ФУ И
ФУ И
555, Е окр. Сянчжоу (к юго-западу от Линьчжана пров. Хэбэй). Ученый, активный противник буддизма. Состоял на службе в историографич. ведомстве при дворе дин. Тан. Занимался изучением астрономии/астрологии и календарного счисления. Осн. соч.- "Лао-цзы чжу" ("Резюмирующий коммент. к "Лао-цзы"), "Лао-цзы инь и" ("Фонетич. принципы "Лао-цзы"); составил сб. высказываний и описаний деятельности идейных противников буддизма с пер. правления дин. Вэй и Цзинь (нач. 3 в.) до своего времени - "Гао ши чжуань" ("Описание высокого сознания"). С конфуцианско-даос. позиций подвергал критике буддизм как "варварское" учение, разрушающее семейные и гос. устои, ведущее к забвению социальной роли отца и государя, принципов "преданности" (чжун [2], см. Чжун шу) и "сыновней почтительности" (сяо [1]). Распространение буддизма и умножение монашества способствует разрушению исконной для Китая нормативной "благопристойности" (ли [2]), появлению безнравственной, с его т. зр., идеологии ценности целибата - безбрачия и умерщвления плоти, "распущенности" в одежде и нравах, чревато ущербом для сельского хоз-ва и военного дела из-за ухода мужчин в буд. монастыри, бесполезной тратой средств на украшение монастырей и пагод. Отрицал идею сансары (см. Лунь-хуэй) и кармы (е), утверждая, что "рождение, смерть, долголетие и безвременная гибель определяются естественностью (цзы жань); наказания и награды, убожество и богатство зависят от самого человека". Ма Чжэньдо