ГАБИТУС
ГАБИТУС
(Habitus; лат.) — внешний облик, осанка, а также телосложение, то свойство тела, которое должно характеризоваться как его конституция. В переносном смысле под габитусом имеют в виду направление духа, «этос» группы или времени, в той мере, в какой он совпадает с менталитетом индивида или общности. Это понятие, используемое англосаксонской педагогической психологией для характеристики различных форм поведения в соответствии с их мотивацией.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Габитус
Способ быть и действовать (предрасположенность), однако приобретенный и сохраняющийся продолжительное время. Термин, введенный в употребление Бурдье (77), используется главным образом в словаре социологов. Для них габитус это нечто вроде воплощенной идеологии, порождающей практические действия; способ быть собой и действовать так, как мы действуем, складывающийся в результате нашего включения в данное общество, структуры, расслоение, ценности и иерархические системы которого мы в себе бессознательно несем… В этом смысле каждый из нас свободно или, во всяком случае, добровольно делает то, что диктует его социально определяемое желание.
Источник: Философский словарь.
ГАБИТУС
от лат. habitus - внешность) - используемое в социологии и социальной философии понятие, обозначающее инкорпорированную , т.е. встроенную в человеческое тело, "записанную" на нем историю и социальность. Понятие Г. было введено Элиасом и Бурдье для выражения того обстоятельства, что в процессе социализации человек обретает определенные телесные и поведенческие навыки, которые не являются биологическими по своей природе, но превращаются в неотделимую от его телесности "натуру". Г. проявляется в многообразных феноменах: в способах жестикуляции, в формах сексуального поведения, в манерах питания, гигиены, отправления естественных потребностей, в характере прически, в типе одежды и т.п. Как система приобретенных схем поведения Г. определяет правила и границы тех социальных игр, в которых участвует индивид. Это понятие позволяет в определенном аспекте связать индивидуальное и социальное, преодолевая тем самым традиционную альтернативу методологического индивидуализма и методологического холизма (коллективизма) в социальной теории. /
Источник: Современная западная философия: словарь