ГАЛИЧ Александр Иванович
род. 1783 - ум. 1848) - рус. философ и эстетик. После окончания Петербургского унта пять лет учился в Германии. В своих философских трудах рассматривал процесс познания с точки зрения его стадийности, т.е. перехода от гипотезы через понятие к идее. Пытался сформулировать закономерности развития философии. Одним из первых в России выступал как эстетик романтизма. Осн. труды: "История философских систем..." (1819); "Опыт науки изящного" (1825); "Картина человека..." (1834).
Источник: Философский энциклопедический словарь
Галич Александр Иванович
(1783—1848) — рус. философ, эстетик и психолог. Окончил Петербургский педагогический ин-т (1808), учился в Германии (1808—13). Объективный идеалист, Г. в университетских лекциях (Г. преподавал в Петербургском ун-те (1817—21)) и «Картине человека...» (1834) подчеркивал подчиненность индивидуального мышления законам бытия, большую роль ощущений в процессе познания, стадиальность его развития (гипотеза — понятие — идея), связь мышления с физиологией. В «Истории философских систем...» (кн. 1—2, 1818—19) пытался сформулировать закономерности развития истории философии, выступал против материализма, но высоко оценивал методологию опытных наук. В работе «Опыт науки изящного» (1825) начал одним из первых в России пропагандировать эстетику романтизма, критикуя теорию подражания классицизма.
Источник: Философский словарь. 1963
ГАЛИЧ Александр Иванович
4 (15) июля 1783, Трубчевск Орловской губ.—9 (21) сентября 1848, Царское Село]—русский философ, психолог, эстетик. Сын дьячка. Окончив Севскую духовную семинарию (1803), направлен в Петербургскую учительскую семинарию (с 1804 Педагогический институт). В 1808 отправлен для учебы в Германию, где увлекся философией Шеллинга. В 1813 защитил диссертацию на кафедре философии Педагогического института (тема неизвестна); в 1813—21 читал курс философии в Педагогическом институте и основанном на его базе Петербургском университете. С 1817 экстраординарный профессор. Одновременно (1814—15) преподавал русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее. В 1818—19 издал «Историю философских систем» в 2 т., составленную на основании немецких руководств и включавшую рассмотрение философии Шеллинга. Ко 2-й книге приложен «Опыт философского словаря»—один из первых русских философских справочников. Изложению философии Шеллинга посвящена также изданная в 1829 книга «Черты умозрительной философии...» В 1821 отставлен от преподавания во время ревизии университета Д. П. Руничем, обвинен в «безбожии» и «революционных замыслах» за то, что в своей книге излагал учения философов, но не опровергал их. В 1825 отставлен от профессуры и в 1837 окончательно уволен. Служил переводчиком (с 1838) и начальником архива Провиантского ведомства (с 1839). Подготовил две книги — «Философия истории человечества» и «Наука общих прав», рукописи которых сгорели во время пожара. Начал составлять «Лексикон философских предметов», но успел довести его только до буквы «В» (в. 1, 1845). Эстетику разрабатывал в русле романтизма, понимая ее как науку изящного («Опыт науки изящного», 1825). Прекрасное («изящное») рассматривал как единство истинного, доброго и приятного. Оно суть воплощение божественного начала и имеет цель в самом себе. Дал классификацию видов искусств и литературных жанров. В книге «Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий» (1834) предложил самостоятельную антропологическую концепцию, в центре которой идея единства духовного и телесного, мышления и чувств.
Лит.: Никитенко А. И. Александр Иванович Галич. СПб., 1869; Каменский 3. А. Московское общество любомудров. М., 1980.
С. И. Бажов
Источник: Новая философская энциклопедия
ГАЛИЧ Александр Иванович
1783, Орловской губ. - 9.(21).09.1848, Царское Село) - философ, эстетик. Его настоящая фамилия - Говоров, но, следуя обычаям духовных учебных заведений, он, поступив в семинарию, переменил ее на Никифоров (в память о деде). Впоследствии же, поступив в Петербургский педагогический ин-т, переименовал себя в Галича. В 1808 г. был отправлен на учебу в Германию. К этому времени относится его увлечение Шеллингом. После возвращения в 1813 г. им была представлена диссертация на кафедру философии Педагогического ин-та. С 1817 г. Г. - экстраординарный проф. кафедры философии в Петербургском ун-те. В 1818-1819 гг. выходит в свет его "История философских систем" в 2 ч., в к-рой (особенно во 2-й ч.) он следует идеям шеллинговской философии. К 1825 г. относится его работа "Опыт науки изящного", а к 1834 г. - "Картина человека", являющаяся наиболее самостоятельным его трудом. Обвиненный в безбожии и чуть ли не в пропаганде революционных идей, Г. в 1837 г. был уволен из ун-та. Дальнейшая судьба его печальна. Вследствие крушения научной карьеры он был вынужден бедствовать, не сложилась и его семейная жизнь, к тому же сгорели две его рукописи: "Наука общих прав" и "Философия истории человечества". Умер он в Царском Селе от холеры. Г. часто причисляют к явным последователям шеллингианства в России, однако его нельзя назвать чистым "шеллингианцем". Поставив перед собой задачу создать "человековедение", оригинальную антропологическую концепцию, он считал, что не только философия, но даже богословие нуждаются в антропологическом обосновании. Он пытался рассмотреть человека с возможно более широкой т. зр., примерно соответствующей той, к-рая была установлена для антропологии И. Кантом. Начало человека, считает он, это верховное звено в историческом процессе. Человек в своем развитии еще не достиг тех целей, к-рые перед ним стоят, т. е. далек от соответствия заложенной в нем природе. Исходя из того, что человек состоит из духовной и телесной природы, он различает в нем "первоначальное" (от Бога) и "производное" начала. Пытаясь разобраться в природе психических явлений, Г. опирается на данные естествознания. Мышление он тесно связывает с чувствами, поскольку познание истины возможно только в результате их совокупной деятельности. Эстетика разрабатывалась Г. в русле романтических идей. Он определял ее как "философию изящного", наделяя последнее объективно-сущностным смыслом. Прекрасное для него - это воплощение духовного, божественного начала, обладающее самоценностью. Эстетическое восприятие объединяет, по его мнению, чувство, ум и волю. Отсюда и художественность должна совмещать в себе и чувственное наслаждение, и идею научной работы, и нравственный подвиг. Можно сказать, что Г. вплотную подходит к теории "искусства для искусства".
Источник: Русская философия: словарь
ГАЛИЧ Александр Иванович
(1783 – 9 сент. 1848) – рус. психолог и философ-идеалист. В 1809–13 учился в Германии. Преподавал рус. и лат. языки в Царскосельском лицее и философию в Педагогич. ин-те (с 1817– ун-т); при реакц. преобразовании ун-та Руничем (1821–22) был лишен права чтения лекций. В своих университетских лекциях (подготовленных к печати, но неизданных; описаны впервые Н. С. Гордиенко, см. журн. "Вопросы философии", 1958, No 5) Г. доказывал независимость объективного мира от познават. сил человека, подчиненность мышления объективным законам, неуничтожимость "сотворенной материи". Понимая истину как соответствие знания предметам, Г. критиковал в этой связи субъективный идеализм. В "Истории философских систем, по иностранным руководствам составленной ..." (2 кн., 1818–19), включавшей рассмотрение философии Шеллинга и "Науки логики" Гегеля, Г. определял предмет истории философии как "покушения человеческого духа решить важнейшие для него задачи помощью умозрения", требовал установления причин возникновения филос. систем и систематизации историко-филос. фактов. Отдавая дань уважения методологии опытных наук, Г. выступал против материализма. Приложенный к книге "Опыт философского словаря" явился вместе с "Лексиконом философских предметов" Г. (т. 1, 1845) одной из первых в России попыток создания справочника по философии. В эстетике Г. выступал с позиций объективного идеализма ("Опыт науки изящного", 1825). Для него гений художника – частица божеств. духа (указ. кн., с. 61–62), а произведения этого гения запечатлевают божеств. идею (с. 74–75). "Изящное" имеет свою цель в самом себе (с. 20), чем отличается от нравственного и истинного. В "изящном", по Г. "устраняются случайные черты, временные и местные ограничения и удерживается только существенный х а р а к т е р ц е л о г о р о д а или класса" (с. 25; см. также с. 23, 155). С этих позиций Г. критиковал теорию подражания, классифицировал виды иск-ва по родам чувств человека; считал романтизм иск-вом будущего (с. 56). В психологии ("Картина человека...", 1834) Г. пытался совместить идеалистич. и естеств.-науч. трактовку духовной жизни. Изложению своей психологич. системы он предпосылал описание тела и его функций. Первоисточник познания Г. видел в ощущениях. Мышление развивается по ступеням – от "полумыслей" (гипотез) через понятия к идеям, имеющим "принудительную силу законов". Г. дал описание различных качеств ума – от гениальности до "безумия". Лит.: Никитенко А., Александр Иванович Галич, СПБ, 1869 (в приложении – отрывки и в произведений Г., с. 88–100); Ельницкий А., Галич А. И. в кн.: Русский биографич. словарь, [т. 4], М., 1914 (имеется библиогр.); Ананьев Б. Г., Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков, [М.], 1947, гл. 3, с. 74–79; Гордиенко Н. С., А. И. Галич как историк философии, "Тр. Ленингр. сан.-гигиен. мед. ин-та", 1959, т. 145-А. З. Каменский, М. Соколов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.