ФУНКЦИИ НАУКИ
Функции науки
1) познавательная – наука изучает и объясняет явления реального мира; 2) материально-преобразующая – научные знания служат основой для построения новых материальных систем; 3) аксиологическая – наука формирует научные ценности (главная ценность науки – объективная истина); 4) мировоззренческая – наука формирует научное мировоззрение; 5) социально-политическая – наука используется обществом для изменения или поддержания социально-политической ситуации.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ФУНКЦИИ НАУКИ
Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: 1) познавательная – состоит в том, что наука занимается производством и воспроизводством знания, которое в конечном итоге принимает форму гипотезы или теории, описывающей, объясняющей, систематизирующей добытые знания, способствуя прогнозированию дальнейшего развития, что позволяет человеку ориентироваться в природном и общественном мире; 2) культурномировоззренческая – не будучи сама мировоззрением, наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности, при этом наука является общественным достоянием, сохраняясь в социальной памяти и составляя важнейшую часть культуры; 3) образовательная содержательно наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения, формирует стратегию образования на базе разработок психологии, антропологии, педагогики, дидактики и др. наук; 4) практическая – эта функция приобрела особую роль в ходе научно-технической революции середины XX века, когда происходит интенсивное «онаучивание» техники и «технизация» науки, т.е. наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества – здравоохранение, средства коммуникации, образование, быт, формируя такие отрасли науки как социология управления, научная организация труда и др.
Источник: Философия науки и техники: словарь
ФУНКЦИИ НАУКИ
Роль и предназначение данной сферы деятельности человека (науки) в его жизни и обществе в целом. Функция (лат. function – исполнение, соответствие, совершение, отображение) – это обязанность, круг деятельности, назначение. Под функциями науки и следует понимать роль, которую играет наука в обществе, то, что она совершает как для отдельного человека, так и для всего социума. Наука играет принципиально важную, незаменимую роль в жизни современного общества, оказывая влияние на все ее сферы: экономику, политику, идеологию, быт, культуру, здоровье человека и все остальное. Ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного влияния на развитие современного типа общества, как наука. Ее роль в современном обществе сопоставляют с ролью религии в Средние века, заявляя, напр., что вера в науку заменила веру в религию. Наука – это такая форма деятельности людей, которая направлена на получение и применение новых знаний о действительности и о самом познании с целью открытия объективных законов. Функции науки многообразны. Достижения науки являются главной составляющей современного образования и лежат в основе мировоззрения, при этом законы и научные 188 Lecourt D. Pour une critique de l’epistemologie (Bachelard, Canguilhem, Foucault). P., 1972. P. 7 . представления являются частью культуры общества и компонентом мировоззрения людей.
В этом состоит культурно-мировоззренческая функция науки. В. И . Вернадский в работе «Избранные труды по истории науки» говорит о значимости научных открытий для формирования мировоззрения человека. Он пишет о том, что научное мировоззрение – это такое отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление объясняется в соответствии с основными принципами достоверного и доказательного знания. Полученное наукой знание постепенно накапливается и образует развивающуюся систему, элементы которой со временем меняются, а значит развивается и система в целом. Познавательная функция науки включает объяснительную и предсказательную функции. Знание законов объективного мира позволяет не только понять и объяснить изучаемые объекты, но и предвидеть новые объекты. Объяснительная функция науки реализуется через выяснение причин изучаемого процесса, его функций, состава или структуры. Предсказательная функция науки заключается в том, что знание законов развития объекта или явления позволяет предвидеть новые фазы развития и его свойства.
Так, Д. И. Менделеев предсказал свойства элементов, которые еще не были открыты наукой. Предвидение на основе научного знания позволяет контролировать процессы и управлять ими. Практическая функция науки состоит в применении познанных законов в деятельности человека, в увеличении возможностей людей в преобразовании природы. Научное знание направляет и регулирует практическую деятельность. Так, исследования в области физики привели к открытию электромагнитных волн, ядерных реакций, излучения атомов, что легло в основу принципиально нового уровня цивилизации, связанного с радио и телевидением, атомной энергетикой, лазерами и др. Наука играет исключительно важную роль не только в решении каких-то отдельных проблем, но и глобальных проблем современности. Например, решение экологической проблемы, связанной с истощением природных ресурсов планеты, загрязнением воздуха, воды и почв, исчезновением многих видов растений и животных, невозможно без научного подхода. При этом наука не только объясняет причины экологической опасности, но и осуществляет поиск путей и средств ее решения. Изучением закономерностей взаимоотношений организмов с окружающей средой, исследованием биосферы в целом занимается наука экология. Наука не только объясняет причины экологической опасности, но и осуществляет поиск путей и средств ее решения.
В процессе исторического развития наука приобретала новые функции, менялась ее роль в обществе. В эпоху становления естествознания наука отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. Наука способствует формированию научной картины мира и научного мировоззрения, обеспечивает познание того, что еще не познано. В XIX в. добавляется функция науки быть производительной силой. Наука рассматривается как составная часть производительных сил, а научный труд, научное открытие и изобретение – как основа повышения эффективности производства. В пер. пол. XX в. наука стала внедряться в различные сферы социальной жизни, регулируя различные виды человеческой деятельности, влияя на уровень развития общества. В современную эпоху в связи с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентаций человечества. В связи с этим происходит переосмысление и функций науки. О. Н. Томюк
В этом состоит культурно-мировоззренческая функция науки. В. И . Вернадский в работе «Избранные труды по истории науки» говорит о значимости научных открытий для формирования мировоззрения человека. Он пишет о том, что научное мировоззрение – это такое отношение к окружающему нас миру явлений, при котором каждое явление объясняется в соответствии с основными принципами достоверного и доказательного знания. Полученное наукой знание постепенно накапливается и образует развивающуюся систему, элементы которой со временем меняются, а значит развивается и система в целом. Познавательная функция науки включает объяснительную и предсказательную функции. Знание законов объективного мира позволяет не только понять и объяснить изучаемые объекты, но и предвидеть новые объекты. Объяснительная функция науки реализуется через выяснение причин изучаемого процесса, его функций, состава или структуры. Предсказательная функция науки заключается в том, что знание законов развития объекта или явления позволяет предвидеть новые фазы развития и его свойства.
Так, Д. И. Менделеев предсказал свойства элементов, которые еще не были открыты наукой. Предвидение на основе научного знания позволяет контролировать процессы и управлять ими. Практическая функция науки состоит в применении познанных законов в деятельности человека, в увеличении возможностей людей в преобразовании природы. Научное знание направляет и регулирует практическую деятельность. Так, исследования в области физики привели к открытию электромагнитных волн, ядерных реакций, излучения атомов, что легло в основу принципиально нового уровня цивилизации, связанного с радио и телевидением, атомной энергетикой, лазерами и др. Наука играет исключительно важную роль не только в решении каких-то отдельных проблем, но и глобальных проблем современности. Например, решение экологической проблемы, связанной с истощением природных ресурсов планеты, загрязнением воздуха, воды и почв, исчезновением многих видов растений и животных, невозможно без научного подхода. При этом наука не только объясняет причины экологической опасности, но и осуществляет поиск путей и средств ее решения. Изучением закономерностей взаимоотношений организмов с окружающей средой, исследованием биосферы в целом занимается наука экология. Наука не только объясняет причины экологической опасности, но и осуществляет поиск путей и средств ее решения.
В процессе исторического развития наука приобретала новые функции, менялась ее роль в обществе. В эпоху становления естествознания наука отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззрения. Наука способствует формированию научной картины мира и научного мировоззрения, обеспечивает познание того, что еще не познано. В XIX в. добавляется функция науки быть производительной силой. Наука рассматривается как составная часть производительных сил, а научный труд, научное открытие и изобретение – как основа повышения эффективности производства. В пер. пол. XX в. наука стала внедряться в различные сферы социальной жизни, регулируя различные виды человеческой деятельности, влияя на уровень развития общества. В современную эпоху в связи с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентаций человечества. В связи с этим происходит переосмысление и функций науки. О. Н. Томюк
Источник: История философии науки и техники.