ГАЙДЕНКО Пиама Павловна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ГАЙДЕНКО Пиама Павловна
Родилась 30 января 1934 г. в с. Николаевка Донецкой области. Окончила философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1957), аспирантуру там же (1962). В 1962 г. защитила кандидатскую диссертацию «Философия истории М. Хайдеггера». В 1982 г. защитила докторскую диссертацию «Эволюция понятия науки с VI в. до н. э. по XVI в.». Работала на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова: ассистент, ст. преп. С 1967 г. ст.н.с. Института международного рабочего движения АН СССР. С 1969 г. ст.н.с., с 1986 г. зав. сектором Института истории естествознания и техники АН СССР. С 1988 г. в Институте философии РАН: зав. сектором, гл.н.с. Член-корреспондент РАН (2000). Специалист по истории философии, науки и культуры. Сфера научных интересов: история новой философии, особенно немецкий идеализм, современная зарубежная философия, новоевропейская наука, исторические трансформации рациональности, инварианты научной рациональности, понятие времени. проблемы онтологии.
Основные публикации Прорыв к трансцендентному. М., 1997; Новая онтология XX века. М., 1997; Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7; История греческой философии в ее связи с наукой». М., 2000; История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000; Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. 2000. № 6; От онтологизма к психологизму // Там же. 2001. № 7: Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей // Там же. 2002. № 7; Познание и ценности // Субъект, познание, деятельность. М., 2002; Научная рациональность и философский разум. М., 2003; Научная рациональность и философский разум. М., 2003; Проблема времени у Канта // Вопросы философии. 2003. № 9; Трансформация кантовской теории времени в наукоучении Фихте // Там же. 2004. № 1; Эдмунд Гуссерль: трансцендентальная субъективность как абсолютный темпоральный поток // Русская антропологическая школа. М, 2004; Постметафизическая философия как философия процесса // Вопросы философии. 2005. № 3; Мартин Хайдеггер: Изначальная временность как бытийное основание экзистенции // Там же. 2006. № 3; Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006; Становление новоевропейского естествознания // Метафизика. 2011. № 1; Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранное. М. – СПб., 2012; Наука и христианство // Метафизика. 2013. № 2; Средневековый номинализм и генезис новоевропейского сознания // Вопросы философии. 2014. № 2.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

ГАЙДЕНКО Пиама Павловна
(р. 30.1.1934) — спец. по истории филос, науки и культуры; д. филос. н. Р. в с. Николаевка Донецкой обл. В 1957 окончила филос. ф-т МГУ, в 1962 — асп. там же. Канд. дисс. — «Философия истории М. Хайдеггера» (1962). Работала на кафедре истории заруб, филос. филос. ф-та МГУ: асе, ст. преп. Занималась преимущественно историей новой филос, особенно нем. идеализмом, а также совр. заруб, филос. По этой тематике опубликовала ряд работ, в т. ч. кн. «Экзистенциализм и проблемы культуры» (1963), статьи «Философия истории М. Хайдеггера и судьба буржуазного романтизма» (ВФ. 1962. № 6), «Проблема интенциональности у Гуссерля и категория трансценденции в экзистенциализме» (Современный экзистенциализм. 1966. № 7), «Философия искусства Хайдеггера» (Вопросы литературы. 1969. № 7), «Философия культуры Ясперса» (Там же. 1972. № 9), а также ряд статей для ФЭ и БСЭ. В этот период в центре внимания Г. — проблемы человека, истории и культуры. Иссл. экзист. филос. приводит ее к убеждению, что историк филос. не может ограничиваться лишь историей проблем, но обязательно должен увидеть судьбы живых людей прошлого, для к-рых та или иная проблема оборачивается судьбой. Отношение к истории мысли как к драме идей и человеческой драме требует специфического жанра иссл. — своего рода филос. биографии. В этом именно жанре написана кн. Г. «Трагедия эстетизма. К характеристике миросозерцания С. Киркегора» (1970). В 1967 перешла на работу в Ин-т международного рабочего движения АН СССР (ст. н. с), в 1969 - в ИИЕТ АН СССР, где работала в секторе общих проблем развития науки ст. н. с, с 1986 — зав. сектором. Размышления над вопросами, поставленными в совр. филос. жизни и в экзистенциализме, особенно у Хайдегтера, — о судьбе зап. цивилизации, о специфическом характере ментальности, определяющей лицо совр. индустриального об-ва, сформировали интерес Г. к рациональности и к ее важнейшему источнику — новоевроп. науке. Интерес к ист. трансформации рациональности, к ее ист.-культурным типам нашел свое выражение, с одной стороны, в изучении этой проблемы, как она ставилась в нем. идеализме (кн. «Философия Фихте и современность». 1979), в неокантианстве Марбургской школы (Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве Марбургской школы // Кант и кантианство. М., 1978), в социол. Макса Вебера (кн. «История и рациональность», написанная в соавт., 1991), в феноменологии Э. Гуссерля (Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э. Гуссерля // ВФ. 1992. № 7). С др. стороны, самостоятельному иссл. этой проблемы на материале истории науки посвящены две монографии Г.: «Эволюция понятия науки! Становление и развитие первых научных программ» (1980) и «Эволюция понятия науки. XVIIXVIII вв.» (1987). Здесь рассматриваются те трансформации, к-рым подверглись понятия науки и научности (а стало быть, научной рациональности) за более чем две тысячи лет. Как, когда и почему возникает такой исторически уникальный феномен, как европ. наука в античной Греции, как он трансформируется в лоне христ. культуры в Средние века, а затем в эпоху Возрождения и особенно радикально в период научной революции XVII-XVIII вв., наконец, какие моменты научной рациональности остаются инвариантными при всех этих изменениях — вот проблемы, обсуждаемые в этих монографиях и примыкающих к ним статьях — «О философско-теоретических предпосылках механики Галилея» (Историко-философский ежегодник. 1986), «Проблема рациональности на исходе XX века» (ВФ. 1991. № 6), «Христианство и генезис новоевропейского естествознания» («Философско-религиозные истоки науки». М., 1997, и др.). Докт. дисс. — «Эволюция понятия науки с VI в. до н. э. по XVI в.» (1982). В 1988 Г. перешла в ИФ АН СССР (РАН), где и работает зав. сектором «Исторические типы научного знания». На протяжении многих лет Г. занимается анализом как онтол. фундамента самого ист. процесса, так и методол. ист. познания. В связи с этой темой возник ряд статей, посвященных анализу понятия времени. Начиная с 1970-х Г. занималась также изучением отеч. филос. и опубликовала статьи, посвященные творч. К. Н. Леонтьева (Наперекор историческому процессу // Вопросы литературы. 1974. № 5), Л. М. Лопатина, Н. О. Лосского и С. Л. Франка (Диалектика теокосмического всеединства // Идеалистическая диалектика в XX в. М., 1987), В. С. Соловьева (Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева) // ВФ. 1998. № 5), П. А. Флоренского, С. Н. Бул гакова, Н. А. Бердяева (Философия свободы Н. А. Бердяева // Новый журнал. Нью-Йорк, 1991. № 184-185), П. Б. Струве (Под знаком меры // ВФ. 1992. № 12). Занимается переводами филос. классики: в ее переводе вышли работы Гегеля «Иенская реальная философия» (1970) и часть «Философии религии» (1977), а также статья М. Вебера «Наука как призвание и профессия» (1990). В центре иссл. поел, лет — проблемы онтологии (Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997; Бытие и разум // ВФ. 1997. № 7). Г. избрана чл.-корр. РАН (2000).
Соч.: Новая онтология XX века. М., 1997; Бытие и разум // ВФ. 1997. № 7; «История греческой философии в ее связи с наукой». Уч. пособие. М., 2000; «История новоевропейской философии в ее связи с наукой». Уч. пособие. М., 2000; Время и вечность: парадоксы континуума // ВФ. 2000. № 6; История греческой философии в ее связи с наукой. Уч. пособие. М., 2000; История новоевропейской философии в ее связи с наукой. Уч. пособие. М., 2000; Время и вечность: парадоксы континуума // ВФ. 2000. № 6; В. Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001; От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в XVII-XVIII вв // ВФ. 2001, № 7; Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей. // ВФ. 2002. № 7; Познание и ценности // Субъект, познание, деятельность. (К 70-летию В. А. Лекторского). М., 2002; Научная рациональность и философский разум. М., 2003; Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременности вещей в себе // ВФ. 2003. № 9; Научная рациональность и философский разум. М., 2003; Трансформация кантовской теории времени в наукоучении Фихте. Время как продуктивная способность воображения // ВФ. 2004. № 1; Эдмунд Гуссерль: трансцендентальная субъективность как абсолютный темпоральный поток // Русская антропологическая школа. Труды. К 75-летию академика В. В. Иванова. М., 2004; Космос и душа (соредактор). М., 2005; Постметафизическая философия как философия процесса // ВФ. 2005. № 3; Мартин Хайдеггер: Изначальная временность как бытийное основание экзистенции // ВФ. 2006. № 3; Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009