ГАМИЛЬТОН Уильям

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГАМИЛЬТОН УИЛЬЯМ

шотландский философ (Глазго, 1788 — Эдинбург, 1856). Его философия, дополняющая знание верой, опирается на мысль Канта и Рейда. Его «Lectures on Metaphysics and Logic» (1859-1860) изданы сыном.

Источник: Философский словарь

ГАМИЛЬТОН (Hamilton) Уильям
род. 8 марта 1788, Глазго - ум. 6 мая 1856, Эдинбург) - англ, философ; профессор (с 1821). В качестве исходного пункта своего учения использовал метод мышления шотл. философской школы (см. Шотландская школа) и связал его с идеями Канта. Предметом познания является только обусловленное и ограниченное. Безусловное в своих обеих формах абсолютного (т.е. того, что является завершенным или совершенным) и бесконечного (т.е. того, что не может быть завершено) есть предмет веры. В логике Гамильтон пытался создать новую аналитику логических форм, причем рассматривал суждение как тождество. Осн. произв.: "Lectures on Metaphysics and Logic", 4 Vol., 1859-1860.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Гамильтон Уильям
 (1788—1856) — апгл. философ-идеалист и логик. Понимая познание как «выявление условий» существования познаваемого предмета, отрицал объективную истину и переходил на позиции агностицизма; «абсолютное», т. е. материальная действительность, по Г., познаваемо лишь через посредство сверхъестественного откровения. Вслед за Кантом признавал априоризм, а также моральные постулаты как основу религиозной веры. Ввел в логику учение о количественном определении (квалификации) предиката, сделав тем самым попытку свести суждение к уравнению, а логику — к исчислению; был одним из предшественников совр. . математической логики. Осн. работа — «Лекции по метафизике и логике» (4 тт. 1859—60).

Источник: Философский словарь. 1963

ГАМИЛЬТОН Уильям
английский философ; р. 8.3.1788 (Глазго) — ум. 6.5.1856 (Эдинбург); профессор (с 1821) в Эдинбурге; в качестве исходного пункта своего учения использовал метод мышления шотландской школы и связал его с идеями Канта. Предметом познания является только обусловленное и ограниченное. Безусловное в своих обеих формах абсолютного (т. е. того, что является завершенным или совершенным) и бесконечного (т. е. того, что не может быть завершено) есть предмет веры. В логике Гамильтон пытался создать новую аналитику логических форм, причем рассматривал суждение как тождество, выражающее отношение бытия. Осн. соч.: Lectures on Metaphysics and Logic, 4 vol., 1859—1860. J. S. Mill. An Examination of Sir W. H. s Philosophy and of the Principal Philosophical Questions Discussed in His Writings, London, 1865, dt. 1908; J. H. Stirling. Sir W. H., London, 1865; F. Nauen. Die Erkenntnislehre H.s (Diss.). Straßburg, 1911; T. T. Segerstedt. The Problems of Knowledge in Scottish Philosophy, Lund, 1935; G. Geduldig. Die Philos, des Bedingten. Transzendentalphilos. Überlegungen zur Philos. Sir W. H.s, 1976; K.-D. Ulke. Agnost. Denken bei W. H., in: K.-D. Ulke. Agnost. Denken im Viktorian. England, 1980.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГАМИЛЬТОН УИЛЬЯМ

Hamilton), Уильям, лорд (8 марта 1788 – 6 мая 1856) – англ. философ-идеалист. Шотландец по происхождению. Профессор Эдинбургского ун-та. Г. сочетал эмпиризм шотландской школы (Рид) с рационалистич. и агностич. элементами кантианства. К первичным чувств. данным Г. присоединял априорные формы рассудка и дуалистически признавал непосредств. достоверность существования и материального и духовного миров. Познание бога, в отличие от шотландской школы и в соответствии с Кантом, он считал возможным через моральный постулат. С агностич. и релятивистской позиции Г. выступал против идеализма Шеллинга и Кузена. Выдвинув учение о "квантификации предиката", рассматривающее логич. суждение как ур-ние, выражающее количеств. отношение объемов понятий, Г. явился одним из предшественников математич. логики. Соч.: Philosophy of the unconditioned in reference to Cousin´s doctrine of the infinito-absolute, в его кн.: Discussions on philosophy and literature, 3 ed., Edin.–L., 1866; Lectures on Metaphysics and Logic, v. 1–4, [3 ed.], Edin.–L., 1866–70. Лит.: Милль Дж. Ст., Обзор философии сэра В. Гамильтона..., пер. [с англ.], СПБ, 1869; Rasmussen S. V., The philosophy of sir William Hamilton. A study, K?obenhavn, 1925. Б. Быховский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГАМИЛЬТОН Уильям
8 марта 1788, Глазго-6 мая 1856, Эдинбург—шотландский философ. Профессор гражданской истории Эдинбургского университета (с 1821); в 1836 занял кафедру логики и метафизики. Гамильтон сочетал принципы философии здравого смысла Шотландской школы с кантианством. Обосновывал веру в «непознаваемого Бога» как внутреннее требование морали. Автор обширных комментариев к собранию сочинений Г. Рида. Им написаны журнальные статьи, опубликованные затем в сборнике «Дискуссии о философии, литературе, образовании и университетской реформе» (Discussions n Philosophy and Literature, Education and University Reform, 1852). Свою философскую концепцию называл «естественным реализмом». В статье «Философия восприятия» отстаивал идею непосредственности восприятия внешних объектов (не-Я) и непосредственной данности души (Я) в самосознании. В то же время Гамильтон доказывал, что любое познание имеет относительный характер, т. к. нам даны лишь феномены, а также потому, что в процессе познания устанавливается отношение познающего и познаваемого, и мышление накладывает на объект априорные концептуальные ограничения. К традиционному для британского эмпиризма делению на первичные и вторичные качества он добавил т. н. вторично-первичные (субъективно-объективные) качества, возникающие в результате отношения одних тел к другим. В статье «Философия безусловного» подверг критике взгляды В. Кузена, отстаивавшего возможность рационального постижения бесконечного и абсолютного. Согласно Гамильтону, мышление носит исключительно обусловленный характер. Этот подход получил развитие в богословских работах его ученика Г. Л. Мэнселя. В своей логической концепции Гамильтон первым выдвинул идею квантификации предиката суждения, однако не понял значения этого открытия для коренного преобразования логики. Философия Гамильтона потеряла влияние после критики ее с позитивистских позиций Дж. С. Мшлем.
Лит.: Кант и кантианцы. М., 1978, с. 136—44; (ertc/i J. Sir W. Hamilton: The Man and his Philosophy. 1883; Rasmussen S. V. The Philosophy of Sir William Hamilton. Kobenhavn, 1925; Sorley W. R. A History of British Philosophy to 1900. Cambr., 1965, p. 240-49.
А. Ф. Грязное

Источник: Новая философская энциклопедия