ФУ ВЭЙСЮНЬ

Найдено 1 определение
ФУ ВЭЙСЮНЬ (Charles Weihsun Fu)
10.1933, Синьчжу (Тайвань). Исследователь кит. религ. и филос. мысли. Окончил филос. ф-т Тайваньского ун-та, в 1960 продолжил обучение в Гавайском ун-те (США). Степень д-ра получил в ун-те Иллинойса, преподавал в ун-тах Огайо, Иллинойса и Тайваньском ун-те. Проф. Темпльского ун-та (Филадельфия, США). Со 2-й пол. 80-х гг. активно участвует в науч. обмене между КНР и Тайванем под лозунгом "Культурный Китай и кит. культура". Науч. карьера Ф.В. началась с изучения зап. философии и лит-ры, докт. дис. была посвящена сравнительному исследованию аналитич. этики Г. Р. Хэра и экзистенциалистской этики Ж. П. Сартра. Написанная им в 1964 "История зап. философии" ("Сиян чжэсюэ ши") выдержала 7 изд. В сфере изучения кит. духовной традиции Ф.В. занимается прежде всего сравнительным исследованием антропологич. религ. проблематики неоконфуцианства и буддизма в Китае, чань-буддизма в Китае и Японии. Ф.В. ставит своей задачей не только выработать совр. подход к пониманию кит. духовной традиции, но и создать условия для ее творческого развития в условиях "вызова", брошенного ей зап. философией. По мнению Ф.В., споры неоконфуцианцев с буддистами основывались прежде всего на непроясненности значений многоуровневых понятий, что затрудняло адекватные метафизич. построения. Он определяет глубинное структурное единство конф., даос. и буд. метафизики как "холистич. мультиперспективизм". Во всех трех течениях существовала направленность на "преодоление метафизич. натяжек", снятие филос. противоположностей "субстанции и функции" (ти - юн), "наличия/бытия и отсутствия/небытия" (ю - у), материи и духа (интерпретируемых Ф.В. как соответственно категории у [3] и синь [1]). Однако реализовалась эта направленность лишь в буддизме махаяны и в даосизме. Приверженность же конфуцианства к моральной метафизике с характерной объективацией и абсолютизацией онтологизированного понятия морали (даодэ) поставила его на последнее место в этой троице. Методологией изучения истории кит. философии, по Ф.В., должна быть "творческая герменевтика": последовательное выявление не только того, что формально сообщается в тексте, что на самом деле имел в виду автор, что он мог бы и что должен был сказать, но и того, что должен сказать по этому поводу сам исследователь как носитель творческого герменевтич. метода. Данная разработка Ф.В. по существу представляет собой попытку соединения развитых в кит. традиц. философии методов филологич. исследования и комментирования с зап. теориями (герменевтика Хайдеггера, Оксфордская школа аналитич. философии языка). Принцип взаимодействия культур Китая и Запада Ф.В. определяет как "взаимосоотнесенность в качестве и основы, и проявления" (чжун си ху вэй ти юн), т.е. каждая сторона является для другой "основой" ("субстанцией") и "проявлением" ("функцией") одновременно. Несмотря на ориентацию Ф.В. на буддизм и даосизм, по методологич. подходам он близок представителям третьей ("зарубеж.") волны постконфуцианства. Среди совр. философов Китая в качестве наиболее значительного Ф.В. неизменно выделяет Моу Цзунсаня, идеи к-рого оказали значительное влияние на него. *Цун сифан чжэсюэ дао шэньфо цзяо (От зап. философии к чань-буддизму). Тайбэй, 1986, Пекин, 1989; Пипань дэ цзичэн юй чуаньцзао фачжань (Критич. восприятие и творческое развитие). Тайбэй, 1986. А.В. Ломанов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь