ФУЛЬЕ Альфред

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

ФУЛЬЕ Альфред
французский философ; р. 18.10.1838 (Ла-Пуэз) — ум. 16.7.1912 (Лион); в своей метафизике исходил из учения Платона об идеях, а также из кантовской проблемы отношения между (нравственной) свободой и (естественной) необходимостью; по Фулье, душевное есть истинная сущность вещей, движущая сила свободных и в то же время закономерных событий, подлинный фактор развития, ядром которого является воля, стремление. Идеи — это динамические факторы, которые определяющим образом влияют на природные события и на ход исторического и культурного развития (учение об «идеях-силах», idées-forces). Фулье известен также как исследователь народной психологии благодаря многим работам о душевном своеобразии европейских народов, в особенности французов. Осн. соч.: L'évolutionisme des idéesforces, 1890, 1921, нем. изд. 1908; La psychologie des idées-forces, 1890, 1922; La morale des idéesforces, 1908; Psychologie du peuple français, 1898, 1921; Esquisse psychologique des peuples européens, 1902, 1921.
A. Guyau (его приемный сын). La philosophie et la sociologie d'A. F., 1926; S. Jonescu. F. s Verhältnis zu Kant, 1915; E. G. de Beaucoudrey. La psychologie et la méthaphysique chez A. F., 1936; M. Capete. The Doctrine of Necessity Re-examined, 1951.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФУЛЬЕ Альфред

(18 окт. 1838 – 16 июля 1912) – франц. философ-эклектик, в учении к-рого существенны также элементы волюнтаризма и особенно позитивизма. Преподаватель Парижской нормальной школы (1872–79). Ф. исходит из убеждения в необходимости объединить и примирить противоположные точки зрения в "высшем синтезе" путем отыскания общего в различных филос. системах и нахождения связующих звеньев между разнородными идеями. В качестве такого филос. целого Ф. выдвигает т.н. имманентный монизм, включающий различные филос. принципы от платонизма до позитивизма. Ф. развивает панпсихич. точку зрения на мир, однако он оказывается сторонником не монадологии, а гилозоизма. Одухотворив материю, Ф. приписывает ей волю и, след., цель, представляя все мировое движение телеологически. Отталкиваясь от декартовского cogito ergo sum ("Мыслю, следовательно, существую"), Ф. противопоставляет мышлению волю ("Хочу, следовательно, существую"). Весь внешний механизм Вселенной, ее эволюции, согласно Ф., как бы определяется сознат. волей, однако признание за мировой эволюцией не только закономерного, но и детерминистич. характера приводит к тому, что, вопреки заявлениям о примате психического, Ф. низводит его до уровня механического. "Идеи-силы" (Id?es-forces), к-рые, согласно Ф., являются движущей силой эволюции, оказываются механич. детерминантами. Занимая позиции психич. детерминизма, Ф. трактует свободу воли как полезную иллюзию. Гетерономная э т и к а Ф. также эклектична; он предпринимает попытку (в позитивистском духе) обосновать нравственность логич. путем, вывести ее из науч. оснований. Объявляя назначением нравственности достижение благополучия (см. Эвдемонизм) и отрицая суверенитет нравств. долга, Ф. вопреки этому проводит идею обязательности нравств. закона. С о ц и о л о г и ч. взгляды Ф. развивались в русле органич. теории общества (см. Органическая школа в с о ц и о л о г и и). Однако, в отличие от Спенсера, Ф. особое значение в общественном прогрессе придавал высшим формам умственной деятельности. Ф. принадлежат исследования по психологии народов ("Психология франц. народа", Р., 1898; рус. пер., СПБ, 1899). Соч.: La morale des id?es-forces, P., 1908; L´?volutionnisme des id?es-forces, 6 ?d., P., 1920; La psychologie des id?es-forces, t. 1–2, P., 1921; в рус. пер. – История философии, M., 1893; Декарт, M., 1894; Совр. наука об обществе, М., 1895; Темперамент и характер, М., 1896; Критика новейших систем морали, СПБ, 1898; Свобода и необходимость, М., 1900. Лит.: Козлов ?. ?., Франц. позитивизм. Полупозитивисты: А. Фулье, "Вопр. филос. и психол.", 1894, кн. 21 (1); Введенский А. И., Очерк совр. франц. философии, X., 1894; Guyau ?., La philosophie et la sociologie d´ A. Fouill?e, P., 1913; Ganne de Beaucoudrey E., La psychologie et la m?taphysique des id?es – forces chez A. Fouill?e, P., 1936; Dwelschauvers G., A. Fouill?e et son temps, "Revue de philosophie", 1937, v. 37; ?etroviсi J., Le centenaire d´A. Fouill?e, "Revue de m?taphysique et de morale", 1939, v. 46.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.