ФРИДУГИС

Найдено 1 определение
ФРИДУГИС
Фредегиз) (Fridugisus в 42 документах, Fredegisus в 14) (ум. 834) — ученик Аякуина. С 804 аббат СенМартен в Type. В 819—832 заведовал императорской канцелярией. В единственном сохранившемся сочинении «О субстанции ничто и тьмы» (800) доказывает реальное существование докгринального «ничто», из которого сотворен мир, и тьмы. Трактат явился реакцией на дискуссию о природе «ничто» при дворе Карла Великого. Доказательство ведется сначала при помощи рассуждения, затем от авторитета (т. е. с привлечением цитат из Библии). Фридугис использует инструментарий грамматики и школьной логики, предполагая действенность их правил в сфере богословия (этот подход характерен для всей ранней каролингской учености). Но если доводы от грамматики и логические выкладки в трактате являются типологическими, то к его индивидуальным особенностям относятся не имеющие аналогов наивность и самоуверенность, с которой используются эти принципы. Согласно Фридугису, слову «ничто» как «определенному имени» (nomen finitum) и «обозначающему речению» (vox significativa) необходимо соответствует «нечто». Теория сигнификации подкрепляется у него онтологически и от авторитета: он утверждает, что, во-первых, Бог одновременно творил вещи и их имена; во-вторых, из ничто сотворено все, а значит, «это не просто «нечто», но что-то великое». В отличие от Аякуина Фридугис не делает различия между тем, что возможно семантически и физически, его «нечто» — это некий физический объект.
Соч.: Gennaro С. Fridugiso di Tours е il «De substantia nihili et tenebrarum». Padova, 1963; Monumenta Germaniae Historica. Epistolae 4/2 (1895).
Лит.: Петров В. В. Имя и сущность: грамматика и онтология у Фридугиса.— В кн.: Историко-философский ежегодник96. М., 1997; Geymonat L. I problemi del nulla e delie tenebre in Fredegiso di Tours.— «Revista di filosofia», 1952, 43; Corvino F. De nihilo et tenebris di Fredegiso di Tours.— «Revista Critica di Storia della Filosofia» (Mil.), 1956, 3—4; Co/is/i V. Carolingian Debates over Nihil and Tenebrae.— «Speculum», 1984,59,4, В. В. Петров

Источник: Новая философская энциклопедия