ГАНДХАРА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГАНДХАРА
Санскр.) Музыкальная нота большой оккультной силы в
индусской гамме - третья в диатонической гамме.

Источник: Теософский словарь

ГАНДХАРА
санскр. название области, расположенной в районе совр. Пешавара в Индии и части Афганистана. В 100— 300 — цитадель буддизма, сыгравшая важную роль в эволюции махаяны. В Г. сложился особый стиль искусства скульптуры, представляющий собой сплав древнеинд. и греко-романского стилей. В будд. искусстве Др. Индии не изображали фигуру Будды, а символизировали его присутствие; в гандхарском искусстве изображают не только самого Будду, но разворачивают в сценах историю всей его жизни. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ГАНДХАРА
наименование древней области, государственного образования и народа в северо-западном Индостане. В состав государства Г. входили порой и примыкающие области Афганистана. На этих землях воз- никло буддийское «гандхарское искусство» (I–IV вв.). Г. — область широкого и глубокого распространения буддизма. Здесь развивались различные направления (школы) буддизма, разрабатывалась буддийская догматика, создавались буддийские сочинения. В стране имелось много монастырей и храмов, возведённых соответственно космологическим учениям. Буддийские представления о земном мире (горизонтальная космология шести нижних уровней сферы страстей) весьма мифологичны. В центре земли возвышается огромная четырёхгранная гора Меру (Сумеру), окруженная океанами (поверхность которых — середина высоты горы), горными цепями с четырьмя материками — двипа (по сторонам света) и островами за ними. Южный материк — это Джамбудвипа, или Индостан, с прилегающими землями, известными древним индийцам. Ниже поверхности океанов располагались семь подземно-подводных миров, самый нижний из которых — ад. Выше поверхности, на горе Меру живут божества. Самая её вершина является местом небесных дворцов 33 ведических богов во главе с Индрой. Однако это всего лишь шестой снизу уровень развития сознания особей. Градостроительная деятельность, как и возведение буддийских культовых сооружений, приобрело наибольший размах в эпоху династии Кушан, особенно при царе Канишке (I–II вв.). Архитектура и искусство здесь зарождались при тесном взаимодействии индийской и эллинистической культур и под определённым влиянием римского искусства. Строения часто воздвигались из камня, формировалась планировка основных типов буддийских сооружений — чайтья, вихара, сангха-арама, ступа, которые затем видоизменялись в других странах. Здесь сложился «эллинистический стиль» изображения образов Будды, бодхисаттв и всех персонажей буддийского пантеона. Гандхарское искусство разрабатывало сложные композиции, в которых отражались сцены из жизни Будды Шакьямуни и его предыдущих воплощений. Многие произведения Г. входят в число шедевров мирового искусства. Существует мнение, что именно в Г. I–III вв. появились первые скульптурные изображения образа Будды с лицом и одеждой, в которых были явно заметны характерные черты искусства римлян, что весьма отличает эти скульптуры от образцов собственно индийской школы из Матхуры, созданных примерно в этот же период.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Похожие термины:

  • ГАНДХАРВА

    (санскр. gandharva, тиб. dri za, добрый полубог, чаще всего во мн. ч. гандхарвы) — в индийской мифологии класс небесных певцов и музыкантов, пребывающих на небе Индры. В буддийских текстах Г. играет не только
  • ГАНДХАРВЫ

    др. – инд.)  – полубоги, небесные певцы и музыканты, мужья апсар. Развлекают своим искусством богов на праздниках и пиршествах.