Фридрих Вильгельм Ницше

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ницше Фридрих Вильгельм
немецкий философ. Ницше сформировался как мыслитель под влиянием философии Фридриха Фейербаха, чье радикальное неприятие христианства и интеллектуальных традиций Запада сыграли значительную роль в становлении современной философской мысли. В «Веселой науке» (The Gay Science, 1887) Ницше рассказывает притчу о сумасшедшем, описывающую современное состояние жизни, и содержащую его пророческую фразу: «Богумер». Отметая толпу, он оправдывает героическую этику, презирающую женщин, и ожидает пришествия «сверхчеловека». Блестящий эссеист, Ницше критикует модернизм и создает почву для развития большого числа новых религий - например, тех, которые связаны с именами Якоба Хауэра, Матильды Людендорфф, Карла Юнга и Бхагваны Шри Райнеша.

Источник: Новые религиозные движения.

НИЦШЕ Фридрих Вильгельм
(1844 - 1900) - крупный немецкий философ, предвозвестник «философии жизни», экзистенциальной философии и философской антропологии. Ницше остро и оригинально отразил в своем творчестве драматизм и противоречие эпохи перехода от классической философии к философии современной. Основные идеи Ницше: 1) переоценка всех ценностей - критическая, порой разрушительно-критическая идея ломки и уничтожения устаревших моральных (в основном христианских) ценностей и замена их новыми, провозглашаемыми в учении Ницше. Наиболее острой критике подвергаются такие понятия, как христианская «любовь к ближнему», сострадание, самоуничижение, равенство всех перед Богом и др. Столь же резко он критикует всю философию, начиная с Сократа, за присущий ей рационализм, поверхностный идеализм и моральное происхождение всех философских суждений. Ницше окончательно вводит в европейскую философию категорию «ценность». Саму философию он считает ценностным мышлением, причем вопрос о ценности для Ницше важнее вопроса об истинности познания; 2) «воля к власти» - фундаментальное онтологическое понятие, разрабатываемое на основе учения Шопенгауэра и вместе с тем обладающее новым смыслом. Для Нищие «воля» есть конкретная, индивидуальная воля человека, сущность любого существования и бытия заключается в повышении и росте этой конкретной «воли к власти». Волю Ницше считает первичной по отношению к сознанию и мышлению и неразрывно связывает ее с человеческой деятельностью. Формуле Декарта: «я мыслю, следовательно, существую» Ницше противопоставляет положение: «я обладаю волей и действую, а, следовательно, я живу». Это - одна из отправных посылок философии жизни; 3) идея Сверхчеловека, вытекающая из концепции роста воли к власти, теория преодоления всех, с точки зрения Ницше, отрицательных качеств человека и приближения его к идеалу Сверхчеловека - создателю и носителю новых ценностей и новой морали. Ценности, провозглашаемые Сверхчеловеком, - это абсолютная способность к коренной переоценке ценностей, духовное творчество, полная концентрация воли к власти, сверх индивидуализм, оптимистическое жизнеутверждекие, бесконечное самосовершенствование; 4) идея «вечного возвращения», находящаяся в непримиримом противоречии с остальными идеями Ницше, глубоко пессимистический миф о вечном возвращении одного и того же в мире, идея, фактически ставящая всю предыдущую философию Ницше на грань бессмыслицы.
Следует отметить, что представление о Ницше как теоретическом источнике и предтече национал-социализма, распространенное в массовом обыденном сознании, является партийно-идеологическим мифом, созданном нацистами не без участия сестры Нищие Э.Фёрстер-Кицше. «Три кита» нацистской идеологии - апология немецкого государства, утверждение расового превосходства немцев, антисемитизм и славянофобия - полностью отрицались крайним индивидуалистом и непримиримым критиком немецкого филистерства и мещанства Ницше.
Ницше – художественно-мыслящая личность, выдающийся поэт. Его произведения написаны афористически-символическим стилем, порождающим многозначность философских интерпретаций его основных идей. Основные сочинения: «Гак говорил Заратустра» (1883 - 1884), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Воля к власти» (1889).

Источник: Краткий философский словарь 2004

Фридрих Вильгельм Ницше
нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche, 15 октября 1844, Реккен, Пруссия — 25 августа 1900, Веймар, Германия) — немецкий мыслитель, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчеркнуто неакадемический характер. Родился в Реккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Во время учебы в гимназии Наумбурга, а потом в известном интернате "Врата учения", Фридрих Ницше проявил блестящие способности к гуманитарным дисциплинам, быстро осваивал классические языки. С 1864 г. он учился сначала в Боннском, а потом в Лейпцигском университетах. Окончив курс как классический филолог, он в 1869 г. сразу получил профессуру в Базельском университете, где преподавал до 1879 г.          Основные произведения: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872 г.) «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали. » ( 1887), «Антихрист. Проклятие христианству» (1888),   «Так говорил Заратустра» (1883 - 1884), «Падение кумиров», 1888 и др.          Ницше считают основателем нового направления - философии жизни. Философия жизни - попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Мир - не дух и не материя. В его основе - активная жизненная сила, воля к власти. Ницше утверждает, что жизнь как таковая "стремится к максимуму чувства власти". "Рассматриваемая механистически энергия вселенной остается постоянной; рассматриваемая экономически, она подымается до известной точки высоты и снова опускается в вечном круговороте. Эта "воля к власти" выражается в направлении, в смысле, в способе затраты силы: с этой точки зрения превращение энергии в жизнь и в "жизнь в высшей потенции" является целью"         В целом мировоззрение Ф .Ницше определяют как аристократический анархизм. В его философии можно выделить две основные идеи: 1) идею «сверхчеловека»; 2) идею «переоценки всех ценностей».         Его сверхчеловек – это скорее художественный образ, поэтическая метафора, отразившая тенденции развития эпохи. Сверхчеловек должен соединить в себе доселе несоединимые качества: сильную волю, страсть, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание и, в то же время, творчество, созидание нового, умение раздавать и дарить, жертвовать собой.           Ницше переоценивает ценности. Он заимствовав термин нигилизм у Тургенева, обозначал им явление, связанное с переоценкой всех высших ценностей - т.е. именно тех, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. Он отбрасывает то, что считает благом толпа: мелкие жизненные удовольствия, добытые хитростью, расчетом и обманом. Он отбрасывает также ценности, созданные мудрыми. Они либо создавали ложное представление о потустороннем, о Боге и бессмертной душе, унижая и обесценивая жизнь, либо просто считали жизнь злом и страданием. Люди изначально не равны, поэтому благо у каждого свое, Бог умер.          Ницше осуществляет так же  переоценку традиционных представлений об истине и заблуждении, не видя принципиальной разницы между ними, т.к. и то, и другое носит, по его мнению, чисто служебный характер, способствуя исключительно жизнеутверждению.  Если ставить достойную цель и пытаться создавать новые ценности, то это у Ницше - новый человек. Человек преодолевающий собственную слабость, все самое недостойное, низкое, болезненное в себе и других. Новый человек - это здоровое, сильное, прекрасное тело и свободный дух. Он творец и созидатель нового, разрушитель старого.       В своем сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) Ницше развивал идеи типологии культуры, давая свою, оригинальную трактовку греч. культуры, в которой, по его мнению, выразились в полной мере три важнейших начала, присущих затем любой европейской культуре: дионисийское, аполлоновское и сократическое. Аполлон (греческий бог света) символизирует собой порядок и гармонию, а Дионис (греческий бог виноделия) — тьму, хаос и избыток силы.       

Источник: Философия справочные материалы для самостоятельной работы студентов и магистрантов

Фридрих Вильгельм Ницше
(1844–1900)
«Бог умер!»
Жизнь. Великий немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 г. в маленькой прусской деревушке Реккен, в семье лютеранского пастора. Маленький Фридрих рос серьезным и умным мальчиком, хотя свои первые слова он произнес только в два с половиной года. Четырехлетнего Ницше вскоре постигло большое горе – отец, спускаясь с лестницы, упал и сильно разбил голову о каменные ступени. В течение целого года он очень страдал от страшных болей, после чего скончался, будучи всего сорока лет от роду. Это наложило тяжелый отпечаток на сознание и душевный строй ребенка. Долгое время ему по ночам снились кошмарные сны.
С детства у Фридриха, наряду с выдающимися способностями будущего ученого, проявились и ярко выраженные проповеднические наклонности. Товарищи по детским играм, с почтением слушавшие его чтение вслух Библии, даже прозвали его «маленьким пастором». Помимо этого у Ницше очень рано обнаружился творческий дар, и уже в девятилетнем возрасте он написал несколько дидактических трактатов, ряд стихотворений и даже две театральные пьесы – драмы «Боги Олимпа» и «Оркадал», которые были поставлены им самим в созданном вместе с друзьями «Театре искусств». Что же касается учебы, то она давалась Ницше на удивление легко: во всех учебных заведениях, где ему приходилось учиться, он был в числе лучших. Окончив начальную Наумбургскую школу, он в 1864 г. поступил в Боннский университет, где проявил блестящие способности в области гуманитарных наук, особенно в сфере классической филологии. Заканчивал обучение Ницше уже в Лейпцигском университете, куда его пригласил его преподаватель филологии Ричль. По окончании курса Ницше был признан лучшим студентом и сразу же (в 24 года!) приглашен на должность профессора кафедры филологии Базельского университета.
Правда, академическая карьера Ницше не была слишком долгой: через десять лет профессуры он почувствовал серьезное физическое недомогание, которое помешало дальнейшему преподаванию. С этого момента начинается период его странствий по Европе и творческой активности. За последующее десятилетие (с 1879 по 1889 гг.) Ницше были написаны все значительные философские сочинения, принесшие ему славу выдающегося мыслителя и обессмертившие его имя. При этом все книги издавались им за собственный счет и при жизни Ницше почти не производили впечатления на читающую публику. Исключение составляли лишь ярко выраженные антихристианские сочинения, вызывавшие озлобленную критику со стороны клерикальных кругов Европы.
В личной жизни Ницше был бесконечно одиноким человеком. У него не было своего дома, своей семьи и даже скольконибудь близкого друга. Все это дополнялось тяжелейшим состоянием здоровья.
Закончилась его жизнь трагически. Произошло это в Турине, когда пасмурным январским днем, во время очередной одинокой прогулки, Ницше увидел на улице безобразную сцену: хозяин избивал кнутом лошадь. Этого потрясения его организм вынести не мог, и у него прямо на улице случился припадок. Прохожие подобрали его и на руках принесли в гостиницу, где через некоторое время выяснилось, что великий мыслитель утратил рассудок. Он не был сумасшедшим в полном смысле этого слова – просто, как констатировали врачи, его мощный интеллект погиб навсегда…
Последние десять лет жизни Ницше прошли в доме его сестры Элизабет в Веймаре. Уже в начале 90х гг. XIX в. на него обрушилась небывалая, не идущая в сравнение ни с чем слава. Его книги издавались и переиздавались огромными тиражами по всей Европе. По поводу его идей то и дело возникали скандальные научнофилософские споры и дискуссии. Стали одна за другой выходить книги и диссертации, посвященные его творчеству, проводились всевозможные конференции. Однако он всего этого уже не узнал. Только на короткие мгновения в нем просыпался разум, и тогда он произносил вполне осмысленные фразы. Так, однажды он сказал: «Разве я не писал прекрасных книг?», а незадолго до смерти, во время прогулки в компании молодого издателя его книг, он увидел маленькую девочку, игравшую на обочине дороги. Ницше подошел к ней и, погладив девочку по головке, сказал: «Не правда ли, вот олицетворение невинности?»
Умер он на самом рубеже столетий – 2 августа 1900 г. В этой связи не может не удивлять прозорливость Ницше, некогда пророчески сказавшего о наступающем веке: «Грядут войны, каких земля еще не знала».
Основные работы. «Рождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные размышления», «Ницше против Вагнера», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Утренняя заря», «Странник и его тень», «Генеалогия морали», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки идолов», «Антихристианин», «Ecce homo», «Воля к власти».
Учение. Творческое наследие Ницше насколько многогранно, настолько же и многозначно. В своих произведениях он касался самого широкого круга моральнонравственных и социальнополитических проблем человечества, его истории, культуры, искусства, религии. Его учение интересно еще и тем, что именно Ницше оказался непримиримым критиком западноевропейской цивилизации. Кроме того, нельзя не отметить его блестящего слога. Однако, знакомясь с философией Ницше, нельзя ни на минуту забывать о том, что это философия нигилизма и аморализма, которыми проникнуто все его творчество. И ценность ее для современных поколений заключается в своеобразной, весьма любопытной аргументации, с которой можно спорить, можно не соглашаться, но нельзя просто отбросить как заведомый вздор.
Ницше о воле к власти. Одним из ключевых понятий философии Ницше является воля к власти. Сама идея воли не нова, Ницше перенял ее у Шопенгауэра, дополнив характеристикой тяготения к власти на любом уровне биологической жизни. Воля к власти более всего присуща человеку, однако и в мире природы она проявляется с не меньшей силой: «Изза чего деревья первобытного леса борются друг с другом? Изза власти». Сама жизнь, по Ницше, постоянно «стремится к максимуму чувства власти».
Ницше о естественном отборе. Поначалу дарвиновская теория эволюции с ее центральным понятием естественного отбора была всецело принята Ницше. Естественный отбор, борьбу за существование он считал наглядным примером того, что в основе всех жизненных процессов лежит воля к власти. Однако, по мере осмысления собственных идей, он перестал поддерживать эту теорию и даже стал ее суровым критиком. Дело в том, что дарвинизм утверждает необходимость выживания наиболее приспособившихся особей. Но приспособиться к изменившимся условиям и бороться за жизнь до последнего – это не одно и то же. Приспособиться может и слабый, а вот переломить, перебороть ситуацию – только сильнейший, достойнейший. Он и есть носитель воли к власти, он и должен выжить.
Ницше о «двух мирах». Самую негативную оценку дает Ницше и древней религиознофилософской концепции «двух миров», утверждающей греховность и пагубность мира земного в противовес благости и возвышенности мира духовного. Нет никакого духовного, «божественного мира», утверждает Ницше. Все это выдумки слабых, безвольных неудачников. Жизнь и земной мир едины, целостны и вечны, и поэтому обладают единственно возможной ценностью для человека.
Ницше о Боге. Из отрицания концепции «двух миров» логически вытекает и соответствующий подход к понятию Бога. Как не существует «мира иного», божественного, так и не существует никакого Бога, ибо и это только успокоительная выдумка слабаков. Благой, всепрощающий и милосердный Бог призван утешить неудачников, гибнущих изза собственной неспособности к воле и к жизни. Поэтому старая религия, говорит Ницше, это всего лишь наваждение, иллюзия, ложь, выдумка. Отсюда знаменитое ницшевское – «Бог умер».
Переоценка ценностей. Смерть Бога провозглашается Ницше в контексте его идеи о коренной переоценке всех ценностей западной цивилизации. В этом и заключается «убийство» Бога, возвещенное неким сумасшедшим в «Веселой науке»: «Кто его убил? Я вам скажу. Это мы его убили: я и вы. Мы – его убийцы!» Но раз больше нет старого бога, то нет и его моральнонравственных законов, которые также следует отбросить как ненужный и вредный для настоящих людей хлам. Таким образом, Ницше открыто выступает против христианской религии с ее моралью милосердия, сострадания и смирения.
Новая мораль Ницше. Итак, старая мораль вредна и опасна, ибо она была моралью «рабов и побежденных слабых людей, восставших против всего благороднокрасивого и аристократического». Поэтому Ницше призывает принять новую шкалу ценностей, ориентированную на сильных, волевых людей. «Что дурно? – Все, что вытекает из слабости… Что хорошо? – Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть». Таким образом, понятия добра и зла у Ницше меняются местами: «…Может быть, добро есть зло? А Бог – выдумка и ухищрение дьявола? И, может быть, в последней основе все ложно? И если мы обмануты, то не мы ли, в силу того же самого, и обманщики?»
Ницше о сострадании и милосердии к слабым. С установлением новой морали связано и весьма любопытное отношение Ницше к таким базовым понятиям христианства, как милосердие и сострадание. «Сострадание противоположно тоническим аффектам, повышающим энергию жизненного чувства; оно действует угнетающим образом». То же самое, по его мнению, относится к милосердию и смирению, как к чувствам, понижающим жизненную силу.
Ницше и христианство. Таким образом, острие ницшевской критики полностью направляется против традиционной христианской идеологии. Он объявляет ее мораль самой вредной идеей западноевропейской культуры, ибо она лицемерит, льстит человеку, не говоря ему всей правды о нем самом. А правда эта заключена, по Ницше, в том, что человек груб, некультурен и дик, в то время как христианство объявляет его венцом творенья. Благодаря этой идеологии, заявляет Ницше, слабые и безвольные людишки (в основном священники и их помощники) смогли одолеть сильных представителей человечества – благородных аристократов, гордых героев, подвижников воли. Христианство призывает их смирить свою гордыню, стать бледными тенями своей волевой натуры и при этом угрожает, в случае несогласия, божьими карами в загробном мире.
Ницше о Сверхчеловеке. Однако с этими проявлениями христианской морали необходимо бороться, и сделать это может сам человек, если достигнет определенного уровня развития своей как физической, так и духовноволевой природы. Такой человек – максимально свободный, активный, самостоятельный и самодостаточный – сможет стать Сверхчеловеком. Он станет сам определять для себя, что хорошо и что плохо. Он не будет больше рабом послушания, смирения и прочих традиционных «добродетелей», веками насаждавшихся апологетами христианства. Он возвысится над толпой, он станет свободно творить новую мораль, новые ценности, новое человечество. Вместо старого христианского закона «Ты должен!» он будет жить по собственному закону – «Я хочу!» Это будет совершенно новый биологический вид человека, который заменит прежнее, никуда уже не годное поколение.
Аморализм Ницше. А что же старое человечество? Как быть с ним? Самое лучшее для всех слабых, больных, немощных и не преуспевших в жизни людей, говорит Ницше, – это поскорее уйти, чтобы освободить место для Сверхчеловека. «…Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им еще должно помочь в этом. Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем слабым и неудачникам». Но и это еще не все. Не останавливаясь на утверждении о необходимости гибели слабых людей, Ницше провозглашает необходимость реального содействия им в этом. Так рождается на свет знаменитый, нашумевший аморализм Ницше, проповедуемый им в своей самой известной книге «Так говорил Заратустра»: «О, братья мои, разве я жесток? Но я говорю: что падает, нужно еще толкнуть! Я только прелюдия для лучших исполнителей, о братья мои! Пример! Делайте по моему примеру! И кого вы не научите летать, того научи́те – быстрее падать!»
Ницше о древнегреческом духе. Лучшие образцы человеческого духа Ницше усматривал в древнем, дохристианском мире и в первую очередь в античности. Но и к героям древности у него было неоднозначное отношение. Классическая Греция Сократа, Платона и Аристотеля не вызывает у него восторга. Наоборот, к Сократу Ницше испытывает почти такую же ненависть, как и к адептам христианства, ибо он был первым, по его мнению, кто стал насаждать среди свободолюбивых греков мораль. А мораль, говорит Ницше, это инструмент для закабаления, подчинения всех сильных, гордых и независимых людей. Поэтому единственное, чем можно восхищаться в древнегреческой культуре, – это герои гомеровской эпохи, в первую очередь Ахилл, Одиссей, Агамемнон и другие. Они и были, по Ницше, предшественниками тех, кто сегодня еще только должен стать Сверхчеловеком.
Ницше о демократии и равноправии. Понятно, что в мире Сверхлюдей, где каждый будет самодостаточной, саморазвивающейся и независимой личностью, никакой демократии и равноправия быть не может. Все это также объявляется Ницше выдумкой хитрых и коварных слабаков, требующих для себя таких же прав и привилегий, какими обладают благородные и сильные аристократы. Демократия для Ницше – самый скверный государственный строй, уничтожающий все благородное и волевое в общей серой массе посредственности. Поэтому в ряду тех, кто ратует за демократию, Ницше называет лавочников, англичан, женщин и коров (?!).
Ницше о государстве. Злейшим врагом свободного человека Ницше объявляет государство, которое он рассматривает не иначе как инструмент для подавления всякой свободы и индивидуальности. Созданное слабыми людьми, основанное на лживой христианской морали, государство призывает человека подчиниться себе, само себя делая его идолом и кумиром: «Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: „Я, государство, есмь народ“… „На земле нет ничего больше меня: я упорядочивающий перст Божий“, – так рычит чудовище. И только длинноухие и близорукие опускаются на колени!»
Является ли Ницше идейнодуховным «отцом» нацистской идеологии? В заключение необходимо сказать несколько слов о неутихающих спорах по поводу Ницше как «проповедника немецкого нацизма, пангерманизма и антисемитизма». Сколько копий было сломано по этому поводу в прошедшем столетии! Однако, если непредвзято и внимательно ознакомиться с творчеством Ницше, то становится ясно, что вся эта ожесточенная полемика не стоит и выеденного яйца. Можно взять наугад почти любое его произведение, чтобы тут же убедиться, что Ницше больше чем коголибо критиковал именно немцев, а к евреям не проявлял никакой ненависти.
«Антисемит совсем не будет приличнее оттого, что он лжет по принципу»; «Как раз церковь, с помощью немецких мечей, немецкой крови и мужества, вела смертельную войну со всем благородным на земле!»; «Сознаюсь, что это мои враги, эти немцы: я презираю в них всякого рода нечистоплотность… трусость перед каждым Да и Нет». Надеюсь, этого вполне достаточно, чтобы окончательно развеять миф о Ницше как провозвестнике фашизма. Тем более что Ницше очень высоко отзывался о России и ее культурном наследии. Более того, он пророчески возвещал о некоей «новой общей программе», которую мировая история выдвинет перед германской и славянскими нациями. И кто знает – может быть, именно так и получится в ближайшей исторической перспективе.

Источник: Философия. Краткая история.