ГАЛЕН

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Гален
знаменитый врач древности, родился в Пергаме в конце II века до нашей эры. Галену принадлежит ряд работ по анатомии и физиологии человека. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ГАЛЕН (рим. имя Claudius Galenus)
род. ок. 130, Пергам - ум. ок. 200, Рим) - личный врач императора Марка Аврелия, философ греч. происхождения. Писал об общей сущности лечения и в течение многих столетий оставался авторитетом в медицине. Кроме того, занимался философией, т. к. считал, что настоящий врач должен быть также и философом. Источником познания и истины, по его мнению, кроме чувств, является рассудок. Он связывал с учением перипатетиков учение стоиков. Особую известность получили названная его именем четвертая (галеновская) фигура силлогизма, а также его учение о четырех типах темпераментов (см. Темперамент) - сангвиническом, флегматическом, холерическом, меланхолическом - и лежащих в их основе четырех телесных соках (кровь, слизь, желтая и черная желчь). Его произв. "История философии" - учебник для студентов-медиков, составленный ок. 500.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГАЛЕН
(Galenos, лат. Galenus) — личный врач императора Марка Аврелия; р. ок. 131 (Пергам) — ум. ок. 201 (Рим); писал об общей сущности лечения и в течение многих столетий оставался авторитетом в медицине. Кроме того, он занимался философией, так как считал, что настоящий врач должен быть также и мыслителем. Источником познания и истины, по его мнению, кроме чувств является рассудок. Он видел много общего в учении Аристотеля и стоиков. В особенности получили известность названная его именем четвертая (галеновская) фигура силлогизма, а также его учение о четырех типах темперамента — сангвиническом, флегматическом, холерическом, меланхолическом — и лежащих в их основе четырех телесных соках (кровь, слизь, желтая и черная желчь). Его произведения собраны в «Werke», 2 Bde., 1941. (На рус. яз.: О назначении частей человеческого тела, 1971.)
Н. Bayer. Anatomie des Herzens nach G. (Diss.). München, 1943; N. W. Gilbert. Renaissance Concepts of Method. New
York, 1960; О. Temkin. Galenism. Rise and Decline of a Medical Philosophy. Ithaca; London, 1973 (mit Bibi.).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ГАЛEН
др.-рим. врач и философ греч. происхождения (писал на греч. яз.). Изучал медицину и философию в Греции и Александрии. С 169 жил в Риме, лейб-медик при дворе императоров Марка Аврелия и Луция Вера, впоследствии также Коммода. Громадная по размаху и влиянию преподават. и лит. деятельность Г., во многом определившего пути развития европ. медицины вплоть до эпохи Возрождения, проникнута ведущей мыслью о тождестве медицины и философии (ср. программное соч. Г. «О том, что лучший врач в то же время - философ»); его кумиры - Гиппократ и Платон (многочисл. комм. к соч. Гиппократа, трактат «О взглядах Гиппократа и Платона», «сокращение» платоновского «Тимея»), но также и Аристотель. Филос. взгляды Г. эклектичны. В логике, физике и метафизике Г. примыкал к Аристотелю. В метафизике он добавил к «четырем причинам» Аристотеля пятую - «инструментальную» .Осн. физиологоанатомич. трактат Г. «О назначении частей человеч. тела» (рус. пер. 1971) обнаруживает последоват. проведение принципа телеологии, что не мешало Г. склоняться к эмпиризму в теории познания и делать важные открытия в экспериментальной анатомии. Созданная Г. система медицины, сочетание монотеистич. идей (отождествление бога с высшим мировым разумом - стоич.-платонич. нусом) с телеологией обеспечили Г. место высшего авторитета в медицине и естествознании ср. веков (сравнимого только с авторитетом Аристотеля). Соч. Г. были переведены на араб., сирийский, евр. языки. Названная именем Г. 4-я фигура силлогизма восходит к Тоофрасту и Евдему. Сохранившаяся под именем Г. «История философии» - учебник для студентовмедиков, составленный ок. 500 (см. Доксографя).

Источник: Советский философский словарь

ГАЛЕН
Galenus), Клавдий (р. ок. 130 – ум. ок. 200) – римский врач, продвинувший вперед школу Гиппократа в отношении анатомии, физиологии и патологии; в философии – идеалист, эклектически соединявший учения Платона, стоиков и особенно Аристотеля. Г. был близок к стоикам и признавал идею "мирового ума" (Nus), вслед за древними натурфилософами и Аристотелем – четыре первонач. элемента (De constit. art. med. 7, Opera medicorum graecorum..., t. l, p. 245), но отвергал учение стоиков о перво-материи. От стоиков он отличался и своим учением о качествах, к-рые мыслил нематериальными, хотя и находил в них четыре аристотелевские причины (материальную, формальную, действующую и целевую), прибавляя к ним пятую – орудийную, или инструментальную ("то, при помощи чего") ("De usu part. Corp. hum." VI, 13, указ. изд., t. 3, p. 465). Вслед за Посидонием Г. комментировал платоновского "Тимея". Г. представлялось сомнительным, что мировая душа входит во все мелочи жизни и оформляет собой ее. Признавая богов, провидение и судьбу, Г. считал ненужным входить в подробное рассмотрение этих вопросов и полагал, что для поведения человека безразлично, управляют ли миром боги или слепая судьба, обладают ли боги телом или нет и т.д. Вместе с тем теология была у Г., по-видимому, на первом плане, хотя высокая оценка значимости теоретич. философии мешала ему подробно входить в ее объяснение. Что касается индивидуальной души, то Г. противопоставлял ее природе, но сомневался в ее бессмертии. В учении о частях души Г. приближался к Платону и Аристотелю. Многие работы Г. посвящены логике (см. ?paнтль, История логики... – К. Prantl, Geschichte der Logik..., Bd l, 1885, S. 559–77; [2 изд.] 1955). Здесь он ближе всего к Аристотелю Г. критиковал и высмеивал стоика Хрисиппа, а также изучал, комментировал и использовал перипатетиков Теофраста и Эвдема. Логика и для него является "органом мышления"; Г. впервые употребил термин – "логические принципы". Начинал он, как и Аристотель, с категорий; но система этих категорий, ввиду разбросанности соответствующего материала по его мед. трактатам, выступает в неясном и противоречивом виде. Г. приписывали открытие четвертой фигуры категорич. силлогизма. Однако в дошедших до нас соч. Г. этого учения не содержится, а знаем мы о нем только из араб. источников. Прантль показал, что элементы четвертой фигуры уже имеются у Теофраста в его модификациях первой аристотелевской фигуры. Ни последующая греко-римская логика, ни трактующие эту четвертую фигуру арабы до Ибн Рошда (Аверроэса) не связывают ее с именем Г. Соч.: Claudii Galeni opera omnia, v. l–20, Lipsiae, 1821–33 (Opera medicorum graecorum), с 1914 соч. Г. издаются в серии "Corpus medicorum graecoium"; к 1956 вышли след. тома, посвященные Галену: v. 9, Lpz., 1914–15; v. 4, Lpz., 1923, 1937; v. 10, Lpz., 1928, 1936–40, 1951, 1956 и Suppl. 1–3, Lpz., 1934–41; Fragments du commentaire de Gallen sur le Tim?e de Platon, publi?s par Ch. Daremberg, ?., 1848. Лит.: Ковнep С., История древней медицины, вып. 3, Киев, 1888; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина, т. 1, M.–Л., 1936; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, M.–Л., 1947 (см Указатель имен); Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen m ihrer geschichtlichen Entwicklung, Тl 3, Abt. l, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 854–63; Die Philosophie des Alterthums, 12 Aufl., hrsg. von K. Praechter, B., 1926 (F. Ueberwegs Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 1, S. 563); Premuda L., Il magistero d´lppocrate nell´interpretazione critica e nel pensiero filosofico di Galeno, Ferrara, 1954. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ГАЛЕН

129—ок. 210)—греческий ученый, врач и философ, в своих сочинениях давший синтетическое изложение всей античной медицины.
С 169 жил и работал в Риме при дворе императоров Марка Аврелия я Луция Вера. Сохранился значительный корпус текстов Галена, включающий работы по практической медицине (диагностике, диететике, анатомии и др.), подробные комментарии на книги Гиппократовского корпуса и труды по прикладной философии («О мнениях Гиппократа и Платона», комментарий на «Тимея», «О том, что лучший врач в то же время—философ», «О наилучшем учении»). Комментарии Галена на Гиппократа завершают богатую экзегетическую традицию, у истоков которой стоял Герофил Александрийский (ок. 300 до н. э.). Т. к. тексты этой традиции практически полностью утрачены (кроме одного небольшого комментария Аполлона из Кития и толкового словаря Эроциана), Гален оказывается главным источником сведений о медицинских комментариях своих предшественников. Из трактата «О своих собственных сочинениях» известно, что всего им было составлено 17 комментариев на Гиппократа (сохранилось 11). Гален получил хорошее гуманитарное образование, изучал грамматику, диалектику, философию, а также геометрию и арифметику. В Смирне слушал платоника Альбина, а ранее в Пергаме — некоего «ученика Гая», учился также у философа-перипатетика «ученика Аспасия»,—так сформировался платонико-перипатетический каркас его философских взглядов. Философией он интересовался постольку, поскольку эти знания могли быть ему полезны как врачу — и в центре его внимания оказывается логика и психология. Дискуссии между различными медицинскими эллинистическими школами (эмпириками, методистами, рационалистами) во многом были философскими по содержанию и касались таких вопросов, как природа знания и способы его достижения, соотношение теории и врачебной практики, структура причинно-следственного объяснения. В трактате «О том, что лучший врач в то же времяфилософ» Гален говорит, что знание родов и видов болезней связано с изучением логики, которой врачи обычно пренебрегают (vol. I, p. 54.6—10 Kuhn). Мысль о пользе философии дня врача высказана и в «Протрептике». О серьезности логических занятий Галена говорит сохранившееся «Введение в диалектику» (лат. Institutio logica) (аутентичность его оспаривалась Прантлем), а также названия утерянных сочинений по логике, в т. ч. трактаты по теории силлогизма (De libris propriis, vol. 19, p. 43.945.10 Kuhn); 4-я фигура силлогизма, названная именем Галена, восходит к Теофрасту и Евдему. В целом в логике Гален следовал Аристотелю и Теофрасту, что было характерно для современных ему философов-платоников (ср. Алкиной, Апулей); стоическую логику он критиковал, хотя и принимал учение Посидония об аналогическом силлогизме.
«О мнениях Гиппократа и Платона» (лат. сокр. De placitis), в 9 кн.—основное философское сочинение Галена, над которым он работал более 10 лет (между 162 и 176). Гален попытался показать согласие во взглядах Платона и Гиппократа по ряду проблем, касающихся «физики» живого организма. В кн. I—IV рассматриваются взгляды на природу сил, управляющих человеком и живыми существами, и обосновывается истинность взглядов Платона и Гиппократа, кн. посвящены проблемам чувственного восприятия и методологии исследования. Трактат носит подчеркнуто полемический характер. Гален принимает платоновское деление души на вожделеющую, аффективную и разумную, и в этой связи постоянно критикует монистическую психологию стоиков за отрицание неразумной души и понимание «страстей» (патосов) как ошибок суждения. Стоики критикуются также за локализацию «ведущей способности» души, равно как и речевой и двигательной, в сердце,—по Галену, этот тезис не выдерживает критики, основанной на «анатомической очевидности», которая указывает на мозг. В качестве главного оппонента выступает Хрисипп, чей трактат «О душе» Гален часто цитирует, что является для нас важным источником знания о стоической философской психологии; имя стоика Посидония Гален приводит с симпатией, ибо тот принял платоническую трехчастную модель души.
Для Галена характерно сочетание монотеистических идей (отождествление бога с умом-иусад», в духе среднего платонизма) с телеологическим принципом (особенно в «О назначении частей человеческого тела»): на основании изучения строения организма Гален приходит к выводу, что «ум-нус все распределяет и упорядочивает» (vol. 3, р. 469.11 Kuhn), «творец-демиург ведет все возникающее к наилучшему виду» (470, 11—12), «во всем наш творец имеет в виду единую цель совершенства всех частей, выбор наилучшего» (476.8—10); принимая за образец платоновского демиурга, Гален принимает также аристотелевский принцип «природа ничего не делает напрасно». Он использует аристотелевское учение о причинах и вслед за средними платониками добавляет к четырем причинам пятую — инструментальную .
В физиологии Гален вслед за Гиппократом был сторонником гуморальной теории, согласно которой основными составляющими организма человека являются кровь, слизь, желтая и черная желчь, каждая из которых ассоциируется с парой фундаментальных противоположностей (по Аристотелю): горячим, холодным, сухим и влажным. Болезнь определяется как «повреждение естественных функций», она проистекает от избытка или недостатка четырех основных качеств—самих по себе или в сочетании, С именем Галена связано становление экспериментального метода в медицине (что в целом не было характерно для античного естествознания); эксперименты, в т. ч. по вивисекции живых животных, проводились им с целью опровержения стоических и аристотелевских представлений о физиологии организма, в частности, в ходе таких опытов была опровергнута традиционная точка зрения, полагавшая наличие крови исключительно в венах, а в артериях— пневмы (ибо при вскрытии трупов артерии оказывались пустыми). Однако для объяснения процесса дыхания Гален полагал наличие некоей пневмы, которая может смешиваться с кровью и соответственно трем частям души разделяется на три вида. Ряд опытов Гален провел для доказательства того, что центр ощущений и источник двигательных импульсов сосредоточен не в сердце, а в головном и спинном мозге. Наряду с воздухе- и водолечением Гален придавал большое значение лекарственным препаратам (рецептам их посвящен отдельный трактат), составил также несколько описаний лечебных растений (травников), неоднократно переводившихся на латынь, арабский, сирийский и персидский языки. Понятие «галеновы препараты» существует в медицине до сих пор и означает препараты, полученные из растительного сырья путем особой технологии (настойки, экстракты и др.). О многих утраченных сочинениях Галена известно только по арабским, сирийским и латинским переводам. В Средние века, как на Востоке, так и на Западе, Гален оставался непререкаемым авторитетом в медицине, «королем анатомии», и представлял тот идеал, о котором говорил Гиппократ: «врач-философ подобен богу».
Соч.: Galeni Opera Omnia, ed. С. G. Kuhn, Lpz., 1821-33; Galeni Peigameni Opera Minora, eds. J. Marquardt, I. v. Muller, G. Helmreich. 3vols. Lpz., 1884—93; Galenus: De usu Partium, 2 vols., ed. G. Heinireich. Lpz., 1907—09; Galeni De Placitis Hippocratis et Platonis, ed. and conun. P. H. De Lacy, 3 vols. В., 1978—83; Galens Kommentar zu Platons Timaios, hrsg. von C. J. Larrain. Stuttg., 1992; Galens Instituti logica, transi., introd., comm.byJ. S. Kieffer. Baltimore, 1964; в рус. пер.: О назначении частей человеческого тела, пер. С. П. Кондратьева, ред. и вступит, ст. В. Н. Терновского и Б. Д. Петрова. М., 1971.
Лит.:КовчерС. История медицины, ч. 3. Киев, 1888; Domini P. L. Gale elaulosofia,ANRWII,36,5,1992, p. 3484-3504; HuslerK. Galen und die Logik.—Ibid, p. 3523—3554; Hankinson R. J. Galens philosophical eclecticism.— Ibid, p. 3505—3522; Idem. Actions and Passions: Galens Anatomy of the Soul.— SnmschwigJ., NussbaumM. C. (eds.) Passionsand Perceptions: Studies in Hellenistic Philosophy of Mind. Cambr., 1993, p. 184—222; Tieleman T. Galen and Chrysippuson the Soul: Argument and Refutation in the De Placitis Books II-III. Leiden, 1996; Moraux P. Galien de Pergame. P., 1985; Frede M. (ed.) Galen: Three Treatises on the Nature of Science. Indianapolis, 1985; Nutton V. (ed.) Galen: Problemsand Prospects, L., 1981; Tbua R. B. Galenic medical ideas in the Greek Aristotelian commentators.—«SymbolaeOsloensis», 1977,v.LIl,p.ll7—134;Ztecy Ph. Galens Plalonism.—«American Journal of Philology», 1972, 93, p. 27— 32; Saiton в. Galen ofPergamon. Kansas, 1954; KollechJ., Nickel D. Bibliographia Galemiana. Die Beitrage des 20. Jahrunderts zur Galenforchung, ANRW II, 37, 2, 1994, p. 1351—1420; 2063—2070.

Источник: Новая философская энциклопедия

ГАЛЕН
ГАЛЕН (???????) из Пергама (129, Пергам - ок. 210 н. э., Рим), греческий ученый, врач и философ.     Жизнь и сочинения. Благодаря своему отцу, архитектору Элию Никону, Г. получил всестороннее образование, с 14 лет начал изучать грамматику, диалектику, математику, астрономию, медицину и философию. В Пергаме он познакомился с учениями ведущих философских школ: слушал стоика, «ученика Филопатора», посещал занятия некоего платоника, «ученика Гая», учился у перипатетика «ученика Аспасия», а потом у «эпикурейца из Афин» (De dign. et cur., t. 5, p. 41,10-42,2 K?hn). В 20 лет, после смерти отца, Г. уехал в Смирну, там, продолжая свое медицинское и философское образование, слушал платоника Альбина (De libr. pr., 1.19, p. 16,13-15 К.); затем с образовательными целями посетил Коринф и Александрию и ок. 157, в 29 лет, возвратился в Пергам, где ему была предложена должность врача в школе гладиаторов (De сотр. med., t. 13, p. 599,11 К.). Ок. 163 Г. приехал в Рим, где выступал с публичными лекциями и демонстрационным анатомированием (на первой лекции, устроенной для высокопоставленных римских политиков, риторов и интеллектуалов, присутствовал Александр из Дамаска); в 168 как придворный медик сопровождал имп. Марка Аврелия и Луция Вера в германском походе; с 169 постоянно жил и работал в Риме при императорском дворе. Умер Г., согласно арабским источникам, в возрасте 80 лет (словарь Суда указывает 70 лет).     Сохранился значительный корпус текстов Г., свыше 100 сочинений: трактаты по медицине (в т. ч. анатомии, диагностике, диететике), методологии науки, сочинения по философии (наиболее важны: «О мнениях Гиппократа и Платона», «О естественных способностях», «О том, что лучший врач в то же время - философ», «О диагностике и лечении заблуждений души», «О назначении органов тела», «Об элементах согласно Гиппократу», комментарий на избранные фрагменты «Тимея», «Введение в диалектику» и др.), комментарии на книги Гиппократовского корпуса (в т. ч. на «О природе человека», «Афоризмы», «Эпидемии», «Прогностику»), завершающие богатую экзегетическую традицию, у истоков которой стоял Герофил Александрийский (ок. 300 до н. э.).     В конце жизни Г. составил списки своих сочинений (в хронологическом и систематическом порядке), важнейший источник сведений о его жизненном пути и творчестве: «О порядке моих книг» (???? ??? ?????? ??? ????? ???????) и «О моих книгах» (???? ??? ????? ???????). Многое из написанного Г. не сохранилось; он был автором 17 комментариев на Гиппократа, из которых сохранилось 11, из сочинений по философии и риторике сохранилась приблизительно пятая часть (27 из 127, см.: DPhA III, p. 455-465). Часть рукописей погибла в 191, когда в Пергаме сгорел храм Мира, в котором Г. хранил свои рукописи. Некоторые труды Г. известны только в сирийских, арабских, латинских и еврейских переводах и переложениях.     Философская составляющая в наследии Г. весьма значительна, но поскольку философией Г. интересовался прежде всего ради разработки теории и метода медицинского искусства, в центре его внимания оказываются логика, натурфилософия, учение о душе. Дискуссии между различными медицинскими школами (эмпириками, методистами, рационалистами) были во многом философскими по содержанию и касались таких вопросов, как природа знания и способы его достижения, соотношение теории и врачебной практики, структура причинно-следственного объяснения.     В соч. «О том, что хороший врач должен быть философом» (??? ? ??????? ?????? ??? ?????????) Г. указывает на важность изучения астрономии и геометрии (следуя Гиппократу), а также - для знания родов и видов болезней - логики, которой врачи обычно пренебрегают (Quod opt. med., t. 1, p. 54. 6-10 К.). О серьезности логических занятий Г. говорит длинный перечень сочинений по логике (De libr. pr., t. 19, p. 43. 9^5. 10 К), из которых большая часть не сохранилась, в т. ч. фундаментальный труд в 15 кн. «О доказательстве» (???? ??????????). Сохранились учебник «Введение в диалектику» (???????? ??????????, лат. Institutio logica) и фрагменты соч. «О софизмах» (???? ??? ???? ??? ????? ??????????, лат. De captionibus), первый образец комментария к трактату «О софистических опровержениях» Аристотеля из дошедших до нас от Античности (см. Edlow 1977). Г. составил комментарии ко всем логическим сочинениям Аристотеля (De libr. propr., t. 19, p. 47 К.): на «Об истолковании» в 3-х кн., на обе «Аналитики» (в 8-ми и 11 -ти кн.), на «Категории» в 4-х кн. В целом в логике Г. следовал Аристотелю и Теофрасту, что было характерно для представителей Среднего платонизма 2 в. н. э. (ср. Алкиной, Апулей). Ряд трактатов Г. посвятил разбору силлогистики стоика Хрисиппа.     Г. критически отзывается о современных ему философах и дистанцируется от всех школ. По его мнению, аристотелики неверно понимают Аристотеля (De semine, t. 4, p. 516-519 К.), стоики не могут разъяснить учение Хрисиппа (PHP III, 4, 12), платоники плохо комментируют «Тимея» (Ibid. VIII, 5, 14) и не понимают его учения о смертности низшей части души (Ibid. IX, 9,12-13), наконец, «именующие себя гиппократиками» тоже не понимают Гиппократа (De elem., t. 1, p. 478.11-13 К.). Наибольшее количество возражений вызывали у Г. учения стоиков (логика и физика) и эпикурейцев (этика).     Авторитет самого Платона Г. признавал, хотя и с оговоркой, что он уступает Гиппократу (ср. De nat. fac. 38, 12: «Гиппократ - первый среди врачей и философов»; Платон у Гиппократа, по мнению Г., много заимствовал, ср. De usu part., t. 3, p. 16, 7-9). Платоновской философии Г. посвятил целую серию произведений: «О школе Платона», «О логическом учении Платона», составил комментарий к избранным местам из «Тимея» в 4-х кн. (???? ??? ?? ?? ???????? ?????? ???????? ?????????), в котором ограничился медицинскими вопросами. От комментария сохранились фрагменты на греческом и арабском языках, греческий фрагмент содержит обсуждение Plat. Tim. 76d-80c. Г. также составил общий обзор (???????) содержания платоновских диалогов в 8 кн.; текст этого компендия не сохранился, однако из арабских источников известно, что в него вошли изложения диалогов «Евтифрон», «Кратил», «Федон», «Парменид», «Политик», «Тимей», «Государство», «Законы» (фрагменты последних трех см. в изд. Kraus-Walzer 1951).     Совокупность своих философских взглядов Г. в конце жизни изложил в соч. «О моих взглядах» в 3-х кн. (???? ??? ????? ????????), которое сохранилось во фрагментах и двух латинских средневековых переводах (см. Nutton 1987). Сохранилось (за исключением значительной части 1-й книги) соч. «О мнениях Гиппократа и Платона» в 9-ти кн. (???? ??? ??????????? ??? ???????? ????????, лат. De placitis Hippocratis et Piatonis) - основное философское произведение Г., над которым он работал более 10 лет (между 162 и 176). Г. попытался показать согласие во взглядах Платона и Гиппократа по ряду натурфилософских проблем. В кн. I-IV рассматриваются взгляды на природу сил, управляющих человеком и живыми существами, и обосновывается истинность взглядов Платона и Гиппократа, кн. V-IX посвящены проблемам чувственного восприятия и методологии исследования. Трактат Г. носит подчеркнуто полемический характер. Г. принимает платоновское деление души на вожделеющую, аффективную и разумную и в этой связи постоянно критикует монистическую психологию стоиков за отрицание неразумной души и понимание «страстей» как ошибок суждения. Г. подробно обсуждает вопрос о локализации трех душевных способностей, и стоики критикуются за локализацию «ведущей способности» души (равно как и речевой и двигательной) в сердце, - по Г., это противоречит «анатомической очевидности». Излюбленной формулой опровержения у Г. являлась также констатация логической противоречивости того или иного положения, его «самопротиворечивость» (???? ?????? ????????????), напр., PHP III, 7, 48; IV, 4, 1; V, 4, 14 и мн. др. В качестве главного оппонента для Г. выступает Хрисипп, чей трактат «О душе» Г. часто цитирует, и в силу этого De placitis оказывается для нас важным доксографическим источником; имя стоика Посидония Г. приводит с неизменной симпатией, в частности, потому, что тот принял платоническую трехчастную модель души.     Для Г. было характерно сочетание монотеистических идей (отождествление бога с умом-нусом, в духе Среднего платонизма) с телеологическим принципом, см. особ. «О назначении органов тела» (???? ?????? ??????):     на основании изучения строения организма Г. приходит к выводу, что причиной порядка является некий божественный разум, демиург (по образцу платоновского «Тимея»): «ум-???? все распределяет и упорядочивает» (De usu part., t. 3, p. 469. 11), «творец-?????????? ведет все возникающее к наилучшему виду» (470. 11-12), «во всем наш творец имеет в виду единую цель совершенства всех частей, выбор наилучшего» (476. 8-10). В PHP IX, 8 Г. даже пытается доказать существование демиурга с помощью аргумента о целесообразности, проводя аналогию между устроением живых существ и искусственных вещей, что не объяснимо действием слепого случая. Вместе с тем Г. охотно говорит «природа создала» (? ????? ????????????) при описании функции телесных органов (De usu part., 64. 15; 88. 5; 137. 10 и др.; ср. тж. De elem. I, 495. 7), разделяет аристотелевский принцип «природа ничего не делает напрасно», но видит в этой концепции «природы-устроительницы» наследие Гиппократа (PHP IX, 8, 23).     Душа, по Г., как совокупность жизненных сил организма связана с состояниями тела. В посвященном этой проблематике соч. «О том, что силы души есть отражение телесного темперамента» (??? ???? ??? ??????? ???????? ?? ??? ????? ???????? ???????) Г., опираясь на учение Платона, говорит о трех частях души, локализации разумной в мозге, чувствующей в сердце и в печени вожделеющей. От ответа на вопрос, бессмертна ли разумная душа, Г. воздерживается (Quod an. mor., t. 4, p. 773, 1-4 К.), но сам считает верным перипатетическое учение в версии Андроника Родосского о душе как «смеси или функции тела» (782. 15-19).     Г. полагал, что знание строения тела, функций его органов, структуры души составляет основу для верного выбора в области моральной философии. Связь между проблематикой физиологии и этики усматривалась Г. в учении об удовольствии и страдании, и Г. посвятил ряд произведений критике эпикурейского гедонизма. Названия утраченных ныне сочинений Г. показывают основное направление его возражений («О том, что о причинах возникновения удовольствия у Эпикура сказано недостаточно», «О гедонистической школе», «О счастливой и блаженной жизни согласно Эпикуру»).     Гален-комментатор. Экзегетический метод у Г. был разработан весьма подробно, и во многих отношениях его можно считать предшественником классических форм неоплатонической экзегезы. Г.-комментатор считает для себя обязательным, помимо разъяснения содержания текста, 1) давать сведения об истории комментариев на корпус Гиппократа, благодаря чему сохранились сведения об этой почти полностью утраченной традиции, 2) обсуждать текстологические проблемы и 3) непосредственно в ходе комментирования давать профессиональную оценку излагаемым сведениям. Своим книгам Г., как правило, предпосылает общее введение в предмет, в котором обсуждает круг вопросов, сходный с вопросами из пропедевтических глав неоплатонических комментариев к Аристотелю (см. Аристотеля комментаторы): различие между медицинскими школами, систематическая классификация трактатов, порядок изучения, тема (цель написания) отдельной работы, ее аутентичность, порядок изучения, смысл названия работы, деление ее на части, к какой части философии (или медицины) принадлежит комментируемый трактат.     Комментарии Г. относились к типу построчных (ср. De libr. pr. I, 124: «к каждой фразе сочинения»). Сам Г. делит их на две группы: одни из них были написаны для своих друзей и учеников, как бы для внутреннего круга слушателей, другие - для широкого круга читателей. Цель комментария Г. традиционно понимает как «разъяснение сказанного неясно» (De diff. resp., t. 7, p. 825, 6-7 К.) и отмечает два вида неясности (???????): объективную, неясность комментируемого текста, и субъективную, проистекающую от подготовки и понятливости слушателя (In De fract., t. 18, p. 318, 1-322, 2 К.) - ср. David. In Isag. 105, 9-28. Текст (Гиппократа), неясный из-за его краткости и сжатости, требует от комментатора более подробного разъяснения самого предмета; текст, неясный в силу сложности вопроса, требует профессиональной подготовки комментатора, который сам должен быть опытным врачом. Для ясности и лучшего понимания комментатору следует пользоваться обычными словами в общепринятом их значении (De nat. fac. 1, 9-2, 2). Г. стремится комментировать, исходя из позиции «самого автора» (?? ?????? ????????????, De diagn. puls., t. 8, p. 958. 6 ел. К., ср.: In De comate, - CMG V 9, 1, p. 183, 23 ел.).     Наследие Г. были известно и востребовано в последующей традиции (см. Todd 1977; Nutton 1984); уже современник Г. перипатетик Александр Афродисийский, комментатор и многолетний оппонент Г., пишет несколько сочинений с опровержением Г. (в частности, его учения о движении), но вместе с тем в In Top. 549, 24 ставит его в один ряд «знаменитостей» вместе с Платоном и Аристотелем. Фемистий и Симпликий цитируют Г. в своих комментариях к «Физике» (Themist. In Phys. 114; Simpl. In Phys. 708; 718; 1039) и не без иронии высокопарно именуют его «мудрейшим», «всезнающим» и «ученейшим»; Иоанн Филопон считает Г. вполне «заслуживающим доверия» и обсуждает его мнение в De aet. mund. 522, 5 слл.; 529, 23 слл.; Элий упоминает сочинения Г. и Прокла для иллюстрации пункта о «неясности», проистекающей от «витиеватости слога, которому нужна узда», и сам Элий, по-видимому, комментировал его «О школах» (???? ????????) (ср. Elias. In Isag. 6, 7-9).     В своих сочинениях Г. представил свод знаний всей античной медицины. С его именем связано становление экспериментального метода; эксперименты, в т. ч. по вивисекции живых животных, проводились Г. с целью опровержения стоических и аристотелевских представлений о физиологии организма, в частности, в ходе таких опытов была опровергнута традиционная точка зрения, согласно которой кровь содержалась исключительно в венах, а в артериях - пневма (потому что при вскрытии трупов артерии оказывались пустыми). Несмотря на опровержение пневматической парадигмы, Г. для объяснения процесса дыхания все же признавал наличие некоей пнев-мы, соответственно 3 частям души разделяющейся на 3 вида, которая может смешиваться с кровью. Ряд опытов Г. провел также для доказательства того, что центр ощущений и источник двигательных импульсов сосредоточен не в сердце, а в головном и спинном мозге. Вслед за Гиппократом Г. был сторонником гуморальной теории, согласно которой основными составляющими организма человека являются кровь, слизь, желтая и черная желчь, каждая из которых ассоциируется с парой фундаментальных противоположностей (по Аристотелю): горячим, холодным, сухим и влажным. Болезнь определяется как «повреждение естественных функций», она проистекает от избытка или недостатка 4 основных качеств, самих по себе или в сочетании.     Г. придавал большое значение воздухо- и водолечению; отдельный трактат он посвятил рецептам составления лекарственных препаратов, составил несколько травников с описанием лекарственных растений (травники Г. неоднократно переводились на латынь, арабский, сирийский и персидский). Рецепты Г. порой включали в себя до нескольких десятков компонентов, в т. ч. малые дозы ядов; понятие «галеновы препараты» существует в медицине до сих пор и означает препараты, полученные из растительного сырья путем особой технологии (настойки, экстракты и др.).     В последующие эпохи, особенно в Средневековье (как на Востоке, так и на Западе), Г. оставался в медицине непререкаемым авторитетом и представлял тот идеал, о котором у Гиппократа сказано: «врач-философ подобен богу». Написание имени Г. в форме Claudius Galenus не зафиксировано в рукописной традиции и известно не ранее эпохи Возрождения; таким образом было расшифровано буквенное сокращение Cl. (= Clarissimus, знаменитый), эпитет, которым сопровождали его фамильное имя (cognomen) Galenus.     Соч.: Galeni Opera Omnia. Rec. С. G. K?hn. Lpz., 1821-1833, repr. Hldh., 1965; Galeni Pergameni Opera Minora. Edd. J. Marquardt, I. v. Mueller, G. Helmreich. T. 1-3. Lpz., 1884— 1893; Galenus. De usu partium. Ed. G. Heimreich. 2 vols. Lpz., 1907-1909; Galeni De Placitis Hippocratis et Piatonis. Ed. and comm. P. H. De Lacy. 3 vols. В., 1978-1983; Galen ´s Institutio logica. Tr., introd., comm. by J. S. Kieffer. Baltm., 1964; Galenus. On the natural faculties. Tr. by A. J. Brock. Camb. (Mass.), 1979; Galens Kommentar zu Piatons Timaeos. Hrsg. v. С. J. Larrain. Stuttg., 1992; Kraus P., Walzer R. Plato Arabus I: Galeni Compendium Timaei Platonis aliorumque dialogorum synopsis quae extant fragmenta. L., 1951; Galen. On my own opinions. Ed., transi, and comm. by V. Nutton. В., 1999. Рус. пер.: Гачен. О назначении частей человеческого тела. Пер. С. П. Кондратьева, ред. и вступит, ст. В. Н. Терновского и Б. Д. Петрова. М., 1971.     Лит.: Walzer R. Galen on Jews and Christians. Oxf, 1949; Idem. New Light on Galen´s Moral Philosophy, - C?43, 1/2, 1949, p. 82-96; Sarton G. Galen of Pergamon. Kansas, 1954; Rosenthal F. An Ancient Commentary on the Hippocratic Oath, - BullHistMed 30, 1956, p. 52-87; Resher N. Galen and syllogism. Pittsburg, 1966; De Lacy Ph. Galen´s Platonism, -AJP 93, 1972, p. 27-32; Temkin O. Galenism. L., 1977; Edlow R. B. Galen on language and ambiguity: An English translation of De captionibus. Leiden, 1977; Todd R. B. Galenic medical ideas in the Greek Aristotelian commentators, - SymbO LII, 1977, p. 117-134; Nutton V. (ed.). Galen: Problems and Prospects. L., 1981; Eadem. Galen in the Eyes of His Contemporaries, - BullHistMed 58, 3, 1984, p. 315-324; Moraux P. Galien de Pergame. P., 1985; Nutton V. Galen´s philosophical testament: On my own opinions, - Wiesner J. (hrsg.). Aristoteles. Werk und Wirkung. T. II. Kommentierung. ?berlieferung. Nachleben. В., 1987, S. 27-51; Le op?re psicologiche di Galeno. Atti del terzo CoUoquio galenico intemazionale di Pavia, 10-12 settembre 1986. A cura di P. Manuli e M. Vegetti. 1988; H?lser К. Galen und die Logik, - ANRWII, 36, 5, 1992, p. 3523-3554; Donini ? L. Galeno e la filosofia, - Ibid, S. 3484-3504; Hankinson R. J. Galen´s Philosophical Eclecticism, - Ibid., S. 3505-3522; Idem. Actions and Passions: Galen´s Anatomy of the Soul, - Brunschwig J., Nussbaum M.C. (edd.). Passions and Perceptions: Studies in Hellenistic Philosophy of Mind. Camb., 1993, p. 184-222; MansfeldJ. Prolegomena. Leiden; N. Y., 1994, p. 117-177; Tieleman T. Galen and Chrysippus on the Soul: Argument and Refutation in the De Placitis Books II—III. Leiden, 1996; Singer P. N. Levels of Explanation in Galen, - CQ 47, 2, 1997, p. 525-542; Boudon V. Galien de Pergame, - DPhA III, 2000, p. 440-166; The Unknown Galen. Ed. by V. Nutton. L., 2002; ENTRETIENS 49. Galien et la Philosophic Prep, et pr?s, par J. Barnes et J. Jouanna. Vandv.; Gen., 2003; Frede M. Galen´s Theology, - Ibid., S. 73-126; Tieleman T. Galen´s Psychology, - Ibid., S. 131-161; Jouanna J. La notion de nature chez Galien, - Ibid., S. 229-262. Полемика с Александром Афродисийским: Pines S. Omne quod movetur necesse est ab aliquo moveri: A Refutation of Galen by Alexander of Aphrodisias and the Theory of Motion, - Isis 52, 1, 1961, p. 21-54; Rescher ?., Marmura M. The Refutation by Alexander of Aphrodisias of Galen´s Treatise on the Theory of Motion. Islamabad, 1969.     Библ.: Kollesch J., Nickel D. Bibliographia Galeniana. Die Beitr?ge des 20. Jahrhunderts zur Galenforschung, - ANRW II, 37. 2, 1994, p. 1351-1420; 2063-2070; Garcia Sola M С. Bibliografia de Galeno, - Tempus 14, 1996, p. 5-44.     M. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
183.80 кб

Гален. «о толках, для начинающих»

Афонасин Евгений Васильевич
Небольшой полемический трактат Галена, посвященный природе медицинского знания, до настоящего времени не переводился на русский язык и не удостаивался должного внимания со стороны исследователей.
Читать PDF
351.05 кб

Гален. О моих воззрениях

Афонасин Евгений Васильевич
Последняя работа Галена, De propriis placitis ( О моих воззрениях ), важная для понимания эволюции его воззрений, в оригинале утрачена. Почти полностью трактат сохранился лишь в средневековом латинском переводе с арабского языка.
Читать PDF
485.03 кб

Гален. О собственных книгах

Пролыгина Ирина Викторовна
В сочинении «О собственных книгах» (De libris propriis) Гален объясняет причины появления на книжном рынке подложных книг, озаглавленных его именем, и приводит каталог своих подлинных сочинений с описанием каждого из них.

Похожие термины:

  • ГАЛЕН (рим. имя Claudius Galenus)

    род. ок. 130, Пергам - ум. ок. 200, Рим) - личный врач императора Марка Аврелия, философ греч. происхождения. Писал об общей сущности лечения и в течение многих столетий оставался авторитетом в медицине. К