этого разрыва он вел критику «догматического марксизма» (см.: «Марксизм XX века», 1966). К догматикам он относил К. Каутского и Г.В. Плеханова, особой формой догматизма считал сталинизм, осуждал «неодогматизм» Л. Альтюссера и в конечном счете пришел к выводу о догматической сути всей идеологии существовавшего тогда мирового коммунистического движения. Преодоление марксистского догматизма Г. связывал с развитием идеи гуманизма, с верой в творческий характер исторической деятельности людей, в необходимость постоянного обновления марксизма в процессе критики устаревших идей. В книге «За французскую модель социализма» (1968) отражена реакция Г. на события в Чехословакии: он признает право всех народов на свой особый путь к социализму. В этой и других работах того времени он призывал французских коммунистов исследовать происходившие в западных обществах изменения классовой структуры, связанные с научно-технической революцией (рост числа высокообразованных специалистов на производстве и уменьшение численности пролетариата, занятого физическим трудом), и соответственно менять стратегию борьбы за социализм; пересмотреть отношение к христианству, гуманистический потенциал которого считал близким к идеалам социализма, и совместно с ним вырабатывать проект будущего; демократизировать внутрипартийную жизнь, развивать инициативу рядовых коммунистов. Оказавшись вне партии, Г. сохранил критицизм в отношении капиталистического общества и стремление выработать новый проект будущего. Развитие западных обществ, по его мнению, зашло в тупик, жизнь людей не имеет достойной цели, замкнута в сфере производства и потребления, политика экономического роста подстегивает и постоянный рост вооружений, который оказывается одной из причин, порождающих локальные войны, однако общество нуждается в ином – в совершенствовании человека и в создании новых взаимоотношений между людьми. В поисках сил, способных переустроить общество, Г. обращается к феминизму, христианству, исламу. Констатируя, что современный мир создан мужчинами и для мужчин, он видит возможность его гуманизации в освобождении женщин и включении их на равных с мужчинами правах в общественную жизнь. В книге «Обещания ислама» Г. выступает за «диалог цивилизаций», диалог между Западом и Востоком, необходимый для релятивизации западной культуры, претендующей сейчас на абсолютную ценность. Таким путем можно не только преодолеть необузданный материализм западной цивилизации, но и обрести новый смысл жизни в единении с божественным началом мира. Именно за идею нераздельности божественного и человеческого порядков Г. ценит ислам, возлагая на него надежды в плане преобразования мира и создания «универсальной цивилизации».
Соч.: Грамматика свободы. М., 1952; Марксистский гуманизм. М., 1959; Ответ Жан-Полю Сартру. М., 1962; О реализме без берегов: Пикассо. Сен-Джон Перс. Кафка. М., 1966; За французскую модель социализма. М., 1969; Большой поворот социализма. М., 1970; За возрождение надежды. М., 1971; Альтернатива. М., 1972; Марксизм XX века. М., 1994; Le marxisme et la morale. P., 1948; L’église, le communisme et les chrétiens. P., 1949; Théorie matérialiste de la connaissance. P., 1953; Perspectives de l’homme. P., 1961; L’itinéraire d’Aragon. P., 1961; Dieu est mort. P., 1962; Qu’est-ce que la morale marxiste? P., 1963; De l’anathème au dialogue. P., 1965; Pour un modèle français du socialisme. P., 1968; Le grand tournant du socialisme. P., 1969; Toute la vérité. P., 1970; Le projet d’espé- rance. P., 1976; Appel aux vivants. P., 1979; Promesses de l’Islam. P., 1981; Pour l’avènement de la femme. P., 1981. Лит.: Шихардин, Н.В. От анафемы к диалогу. Гуманистический проект Роже Гароди. Курган, 2007; Cottier, G. Chrétiens et marxistes. Tours, 1967; Dupleix, A. Le socialisme de R. Garaudy et le problème religieux. Toulouse, 1971; Geerlandt, R. Garaudy et Althusser: le débat sur l’humanisme dans le Parti communiste fran- çais et son enjeu. P., 1978. E.A. Самарская

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

ГАРОДИ (Garaudy) Роже (р. 1913)
французский философ. Сторонник "персоналистского марксизма". За диссидентские взгляды исключен из ФКП (1970). Основные сочинения: "Христианская мораль и марксистская мораль" (1960), "Что такое марксистская мораль?" (1963), "От анафемы к диалогу" (1965), "Марксизм XX века" (1966), "Альтернатива" (1972), "Танец жизни" (1973) и др. Г. усмотрел в качестве главной духовной предпосылки творческого, гуманного марксизма своеобычно проинтерпретированную философскую доктрину Фихте: человек в границах такого подхода понимался как свободный, себятворящий деятельностный индивид. Согласно Г., любые теологические, антропологические и общественно-обусловливаемые трактовки сущности человека необходимо низводили его до статуса пассивного продукта социального тиражирования. Лишь сбои и сшибки в механизмах осуществления этого процесса были в состоянии продуцировать истинно человеческий тип людей, призванный преобразовывать окружающую действительность в направлении обретения индивидами аутентичного смысла бытия. Постигает их человек посредством создания экспериментальных "моделей", впоследствии проверяемых общественной практикой. Удушающий истинно человеческое в человеке метод "социалистического реализма", проявления которого Г. усматривал во всех сферах социальной жизни в СССР, должен был быть отвергнут и заменен совокупностью высоконравственных мифов, напоминающих "человеку о том, что он творец". В качестве одного из оснований такого мифа Г. видел своеобразно интерпретированную христианскую мораль вкупе с частью христианских догматов. Создав (вопреки духу античного рационализма) в общественной и духовной практике новую ипостась человека - личность; постулируя уникальность любых человеческих сознаний, ни одно из которых не может служить в качестве средства для другого; провозглашая сопряженную установку на отказ от эксплуатации человека человеком, - христианство, по мнению Г., во многом предвосхитило марксизм и поэтому нет и не может быть принципиальной грани между христианами и гуманистически ориентированными марксистами. И те, и другие, согласно Г., "живут в тяготении к бесконечному, только для первых бесконечное - в присутствии, для вторых - в отсутствии". Марксисты верят исключительно в человека, христиане без Бога в душе не видят человека. Г. подчеркивал, анализируя преемственность и генетическую идейную связь учения Маркса и идеалов истинного христианства, что "христианская теология в сравнении с марксизмом дает то, что средневековая алхимия осуществила в отношении современной ядерной физики: сон о невероятных трансформациях материи стал реальностью наших дней, эсхатологические требования любви и человеческого достоинства нашли условия воплощения в марксизме, но только не в ином, иллюзорном, а скорее в посюстороннем мире". Г. настаивал на той версии прочтения Маркса и Энгельса, согласно которой коммунизм трактовался не как жестко заданное состояние общества, а выступал скорее как высоконравственное гуманистически ориентированное "движение, уничтожающее нынешнее состояние". Ибо, - утверждал Г., - обещающие людям на Земле вечный Рай в лучшем случае способны к устройству "респектабельного Ада". Философско-социологическое творчество Г. было посвящено полемике со сталинско-брежневской ("советской") моделью социализма, борьбе против реакционно-религиозных интерпретаций сущности марксизма, развенчанию античеловеческой сущности реального коммунизма, создававшегося в СССР. "После отлучения Югославии в 1948, сталинских преступлений, признанных на XX съезде КПСС, после событий в Берлине, Познани и Венгрии в 1956 г. санкций против Китая 1958, клеветнических кампаний, приведших к расколу коммунистического движения, вторжения в Чехословакию... интеллектуальной инквизиции в Советском Союзе от дела Синявского до постыдной травли Солженицына, после взрыва антисемитизма в Польше, а затем в Ленинграде, подавления польских забастовщиков, не считая прочего, - все как после всякой катастрофы. Так можно ли сказать, что речь идет об "ошибках"? Не следствия ли это самой системы? Системы не социалистической, а советской - творения Сталина и Брежнева? Как не задуматься над неизбежностью этого превращения и не попытаться понять социализм как сотворенный не только сверху, но и снизу?" Выступая одним из провозвестников идеи социализма "с человеческим лицом" - первой реальной попытки интеллектуальной критики общественно-экономической системы государств-членов "социалистического лагеря" с позиций гуманизма и нравственно-препарированного марксизма, Г. категорически отвергал любые аналогии между бюрократическим централизмом коммунистических диктатур и обществом подлинного социализма. Лидеры КПСС и СССР, неспособные, по мнению Г., "ассимилировать даже минимальную инициативу снизу, отвергая любую попытку обновления, они несут полную ответственность за теоретическую дегенерацию марксизма и преступную практику полицейской власти в России и странах-сателлитах. Больше всего они боятся социализма с человеческим лицом". Исследуя перспективы и потенциальные возможности гуманистической трансформации неизбывно сталинистского социалистического общества в странах "народной демократии", Г. обращал особое внимание на очевидную ограниченность любых попыток сведения этих общественно-преобразующих процедур к каким бы то ни было переделам собственности и властных полномочий. Коренным изменениям должны быть подвергнуты все духовные образования: школа, культурные учреждения, символы веры и жизненные смыслы. Политика истинных коммунистов-реформаторов призвана, с точки зрения Г., "... сотворить историю. Создавать не партию, а дух. У нас есть возможность выбора не между порядком и переменами, а между революционными конвульсиями и конструктивной революцией". Обращая особое внимание на самодеятельный, не скованный установками идеологического догматизма и партийного прагматизма характер желаемых общественных трансформаций, Г. неустанно подчеркивал: "Наша эпоха стремится к открытому обществу, члены которого не впадают ни в тоталитаризм, ни в индивидуализм, - к обществу, где существует единение полифонии, как в хорошо исполненном танце, открытость творчеству, грядущему, пророчествам и утопиям".
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
347.55 кб

Валюативная и рефлективная парадигмы марксизма: версия Роже Гароди

Шихардин Николай Владимирович