ФРИДМАН Жорж

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ФРИДМАН Жорж

(р. 13 мая 1902) – франц. социолог. В 1929–39 – преподаватель. Во время войны – участник Движения Сопротивлений. В 1945 – ген. инспектор по технич. образованию. Проф. Ин-та политич. исследований Парижского ун-та (1949–62), президент Междунар. социологич. ассоциации (1956–59). В 1958–64 – президент латиноамер. Фак-та социальных наук в Сантьяго (Чили). Редактор журн. "Sociologie du travail". Вначале занимался историей философии, преим. развитием и кризисом идеи прогресса в 20 в. ("La crise du progr?s", P., 1936; "Heidegger et la crise contemporaine de l´id?e du progr?s", в журн. "Cahiers internationaux de sociologie", 1954, v. 16). В дальнейшем – один из ведущих представителей (наряду с П. Навилем) франц. школы социологии труда, для к-рой характерно рассмотрение труда не только с т. зр. его функционирования в пром. орг-ции, но с более широких социально-филос. позиций. Анализируя труд в связи с социальной структурой, эволюцией техники и различными социальными процессами (рабочее движение, увеличение досуга и пр.), Ф. дает острую критику совр. форм труда. Разделение труда, расчленение его на частичные функции приводит, по Ф., к дегуманизации труда и вызывает у рабочего психологич. напряженность и неудовлетворенность трудом. Человек уже не может проявить в труде свою личность. По мнению Ф., ни прогресс техники, ни изменение формы собственности не решает острых социальных и социально-психологич. проблем дегуманизированного труда. Вместе с тем он не отрицает, что социальная структура оказывает существ. влияние на взаимоотношение техники и человека. Так, если рабочий чувствует себя членом демократически организованного пром. коллектива, это может уменьшить отрицат. влияние специализированного труда. Но, по Ф., автоматизация, уничтожающая расчлененный труд, может стать реальностью лишь в будущем, что приведет к радикальному изменению капиталистич. социальной структуры. На совр. ступени развития она приводит к новым формам разделения специализированных функций. Смысл социологии труда Ф. видел в том, чтобы в совр. условиях найти формы повышения ценности труда в интеллектуальном, моральном и социальном плане и способы реализации личности вне трудовой деятельности. При этом Ф. не видит качеств. различия в условиях пром. труда в капиталистич. и социалистич. странах. Соч.: Probl?mes du machinisme en URSS et dans les pays capitalistes, P., 1934; Leibnitz et Spinoza, P., 1946; Automatisme et travail industriel, "Cahiers internationaux de sociologie", 1946, v. 1; Humanisme du travail et humanit?s, P., 1950; Perspectives fran?aises d´un humanisme du travail, "Esprit", 1954, an. 22, No 6; Trait? de sociologie du travail, v.l–2, P., 1961 (совм. с P. Naville); Machine et humanisme, v. 2 – Les probl?mes humaines du machinisme industriel, P., 1961: Le travail en miettes, P., 1964; Fin du peuple juif?, P., 1965; O? va le travail humain?, P., 1967. H. Наумова. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФРИДМАН Жорж
13 мая 1902, Париж15 ноября 1977, там же) — французский социолог и философ; ведущий представитель французской школы социологии труда. Окончил Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицее в Бурже. В 1930-х гг. неоднократно посещал СССР; наблюдения над индустриализацией в России подытожены в ряде трудов. С января 1941 — участник Сопротивления. С 1949 — профессор Национальной консерватории искусств и ремесел и Института политических исследований. Президент Международной социологической ассоциации (1956—59). Председатель Совета латиноамериканского факультета социальных наук при ЮНЕСКО (1958—63). Основатель Центра массовых коммуникаций (1960).
Главные направления исследований — социология труда и досуга, проблемы технической цивилизации. Современный раздробленный индустриальный труд — переходная, патологическая (если сопоставить ее с требованиями человеческой природы) форма труда. Автоматизация не может существенно изменить дегуманизированный характер индустриального труда, связанный с его «обездуховлением» и механизацией, с утратой «поливалентным индивидом» прошлого — ремесленником — мастерства, разносторонней сноровки. Автоматизация несет с собой рост интенсивности труда, новые формы нервного переутомления, усугубление отчуждения, она не достигает главной цели: заставить технику служить достоинству и культуре индивида. Ошибочность научной организации труда в том, что она исключает обращение к наиболее глубоким потребностям и способностям индивида. Труду должна быть возвращена ценность троякого рода — интеллектуальная, моральная, социальная. Для душевного равновесия человека и его укорененности в социальной среде труд имеет основополагающее значение (досуг не может выполнять эту роль).
Согласно Фридману, техническая цивилизация — «великая авантюра» 20 в., недуг, принимающий все новые формы. Техническая среда воздействует хаотически, все больше угрожая ценностям индивида и культуры. В порочном круге «производство—потребление» человек воспринимает мир как Bestand (по Хайдеггеру), становится «концессионером планеты», переходит от «жизненного» к «рациональному». Фридман выступает против новых технократических мифов: культа технических инноваций, эффективности, производительности, постоянного экономического роста. Но возможны, по Фридману, и блистательные перспективы: государство должно признать себя ответственным за формирование индивида с детства не только через образование, но и через техническую среду, и особенно через массовые коммуникации. Задача — установить равновесие, с одной стороны, между индивидом, которому нужна полная свобода в познании, жизни, любви, и необходимым «просвещенным деспотизмом», дирижизмом, умеряемым децентрализацией и прогрессивным участием граждан, с другой стороны.
Соч.: Problemes du machinisme en V. R. S. S. et dans les pays capitalistes. P., 1934; Leibniz et Spinoza. P., 1946; Ou va le travail humain? P., 1950; Le travail en miettes: Specialisation et loisiis. P., 1956; Cept etudes sur lhommes et la technique (Le pourquoi et le pour quoi de notre civilisation technicienne). P., 1966.
Г. M. Тавризян

Источник: Новая философская энциклопедия

ФРИДМАН Жорж
(1902, Париж – 1977, там же) – социолог, философ. Окончил Высшую нормальную школу, преподавал философию в лицее Бурже. С 1931 – ассистент в Центре социальной статистики. В 1930-е неоднократно посещал СССР: наблюдения над индустриализацией в России подытожены в ряде его трудов. Участник Сопротивления. С 1949 – профессор Национальной консерватории искусств и ремесел и Института политических исследований. Президент Международной социологической ассоциации (1956–1959). Основатель Центра массовых коммуникаций (1960). Главное направление исследований Ф. – философские проблемы технической цивилизации, социология труда и досуга. Современный индустриальный раздробленный труд он рассматривает как переходную и, в сопоставлении с требованиями человеческой природы, патологическую форму труда. Распространяющаяся автоматизация не может существенно изменить дегуманизированный характер индустриального труда, связанный с его «обездуховлением», механизацией, с утратой «поливалентным индивидом» прошлого – ремесленником – разносторонней сноровки, мастерства. Автоматизация несет с собой рост интенсивности труда, новые формы нервного переутомления, усугубление отчуждения и не достигает главной цели – заставить технику служить достоинству и культуре индивида. Труду, убежден Ф., должна быть возвращена ценность троякого рода: интеллектуальная, моральная, социальная. Для душевного равновесия человека и его укорененности в социальной среде труд имеет основополагающее значение (эту роль не может выполнить досуг). Техническая цивилизация – или, как ее определяет Ф., «великая авантюра XX века» – недуг, принимающий все новые формы. Техническая среда действует все более хаотически, все сильнее угрожая ценностям индивида, культуры. В порочном круге «производство – потребление» человек становится «концессионером планеты», переходит от «жизненного» к «рациональному». Ф. выступает против новых технократических «мифов»: культа технических инноваций, эффективности, производительности, постоянного экономического роста. Но, полагает он, еще возможны блистательные перспективы: для этого государство должно признать себя ответственным за формирование индивида с детства не только через образование, но и через техническую среду и особенно через массовые коммуникации. Отсюда задача – установить равновесие между индивидом, которому нужна полная свобода в познании, жизни, любви, и необходимым «просвещенным деспотизмом», дирижизмом, умеряемым децентрализацией и прогрессивным участием граждан в управлении. Пессимизм Ф. полностью сказался в фундаментальном исследовании «Раздробленный труд» – в главе под характерным заголовком: «Техника отпускает человека: куда ему деться?» Эта тема «бесприютности» современного человека, пусть даже движущегося навстречу своему освобождению (хотя такая перспектива выглядит в работах мыслителя почти иллюзорной), – антропологический лейтмотив философии и социологии Ф.
Соч.: La crise du progrès. P., 1936; Problèmes humains du machinisme industriel. P., 1946; Leibniz et Spinosa. P., 1946; Où va le travail humain? P., 1950; Le travail en miettes: Spécialisation et loisirs. P., 1956 (1962); Cept études sur l’homme et la technique (Le pourquoi et le pour quoi de notre civilization technicienne). P., 1966; La Puissance et la sagesse. P., 1970. Лит.: Une nouvelle civilisation? Hommage à Georges Friedman. P., 1973. Г.М. Тавризян

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.