ФУРИИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФУРИИ
Римские богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи. У греков фуриям соответствуют Эриннии.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

ФУРИИ
в рим. мифологии - женские божества мщения и угрызений совести, отождествлялись с др.-греч. эриниями.

Источник: Атеистический словарь

Фурии
рим.) – «неистовствующие» – древнеримские богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные преступления. Отождествлялись с греческими эриниями.

Источник: Мифологический словарь

Фурье
Fourier, Francois-Marie-Charles) (1772-1837) - родился в семье богатого провинциального купца. В своих сочинениях Фурье дает яркое изображение быстро созидавшегося в его время капиталистического общества с его анархией производства, подавлением и угнетением человеческой личности. Показав все вопиющее несовершенство современного ему строя, Фурье рисует затем картину будущего общества, в котором будет царить полная гармония. Фурье представлял себе идеальное общество будущего в виде федерации отдельных трудовых союзов, по 1.500 - 2.000 человек в каждом (так называемые "фаланстеры"). Он считал, что подобная организация общежития обеспечит полное удовлетворение потребностям и стремлениям каждой человеческой личности. Один из типичнейших утопистов, Фурье был уверен, что для создания идеального общественного строя вполне достаточно доброй воли отдельных лиц, которые проникнутся сознанием его превосходства.
К концу своей жизни Фурье сумел основать несколько таких кооперативных поселений во Франции и Соединенных Штатах.

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ФУРЬЕ (Шарль)
французский философ и экономист (Безансон, 1772 — Париж, 1837). Сын богатого суконщика, он теряет состояние в 1793 г. на спекуляции колониальными продуктами и становится мелким служащим в сфере торговли. Тогда он начинает обличать «пороки цивилизации». Его часто считают социалистом, потому что, страдая от неуравновешенности между нищетой и изобилием, он выступает за создание человеческих групп, практикующих почти тотальную общность жизни: он мечтал о создании «фаланстер», что-то вроде социалистических деревень, где живут сообща, наподобие киббуцев [kibboutsim] в современном Израиле. По крайней мере, фаланстер должен был обладать юридической формой акционерного общества (тип капиталистического общества); каждый член — обладатель акции — на основании этого факта имеет право сказать: «наши земли, наши дворцы, наш замок, наши леса, наши фабрики». Шарль Фурье —до сих пор довольно читаемый во Франции автор, несмотря на то что многие его построения нереалистичны и устарел литературный стиль. Его основные произведения: «Теория четырех движений и четырех судеб» (1808) и «Трактат о домашней сельскохозяйственной ассоциации» (1822), переизданный в 1841 г. под заглавием «Теория всеобщего единства».

Источник: Философский словарь

ФУРЬЕ
Fourier), Франсуа Мари Шарль (7 апр. 1772 – 10 окт. 1837) – франц. утопич. социалист. Род в купеч. семье и против своей воли после торг. ученичества почти всю жизнь служил в торг. домах. По окончании школы пополнял образование самоучкой; недолго (в 1790, 1797 и 1800) слушал в Париже лекции по юридическим и естеств. наукам. Мировоззрение Ф. сформировалось в ходе наблюдения торгашеских плутней, лживой буржуазной морали и глубокого разочарования в результатах революции 1789–94 и в этой связи в просветительской философии 18 в. Значит. влияние оказали на Ф. идеи и опыт ассоциаций, особенно распространенных в Лионе, где он дольше всего жил. В ст. "Всемирная гармония" ("L´harmonie universelle", впервые напечатана в газ. "Bulletin de Lyon" 3 дек. 1803, перепечатана в "Publication des manuscript de Ch. Fourier", P., 1851), анонимной брошюре "О торговом шарлатанстве" ("Sur les charlataneries commerciales", 1807), книге "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (Lpz., 1808; рус. пер. со вступ. ст. А. Дворцова, М., 1938) Ф. впервые изложил свои исторические и социальные взгляды. Более подробный план организации общества будущего Ф. разработал в "Трактате о домоводческо-земледельческой ассоциации" ("Trait? de l´association domestique agricole", t. 1–2, P., 1822), переизданном посмертно под заглавием "Теория всемирного единства" ("Th?orie de l´unit? universelle", t. 1–4, P., 1841–43). В последующие годы Ф. подготовил общедоступное изложение своей "социетарной теории" ("Новый промышленный и общественный мир", Р., 1829; рус. пер., М., 1939, и в Избр. соч., т. 3–4, М.–Л., 1954, имеется библ.). Отдельные ее моменты разработаны в многочисл. статьях Ф. и в книге о противоположных системах хозяйствования ("La fausse industrie...", t. 1–2, P., 1835–36). Учение Ф. отвергало социальную философию Просвещения, в особенности содержавшуюся в ее экономич. теории идею свободы торговли, вместе с тем Ф. воспринял и развил многие идеи материалистов 18 в.: признание единства мироздания как извечно существующей и закономерно движущейся материи в многообразии ее форм и видов движения; взгляд на человека и человеч. общество как творение природы, подчиненное общим ее законам; понимание историч. процесса как определяемого реальными интересами, как движения, направленного на обеспечение всеобщего благополучия; сенсуалистич. обоснование психологии; признание целью общества свободное удовлетворение всех запросов личности и обусловленная этим теория воспитания. Выступая против атеизма, Ф. усматривал в нем отрицание провидения, к-рое понималось им как господство универсальных закономерностей. Ф. полагал, что наука может и должна познать все закономерности природы, в т.ч. и обществ. явлений. Наличие у Ф. понятия бога было обусловлено, вероятно, как нежеланием оттолкнуть от своих идей широкие круги верующих, так и известным влиянием на Ф. распространенных в то время мистико-теософских идей. Задачу своей жизни Ф. видел в разработке "социальной науки" как части "теории всемирного единства", основанной на принципе "притяжения по страсти" как всеобщей закономерности. Высшее выражение единства мироздания – бог, или дух, – одно из трех извечных, неразрушимых и неотменимых начал природы, начало активное, движущее; второе ее несотворенное начало – материя, начало пассивное, движимое; третье – справедливость, или математика, начало нейтральное, регулятор движения. Бог Ф. подчиняется неизменным математич. законам, и, будучи одним из начал природы, сливается с ней в высшем единстве мироздания. Не вмешиваясь непосредственно в жизнь людей, бог предоставляет им свободу действовать, и они действуют согласно природе или противно ей. Ф. разработал оригинальную схему истории человечества, уделив особое внимание анализу современного ему периода – периода "цивилизации". Обществ. строй этого периода он подверг глубокой критике, вскрывая его внутр. противоречия (особенно противоречия между индивидуальными и групповыми интересами и интересами общества в целом), противоречия как социально-экономические (кризисы от избытка, порождаемую изобилием бедность), так и моральные (бурж. брак, связанный с проституцией, и др.). На смену строю цивилизации, по Ф., должен прийти высший обществ. строй – строй гармонии. Природосообразный обществ. строй соответствует, по Ф., предначертаниям бога (природы): объединения людей внутри общества ("группы" и "серии") образуются на основе божественных (естественных) законов "притяжения по страсти"; социальная энергия используется в соответствии с законом "экономии движущих сил"; осуществляется справедливость в распределении благ; гармония между отдельными людьми и людскими коллективами, между социальными классами и народами отражает "всеобщность провидения" (всеобщую гармонию природы); наконец, при таком строе осуществляется сложное единство системы всего мироздания. Гармонич. строй общества получает в учении Ф. не только телеология, оправдание, но представляется как определ. ступень в историч. развитии общества, после того как оно пройдет периоды эдемизма ("райской" первобытности), дикости, варварства и цивилизации. В этой связи Ф. сформулировал ряд положений, важных для развития обществ. науки его времени: признание уровня организации материального произ-ва определяющим признаком каждого историч. периода; утверждение законосообразности смены низшего периода высшим; указание на то, что внутри каждого периода созревают предпосылки перехода к следующему; раскрытие внутр. противоречий в данном обществ. строе; признание возможности, при наличии созревшей ситуации, единовременного перехода к следующему историч. периоду, причем "скачок" этот в известной мере зависит от действия людей, и отсутствие у них решимости может привести к тому, что переход к высшему строю станет длительным и мучительным. План будущего общества Ф. разрабатывал не только на основе анализа закономерностей обществ. жизни, но и путем исследования психологич. природы человека. Ф. считал, что человек по природе своей, в силу "притяжения по страсти", обладает склонностью к к.-л. виду труда, ведущегося в коллективах. Система "страстей" в его учении направлена на обоснование творч. труда, разнообразия в труде и трудового соревнования, имеющих результатом всестороннее удовлетворение всех потребностей человека – материальных, духовных и душевных. В своей согласованной игре все страсти, по Ф., достигают единства действий в стержневой страсти, выражающей стремление личности – в своих же эгоистич. интересах – искать и находить свое счастье во всеобщем благе. Страсти человека имеют, по Ф., одинаковую для всех времен и народов природу, но от среды и воспитания, от социальной организации общества зависят возможность и формы их проявления. Существующая (т.е. буржуазная) "цивилизация" подавляет и извращает страсти человека, тогда как грядущий строй "гармонии" даст им "прямой ход". Первой задачей построения нового общества Ф. считал создание для него материального фундамента, гарантирующего рост его производительности, что обеспечит богатство для всех. Этому должно способствовать и распределение обществ. дохода соответственно трем "производственным данным" – капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12). С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ф., будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаст, по Ф., крупное коллективизированное и механизированное с. х-во, соединенное с пром. произ-вом. Соединение произойдет в первичной ячейке общества – "фаланге", располагающейся в огромном дворце – "фаланстере". Это приведет к ликвидации разрыва между городом и деревней, к созданию поселений нового типа, где объединяются все виды человеч. деятельности и преимущества гор. и сел. жизни без их недостатков. Нынешние "социальные паразиты" (при строе "цивилизации" – до двух третей населения) включатся в производительный обществ. труд; большинство их – женщины, к-рые освободятся от домашнего рабства, чему будут способствовать ликвидация семьи как хозяйств. единицы, свобода любви и широкое общественное бытовое обслуживание. Могучие трудовые армии – региональные, национальные и международные – преобразят лик Земли. Система обществ. воспитания – "социетарный план" Ф. – предусматривала формирование человека как целостной личности, сознат. члена свободного трудового коллектива; соединение обучения с производит. трудом, физич. и эстетич. развитием, мощное развитие науки и высшего образования; широкий охват взрослого населения всевозможными просветит. мероприятиями, невиданный расцвет культуры, в частности иск-ва (особенно театрального); всеобъемлющую организацию нар. здравоохранения, особенно профилактич. медицины и т.п. План этот сможет осуществиться, по Ф., как только превосходство "порядка согласованности" над "раздробленным порядком" будет доказано теоретически и экспериментально. Однако, не полагаясь на разумность человека, Ф. продумывал различные возможные "выходы", намечая переходные учреждения "гарантизма" и допуская "пути принуждения". В учении Ф. можно найти немало зародышей отд. идей и целых концепций, к-рые получили развитие не только в позднейшей философии, социологии и экономич. науке, но и в таких спец. отраслях, как социальная психология, психология труда, психология детства и юношества, педагогика, профилактич. медицина, архитектура и градостроительство и др. Однако при всех достоинствах учения Ф., особенно его социально-историч. и социально-психологич. идей, создать подлинную социальную науку он не смог. Отсюда – идеализм, методология, непоследовательность, фантастич. мечтания вместо научно обоснованных прогнозов, отсутствие понимания историч. роли пролетариата, сохранение в плане ассоциации классов, частной собственности и нетрудового дохода. На мировоззрении ?. лежит отпечаток мелкобуржуазности, и его идеальный "строй гармонии", далекий от экономич. требований крупного общественного производства, выглядел как скопище раздробленных, автономных мелких ассоциаций. Распространение и развитие идей Ф. Учение Ф., первоначально игнорировавшееся современниками, с 30-х гг. 19 в. стало быстро распространяться. Во Франции первыми восприняли учение Ф. нек-рые из его земляков-безансонцев (К. Вигуре, Консидеран, Ж. Мюирон, Ш. Пелларе и др.) и ряд видных сен-симонистов (Ж. Лешевалье, А. Трансон, А. Паже и др.). "Социетарная школа" Консидерана видела в учении Ф. средство к мирному осуществлению социальной справедливости, пропагандировала преобразо- вание системы хозяйствования на основе ассоциации как путь к "слиянию классов" и предотвращению социальной революции; в 40-х гг. она стала единственным во Франции крупным социалистич. объединением, располагавшим талантливыми пропагандистами, значит. числом активных участников, большим книгоиздательством и несколькими поврем, изданиями. Фурьеристы пытались создать опытный фаланстер и "социальную партию", но на практике неизменно оказывались бессильными и в итоге потерпели крах в ходе революции 1848. В дальнейшем фурьеристы примкнули к революционному пролет. движению; другие стали поборниками мелких реформ и кооперативной практики в рамках существующего общества; были и такие, к-рые заняли явно реакц. позиции. Небольшая кучка эпигонов и позднее делала попытки практич. опытов ("фамилистер", созданный Ж. Б. Годеном в Гизе, "сельский детский дом социального экспериментирования", организованный Жуанном в Ри, и др.). Идеи ?. получили отражение во французской художеств. лит-ре (Эжен Сю, Ф. Пиа, П. Ж. Беранже, Э. Потье и др.) и оказывали влияние на развитие франц. утопич. социализма (Пеккер, Видаль, Леру, Прудон, Дезами). В Англии идеи Ф. оказали нек-рое влияние на раннюю социалистич. мысль. В 30-х гг. Лондонское кооперативное общество содействовало ознакомлению с учением ?. Английские его последователи, к-рых возглавлял Хью Дохерти, активизировались с 1840, когда они добились поддержки оуэнистского Всемирного общества сторонников рациональной религии и газеты Оуэна "The New Moral World". В дальнейшем Дохерти издавал фурьеристскую газету "The Morning Star" (1840–41), а затем еженедельник "The London Phalanx" (1841–42). С 1843 началась издательская деятельность Общества фаланстерианской книжки и была предпринята подготовка к созданию Колледжа привлекательного промысла. Англ. фурьеристы сосредоточивали внимание преим. на экономическом и социальном аспектах учения Ф., были склонны к умеренной, реформистской трактовке его идей. К концу 40-х гг. 19 в. англ. фурьеризм сошел с историч. сцены. В Германию идеи Ф. стали проникать с 20-х гг. 19 в. (Людвиг Галль). В 30-х гг. появились пропагандирующие ассоциацию брошюры, изложение этого учения и перевод "Нового мира". В 40-х гг. существовали активные кружки фурьеристов, издавалась фурьеристская литература, в журналах печатались статьи о фурьеризме и переводы из Ф. (в т.ч. сделанный Энгельсом перевод отрывка о торговле); идеи Ф. рассматривались в книгах о франц. социализме (Лоренц фон Штейн, Теодор Элькерс и др.) и оказали влияние на нек-рых социал-реформаторов (Франц, Штромайер). Большую роль в проникновении в Германию идей франц. социализма, в частности фурьеризма, сыграла нем. демократич. эмиграция в Париже (Вейтлинг, Гесс, Грюи, Стефан Борн и др.). В те же годы Маркс и Энгельс, критически перерабатывая идеи утопич. социализма, обратили внимание на идейное наследие Ф. Накануне и во время революции 1848–49 идеи Ф. стали проникать и в среду нем. рабочих. В Бельгии пропаганду идей Ф. вели в 30–40-х гг. франц. фурьеристы, в частности Консидеран, к-рых поддерживали нек-рые бурж.-демократич. деятели. Здесь распространялись франц. фурьеристские издания, вышло отд. издание "Нового хозяйственного и социетарного мира". Газеты "Le D?bat social" и "La Civilisation" уделяли фурьеризму много внимания. Ряд бельг. сторонников Ф. использовал его идеи в консервативных и антиреволюц. целях. После революции 1848–49 белы, фурьеризм сошел со сцены. В Италии 30–40-х гг. 19 в. идеи Ф. широко воспринимались передовыми людьми различных направлений. Многие признавали себя фурьеристами (Б. Дж. Муре, С. Савини, Л. Драгонетти, Г. Росси, Л. Чемпини, Т. Пальярдини, Дж. Бучеллати, П. Марончелли, Дж. Гатти, Э. Де Азарта, М. А. Канини и др.), организовывали фурьеристские кружки, издавали брошюры и журналы для пропаганды фурьеризма ("L´Attrazione", "La Parola", "Pace sociale", "Il Tribuno del Popolo" и др.). В Испании фурьеристы были первыми проводниками социалистич. идей. Они организовывали кружки фурьеристов (Хоакин Себастьян Абреу, лично знакомый с Ф.), пытались создать опытный фаланстер (Мануэль Саграри де Валой), издавали журн. "La Atraccion" (с 1845) – первый в Испании орган социалистич. направления (Фернандо Гарридо). Из рядов фурьеристов вышло немало деятелей исп. социалистического и рабочего движения. В Польше обособившееся от шляхетского нац. движения радикальное демократич. направление (Б. Яньский, С. Г. Ворцель, А. Мицкевич, X. Каменьский, Дембовский и др.) использовало идеи Ф. как своеобразные стимуляторы развития идей нац. свободы и социальной справедливости. Из среды польской революц.-демократич. эмиграции во Франции вышел Ян Читьский, ставший видным фурьеристом. В Румынии 30–40-х гг. 19 в. были сторонники идей Ф. о свободной трудовой ассоциации (Йон Элиаде Радулеску, Йон Ионеску де ла Бред и др.), имелись попытки создания фурьеристских колоний ("Сельскохозяйственно-промышленное общество", созданное в 1835 по инициативе Тудораке Мехтупчиу-Диамента и распущенное властями в 1836 при вооруж. сопротивлении участников) и проекты крест. ассоциаций с использованием нек-рых положений Ф. После 1848 подобные проекты больше не появлялись, а позднее в Румынии были лишь отд. выступления в печати с изложением нек-рых идей Ф. (Н. Руссу-Лакустяну, П. С. Аурелиан и др.). В 30–40-х гг. 19 в. идеи Ф. привлекали внимание передовой интеллигенции в скандинавских странах, в частности в Швеции (Пер Йетрек), Швейцарии (Карл Бюркли и др., нем. и итал. эмиграция), Португалии, Греции, Австрии (А. фон Штифт, Г. Еллинек, Хиллиж и др.), Чехии (Э. Арнольд, С. Вавра, Ф. Копп, К. Сабина и др.), Венгрии (Ш. Петефи, М. Танчич), Словакии (Ян Хорарик). В Сев. Америке влияние идей Ф. на развитие прогрессивной социальной мысли было столь значительным, что 30–40-е гг. называют "фурьеристским периодом" истории социализма в Америке (А. Брисбен, Парк Годвин, Хорейс Грили и др.). Общее число фурьеристов составляло неск. десятков тыс. человек. Среди многочисленных фурьеристских колоний особое место занял Ин-т с. х-ва и просвещения в Брук-Фарме, участники к-рого сыграли большую роль в развитии прогрессивной обществ. мысли, лит-ры и прессы США. Нац. конгресс фурьеристов, состоявшийся в Нью-Йорке в 1844, принял ряд важных решений, направленных к организации фурьеристов не только в нац. рамках, но и в междунар. плане. Амер. фурьеристы, частично используя идеи Ф., в то же время отвергали его "грубый материализм", их идеи переплетались с социально-христ. учениями разных религ. сект, а потому лишь условно могут считаться фурьеристскими. В Лат. Америке идеи европ. социализма, в частности Ф., повлияли на С. К. Родригеса, X. Э. A. Эчеверриа, X. Б. Альберди, Д. Ф. Сармьенто и др. передовых мыслителей и обществ. деятелей Аргентины, Уругвая и Чили. В Бразилии изложение идей Ф. мы находим в 40-х гг. у М. Г. ди С. Регу, издававшего в Рио-де-Жанейро газету социалистич. направления, и в книгах, издававшихся в Ресифи Ж. И. ди Абреу Лима. Нек-рую роль в распространении социалистич. идей играли иммигранты из Европы, в частности фурьеристы Э. Тандонне, М. Деррион, Б. Муре и др., к-рые предпринимали и практич. опыты в фаланстерианской духе. В России идеи Ф. стали известны уже в 1-й четверти 19 в. нек-рым из декабристов и близким к ним представителям дворянской интеллигенции. В 30–40-х гг. на учение Ф. обратили внимание Герцен, Огарев и их друзья, к-рые относились к нему критически. Интерес к Ф. проявляли в то время профессора и учащиеся гражданских и военных высших школ в Петербурге, Москве, Киеве и др. городах [проф. B. С. Порошин, С. А. Раевский, А. А.Столыпин (Монго), проф. Н. И. Костомаров, член организованного им Кирилло-Мефодиевского общества Н. И. Савич, капитан А. Гусев и др.]. Самыми выдающимися приверженцами учения Ф. в России были петрашевцы. Петрашевский пропагандировал идеи Ф. в своих соч. в различных кружках, он сделал в 1847 попытку (окончившуюся, естественно, неудачей) практически применить их в своем имении. Идеи Ф. содействовали кристаллизации рус. обществ. мысли разных направлений. Они отразились в творчестве поэтов Д. Д. Ахшарумова, A. П. Баласогло, С. Ф. Дурова, А. Н. Плещеева и др., в произв. Достоевского, А. М. Пальма, Салтыкова-Щедрина и др. прозаиков. Влияние их можно обнаружить также у Григорьева, Одоевского, Майкова, B. А. Милютина, Чернышевского и др. Идеи Ф. и науч. социализм. Маркс и Энгельс, вскрывая слабости учения Ф., высоко оценили его. По их словам, "Фурье исходит непосредственно из учения французских материалистов" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 146) и "...так же мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель" (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 197). Соч. Ф. "...проникнуты подлинно поэтическим духом" (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 463), им присуща реалистичность и историчность. По мнению Энгельса, "...ярче всего проявилось величие Фурье в его понимании истории общества" (там же, т. 19, с. 197), и важно то, что он "...конструирует по-своему будущее после того, как правильно познал прошлое и настоящее" (там же, т. 2, с. 583). Энгельс высоко ценил у Ф. глубоко захватывающую "...критику существующего общественного строя, в которой чисто французское остроумие сочетается с большой глубиной анализа" (там же, т. 19, с. 196). Маркс и Энгельс указывали, что Ф. блестяще разработал проблемы будущего общества: право на труд, труд как естеств. потребность человека, свободный труд как наслаждение; экономич. преимущества ассоциации: организация деятельности человека на основе сменяющихся разнообразных работ по влечению; трудовое соревнование – индивидуальное и коллективное; свободная любовь и обеспеченная новым строем полная свобода женщины; формирующее всесторонне развитого члена социалистич. общества воспитание, основанное на соединении обучения с производит. трудом, физич. развитием и обществ. деятельностью. Защищая здоровое ядро учения великого утописта не только от недругов, но и от нек-рых его "друзей", к-рые на самом деле были, по словам Энгельса, "антиподами Фурье", творцы науч. коммунизма отвергли все, что было в нем фантастического и ошибочного: непризнание историч. самодеятельности пролетариата; отказ от классовой, революционной и всякой вообще политич. борьбы; вера в социальное всемогущество науч. изобретательства; надежда на содействие лучших представителей господств. классов делу разумного переустройства общества. Отмечали Маркс и Энгельс также и специфич. ошибку Ф. – сохранение им частной собственности, классов и нетрудового дохода при строе ассоциации. Но, несмотря на это, Маркс и Энгельс признавали Ф. наряду с Сен-Симоном и Оуэном одним из тех "...трех мыслителей, которые, несмотря на всю фантастичность и весь утопизм их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно..." (Энгельс Ф., там же, т. 18, с. 498–99). Соч.: Oeuvres compl?tes, t. 1–, P., [1968–]. Лит.: Лит. и соч. см. вкн.: Зильберфарб И., Социальная философия Ш. Ф. и ее место в истории социалистич. мысли первой пол. 19 в., М., 1964, с. 413–533; его же, "Социальная философия" Ш. Ф. как предмет историч. исследования, "Вопр. истории", 1956, No 5. И. Зильберфарб. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.