французский социолог, утопический социалист. Критиковал общественные институты, поскольку они препятствуют естественному человеческому стремлению к наслаждению. Хотел утвердить новый, неэгоистический экономический принцип и предлагал создать новый экономический общественный строй путем разделения государства на территориальные товарищества (фаланстеры).
Даты жизни. Родился 7.4.1772 в Безансоне в семье коммерсанта. Почти всю жизнь служил в торговых домах бухгалтером, кассиром, экспедитором и биржевым маклером. Умер 9.11.1835 в Париже.
Фурье Франсуа Мари Шарль
ФУРЬЕ Франсуа Мари Шарль
Фурье Франсуа Мари Шарль
(1772—1837) — фр. утопический социалист. Выходец из среды средней торговой буржуазии, долгое время был конторским и торговым служащим. Ф. выступил с глубокой и яркой критикой буржуазного об-ва, вскрыл противоречия между идеями идеологов фр. революции и действительностью, антагонизм нищеты и богатства, моральную и физическую деградацию большинства людей. При обосновании социалистического строя он исходит из положений фр. материалистов о решающей роли среды и воспитания для формирования человека. Все человеческие страсти и влечения (вкус, осязание, зрение, слух, обоняние, чувства дружбы, честолюбия, любви, отцовства, страсть к «интриге», стремление к разнообразию, к объединению в группы), черты человеческого характера сами по себе хороши. Нет нужды подавлять человеческие страсти. Порочен не человек, а об-во, в к-ром он живет. Поатому необходимо создать такой общественный строй, к-рый способствовал бы полному удовлетворению человеческих страстей, их развитию и расцвету. Осн. ячейкой будущего об-ва, как его рисует Ф., является фаланга, состоящая из нескольких производственных серий. Каждый член фаланги имеет право на труд. Добровольно и руководствуясь своими интересами, люди вступают в те или иные производственные группы. В фаланге устранен калечащий человека узкий профессионализм; каждый член фаланги в течение рабочего дня несколько раз переходит от одного вида труда к др., занимаясь каждым из них 1,5—2 часа. Благодаря всему этому труд превращается в потребность, становится предметом наслаждения. В результате об-во достигает высокого уровня производительности труда и изобилия материальных благ. Распределение в фаланге осуществляется по труду и таланту. Ценны догадки Ф. об уничтожении противоположности между умственным и физическим трудом и между городом и деревней. Для Ф., как и для др. утопических социалистов, характерно непонимание исторической роли пролетариата, отказ от революции как средства преобразования существующего об-ва. Он намеревался добиться осуществления своих целей мирной пропагандой социалистических идей, в т. ч. и среди капиталистов (последним он предлагал даже сохранить нетрудовой доход в размере 7s дохода фаланги). Осн. соч. Ф.: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Теория всеобщего единства» (1822), «Новый промышленный мир и общественный мир» (1829).
Источник: Философский словарь. 1963
ФУРЬЕ Франсуа Мари Шарль
(1772, Безансон – 1837, Париж) – один из основоположников французского утопического социализма. Выходец из купеческой семьи, почти всю жизнь служил в торговых домах. Свои социальные взгляды и проекты общественного переустройства изложил в анонимной брошюре «О торговом шарлатанстве» (1807), книге «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808; рус. пер. 1938), «Трактате о домоводческо-земледельческой ассоциации» (1822), переизданном под заглавием «Теория всемирного единства» (т. 1–4, 1841–1843) и в книге «Новый промышленный и социетарный мир» (1829; рус. пер. 1939). Согласно философско-исторической концепции Ф., исторический процесс подчинен строгой закономерности, в трактовку которой мыслитель вкладывает провиденциалистский и даже мистический смысл. В основании его системы лежат три главных, «извечных, не-созданных и нерушимых начала» – Бог, Материя и Математика (или Справедливость). Бог – это активный принцип бытия, приводящий в движение весь мир, Материя – принцип пассивный, воспринимающий заданное Богом движение, Математика же – принцип организующий, «направляющее начало движения». Весь мир вечно пребывает в движении, разделяющемся на четыре главных направления: материальное, органическое, анимальное и социальное. В соответствии с общими целями творения Бог дал законы всем частям мироздания, всем формам движения, в том числе и социальному. Познав эти законы, мы сможем познать прошлое, настоящее и будущее человечества, утверждает Ф., полагая, что установленные Богом законы социального движения можно и должно открыть исходя из основных свойств человеческой природы – страстей. Закон влечения человеческих страстей, по Ф., аналогичен основному закону материального мира – закону притяжения. Общество, считал Ф., проходит в своем развитии ряд стадий (эдемизм, дикость, патриархат, варварство), достигает стадии цивилизации и устремляется к гармонии. Критика понятия цивилизации в творчестве французского утописта занимает главное место. В эпоху цивилизации царят индивидуализм, разорение и бедность; отсутствует живая связь между людьми, труд лишен своей привлекательности, свобода вырождается в торговую анархию, индивидуальное рабство сменяется рабством коллективным, основанным на экономической зависимости и тирании частной собственности. Причину этих явлений Ф. усматривает в развитии торговли. Гармоничный же строй должен быть сообразен природе: существующие в его рамках объединения («группы» и «серии») образуются на основе естественных законов «притяжения по страсти». Притяжение является движущей силой человека. Предпосылка нормального общественного порядка состоит в создании условий для свободного удовлетворения человеческих страстей, которое привело бы к гармоничному сочетанию индивидов. Результатом полного высвобождения страстей и их удовлетворения должна стать ассоциация, представляющая собой фундамент нового социального и хозяйственного мира. Ассоциацию, эту основную ячейку гармоничного общества, мыслитель называет фалангой, понимая ее как производительно-потребительское товарищество, где главным видом труда, организованного в соответствии со склонностями и страстями человека, является сельское хозяйство. Учение Ф. о страстях вызвало интерес к его творчеству у художников и мыслителей XX в. – от сюрреалистов до Р. Барта (включая участников майских событий 1968).
Соч.: Избр.
Соч. Т. 1–4. М.; Л., 1954; Oeuvres complètes. P., 1961–1967. Лит.: Барт Р. Сад, Фурье, Лойола. М., 2007; Зильберфарб, И. Социальная философия Ш. Фурье и ее место в социалистической мысли первой половины XIX века. М., 1964; Lehouck, Е. Fourier aujourd’hui. P., 1966; Goret, J. La pensée de Ch. Fourier. P., 1974. М.М. Федорова
Соч.: Избр.
Соч. Т. 1–4. М.; Л., 1954; Oeuvres complètes. P., 1961–1967. Лит.: Барт Р. Сад, Фурье, Лойола. М., 2007; Зильберфарб, И. Социальная философия Ш. Фурье и ее место в социалистической мысли первой половины XIX века. М., 1964; Lehouck, Е. Fourier aujourd’hui. P., 1966; Goret, J. La pensée de Ch. Fourier. P., 1974. М.М. Федорова
Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.