ФРЕЙДИЗМ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФРЕЙДИЗМ
общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить учение З.Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества, деятельности человека и общества (см.бессознательное, психоанализ).

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Фрейдизм
учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (Freud, 1856-1939 гг.), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний; ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессознательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных; эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрейда и его многочисленных последователей.  

Источник: Словарь по культурологии

ФРЕЙДИЗМ
в расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение 3. Фрейда в том виде, как оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Представители классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям Фрейда, в отличие от представителей неофрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них..

Источник: Краткий философский словарь 2004

Фрейдизм
учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (Freud, 1856-1939 гг.), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний; ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессознательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных; эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрейда и его многочисленных последователей. ............ ? общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на этой основе учений и школ. Исходя из учения З. Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (прежде всего полового влечения).

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Фрейдизм
общее название различных школ и течений философско-антропологического и психологического типов, стремящихся применить учение Зигмунда Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие не только большинство психических действий человека, но и все исторические события и общественные явления: извечные конфликты в глубинах психики человека становятся причиной и содержанием (часто скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. д. В 30-х годах XX века благодаря Э. Фромму, В. Райху и др. возник неофрейдизм, который, сохранив основу рассуждений и логику Фрейда, отказался видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Фрейдизм
философское направление, в основу которого положена теория психосексуального развития индивида. Фрейдизм главную роль в формировании характера и его патологии отводил переживаниям детства. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (сексуального влечения у З. Фрейда, стремления к самоутверждению – у Ф. Адлера). С точки зрения фрейдизма, культура – это выработанная форма преодоления человеческой деструктивности: когда агрессия вытесняется в сферу бессознательного и становится внутренней пружиной человеческого действия, только культура способна обуздать человеческие инстинкты. Адлер развивает концепцию сублимации, связывая её с комплексом неполноценности, который он считает движущим фактором культуросозидающей деятельности личности. К. Г. Юнг базовой основой всей современной культуры считает коллективное бессознательное.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ФРЕЙДИЗМ
филос.-психол. учение австр. психолога и психиатра З.Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности бессознательными жизненными влечениями (особенно сексуальными) и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Реализовано в комплексе психоаналитич. идей и их развитии. Сферы Ф. — теория личности, общее учение о человеке, теория бессознательного, концепции массовой психологии, истории, культуры и об-ва. Психол. проблемы Ф.: 1) проблема бессознательной мотивации; 2) проблема соотношения нормальных и патологических явлений психики; 3) проблема защитных механизмов психики; 4) проблема роли сексуального фактора; 5) проблема влияния детских травм на поведение взрослого; 6) проблема сложного строения личности; 7) проблема противоречий и конфликтов в психич. организации субъекта. Из этих проблем следуют положения: 1) о подчиненности внутр. мира и поведения асоц. влечениям; 2) о всесилии либидо (т.н. пансексуализм); 3) об антагонизме сознания и бессознательного. Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ФРЕЙДИЗМ
общее название различных школ и направлений, стремящихся применить психологическое учение 3. Фрейда для объяснения явлений, относящихся к человеку, обществу и культуре. Первоначально фрейдизм возник на основе концепции объяснения и лечения неврозов, учитывающей взаимоотношения бессознательной сферы с сознанием, процесс самоутверждения личности, попавшей в конфликтную ситуацию. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие не только большинство психических действий человека, но и все исторические события и общественные явления: извечные конфликты в глубинах психики человека становятся причиной и содержанием (часто скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. Представители фрейдизма - А. Адлер, К. Г. Юнг и др. В кон. 30-х годов возник неофрейдизм (Э. Фромм, В. Райх и др.), который, сохранив осн. логику рассуждений Фрейда, отказался видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФРЕЙДИЗМ
течение в бурж. психологии, соц. философии и философии культуры, основоположником к-рого был австр. психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Ф. первоначально возник как особый метод лечения неврозов, основанный на осознании пациентом давно забытых им фактов, к-рые явились причиной его невротич. состояния. Позже Фрейд попытался применить разработанный им метод психоанализа для объяснения явлений культуры, в т. ч. и религии. Отношение Фрейда к религии носило противореч. характер: как свободомыслящий, он считал религию врагом просвещения и прогресса, в то же время пытался объяснить ее как порождение индивид, психики – неудовлетворенности желаний и побуждений. Он определял религию как «общечеловеческий невроз навязчивости», игнорируя соц. корни религ. верований. Наиболее слабым местом религиоведч. концепции Фрейда была его попытка объяснить возникновение тотемизма с помощью «Эдипова комплекса». По Фрейду, в основе тотемизма лежал факт восстания сыновей против отца, к-рого они ревновали к матери. Однако после убийства отца сыновья почувствовали вину и раскаяние за содеянное. Облегчить этот психологич. конфликт им помог перенос чувств с отца на тотемное животное. В дальнейшем произошла эволюция объекта почитания, тотем превратился в бога. Бог иудаизма и христианства психологически является идеализацией образа отца. Концепция Фрейда, не имеющая под собой историч. базы, была встречена критически большинством этнологов и религиоведов. Ф. развивался и видоизменялся его последователями. В части., К. Г. Юнг придал Ф. откровенно идеалистич. характер, сблизил его с теологией. «Неофрейдисты» (Э. Фромм и др.) попытались очистить Ф. от «пансексуализма», сочетать его с социологич. концепцией, подвергающей критике совр. капиталистич. об-во. Богословы относились к Ф. сначала отрицательно, затем участились попытки использовать Ф. для «науч.» обоснования нек-рых теологич. догматов. Христ. богословам импонирует понимание Ф. человека как слепого орудия природных «греховных» влечений и инстинктов, что используется теологами для обоснования догмата о первородном грехе.

Источник: Атеистический словарь

Фрейдизм
название теории и метода психоанализа. Назван так по имени Зигмунда Фрейда (1856—1939), австр. врача — невропатолога и психиатра. Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от вульгарно-материалистических в своей основе попыток объяснять изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Но одновременно он совершенно отошел от материалистического мировоззрения, отказался от объективных методов исследования психики и создал в целом произвольную, надуманную, субъективистскую теорию. Суть ее состоит в отрыве психики от материальных условий и причин, ее порождающих. Психика рассматривается как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам (Психо-физический параллелизм) и управляемое особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (бессознательное). Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (прежде всего половому), к агрессии с «принципом реальности», к к-рому приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Так, идеальное — психическое (и прежде всего непознаваемое «Оно» — бессознательное) становится у Фрейда причиной истории человечества, морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. Совр. сторонники Ф. — неофрейдисты, представители школ «культурного психоанализа» (Хорни, Кардинер, Алексан-дер, Фромм и др.) сохраняют нетронутой осн. идеалистическую линию 3. Фрейда, отказываясь лишь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др. методологически несущественных особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области буржуазной культуры, и особенно заметное — на теорию и произведения буржуазного искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в той области, откуда начал свое развитие, — в неврологии и психиатрии.

Источник: Философский словарь. 1963

Фрейдизм
философия психоанализа, система и направление в философии, созданное З. Фрейдом – психиатром и психологом, использовавшего для формулировки своей концепции антропологию, культурологию, анализ социальных явлений. Основной идеей фрейдизма является идея трехслойности психики, в которой выделяются: 1) «Оно» – темная, бессознательная сфера психики; ее содержанием являются инстинкты и влечения, в частности, Эрос – половой инстинкт (либидо) и Танатос – «инстинкт смерти», влечение к смерти (деструдо); комплекс Электры, Эдипов комплекс; 2) «Я» – сознание человека, посредник между всеми компонентами психики; 3) «Сверх-Я» – общественные нормы и правила. «Я» человека испытывает сильное давление со стороны «Оно» и «Сверх-Я». В терминологии З. Фрейда понятиям «Оно», «Я», «Сверх-Я» соответствуют «Id», «Ego», «super-Ego». Фрейд сравнивает «Я» и «Оно» со всадником и лошадью: кажется, что всадник («Я») контролирует лошадь, дает команды, но лошадь («Оно») сильнее всадника и в действительности несет его на себе. Иногда всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его поведет. Задача человека – найти состояние динамического равновесия между этими силами, ибо в противном случае неизбежен трагизм человеческого существования. Фрейд требовал постоянной работы по превращению «Оно» в «Я». Он был уверен, что единственно возможным нормальным путем для человечества в будущем станет путь постоянного созидания сознательного «Я», освобожденного от давления стихии бессознательного «Оно». Фрейд считал, что бессознательное – причина человеческого духовного рабства, а вылечить человека от несвободы можно только проясняя бессознательные мотивации, которые определяют поведение человека и его душевные расстройства. Человек может стать свободным, если он осознает свое индивидуальное бессознательное. К концу XX – началу XXI века ограничительные и репрессивные функции «Сверх-Я» (культуры) заметно ослабли, нарушилось динамическое равновесие между «Оно» и «СверхЯ», в результате возникло торжество «Оно». Выход из этого, если следовать рекомендации З. Фрейда – в усилении роли культуры как сдерживающей преграды на пути «Оно». В противном случае, как предсказывал Фрейд, человечеству грозит опасность духовного варварства. Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследования бессознательных процессов. Исходя из учения З. Фрейда о бессознательном, фрейдизм пытается свести формы культуры, социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения у Фрейда) или к стремлению к самоутверждению (Ф. Адлер).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ФРЕЙДИЗМ
психологическое и социологическое учение, названное так по имени его основателя — австрийского врача психиатра 3. Фрейда. Для Ф. характерно понимание психики человека как сложного комплекса сознательных актов и рационально (разумно) не объяснимых инстинктов, биологических побуждений, влечений и импульсов, образующих царство бессознательного (Фрейд характеризует его как «естество человека» или «Оно»). Его основу составляют прежде всего сексуальные инстинкты («либидо»), обусловливающие большинство психических действий человека. Бессознательное характеризуют два связанные с инстинктами понятия сублимация и комплекс. Комплекс — это относительно устойчивый механизм, существующий у всех людей и объясняющий все виды нарушения психики. Таков «комплекс Эдипа», означающий сочетание любви и привязанности с неприязнью и враждебностью: напр., любовь и привязанность ребенка к матери и одновременно чувство ревности и неприязни к отцу (Эдип, как известно из мифологии, убил своего отца и женился на своей матери). Сублимация (дословно «подавление») есть превращение энергии подавленных сексуальных побуждений или импульсов в другие виды деятельности: политику, научное и художественное творчество, религию и др. Подавление, вытеснение инстинктов (направляемых в другое русло) осуществляется личностным началом в человеке («Я») под влиянием требований, напр., моральных норм, стандартов («Сверх—Я»). Рассматривая общественные явления, исторические события с точки зрения психоанализа, Фрейд пришел к выводу о решающем влиянии мира бессознательного на деятельность человека и общество. С этим связано фрейдистское учение о «массовой психологии», согласно к-рому все действия человека суть проявления стадного инстинкта. На основе этого положения некоторые сторонники Ф. построили социальную философию «толпы» и «вождей», к-рые, умело воздействуя на инстинкты, могут направлять в любое русло энергию немыслящей, действующей по слепому инстинкту и поэтому легко поддающейся влиянию массы. Такой подход к проблемам социальной жизни давал большой простор для реакционных идей. Ф. кладет в основу своего учения биологическое начало в человеке и вместе с тем отрывает человеческую психику как от объективного (социального) мира, так и от физиологических механизмов. Поэтому во Ф. сочетается вульгарный материализм и субъективный идеализм. Современные сторонники Ф. — неофрейдисты (напр., Э. Фромм) пытаются преодолеть чрезмерную биологизацию психики. Согласно Фромму, существуют не только общие для всех людей биологически обусловленные инстинкты, но и такие, к-рые имеют социальное происхождение. Однако сущность человека он понимает абстрактно-психологически, отрицая первенствующую роль материально-преобразующей деятельности людей, классового деления общества.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ФРЕЙДИЗМ
широко распространенное в буржуазных странах субъективно-идеалистическое учение о природе человека, идеями к-рого в значительной мере проникнуты совр. буржуазные социология, философия, антропология, этика, педагогика и эстетика. Ф. (или психоанализ) возник в конце XIX в. Его создатель австр. врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) вначале разработал психоанализ как метод лечения психических заболеваний, а затем распространил сферу его компетенции и на общественные отношения. В основе этики Ф. лежит положение о врожденности психических комплексов человека. Структуру и мотивы поведения человека Ф. выводит из его бессознательных, прежде всего сексуальных (либидо), влечений. Первичным элементом внутреннего мира человека Фрейд считает непознаваемое Id («оно», бессознательное), к-рое действует как ненаправленная энергия, стремление, обретает направленность в «принципе удовольствия» и проявляется у мужчин в противоречивом комплексе сексуальных влечений к матери и: агрессивных побуждений по отношению к отцу («комплекс Эдипа»). Подобные влечения приписываются и женскому полу («комплекс Электры»). Жизненные стремления человека Фрейд и сводит к таким увлечениям, якобы унаследованным; еще с первобытных времен. Новообразованием об-ва возникают моральные нормы поведения, ограничивающие и подавляющие открытые проявления бессознательных влечений. Поэтому, с т. зр. Фрейда, в сознании человека на самых ранних этапах общественного развития развивается и передается затем по наследству особая инстанция «Идеал-Я», к-рая является результатом усвоения индивидом моральных норм. Рассматривая характер взаимоотношения индивида и об-ва в буржуазном мире, Фрейд абсолютизировал его и необоснованно сделал вывод о том, что любая цивилизация враждебна человеку, т. к. обусловливает подавление его влечений и является результатом превращения (сублимации) психической энергии в различные виды культурной деятельности. Влечения же, не поддавшиеся сублимации, проявляются в форме психических болезней и аморальных поступков людей. Т. обр., пороки буржуазного об-ва трактуются Фрейдом как проявление антиобщественной природы человека. Психологическая т. зр. Фрейда была использована реакционными идеологами для оправдания пороков буржуазного об-ва необоснованными ссылками на извечную ущербность человеческой психики. Ненаучность осн. положений Ф., а также все увеличивающееся влияние философии марксизма привели к тому, что наряду с существованием ортодоксальных психоаналитиков еще в 30-х гг. в США возникло и развивается нефрейдистское течение в медицине, психологии, социологии и др. областях культуры (наиболее влиятельный его представитель - Фромм). Гл. черта неофрейдизма -стремление освободить психоанализ от крайностей биологизма и тенденция к признанию роли социальных факторов, общественной среды в формировании личности. Но, в сущности, все модификации неофрейдизма остаются в осн. в русле идей психоанализа.

Источник: Словарь по этике

ФРЕЙДИЗМ
общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологич. учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Ф. как социальную и филос.-антропологич. доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессоянат. психич. процессов, принципам к-рого Ф. придает универс. значение, что приводит его к психологизации общества и личности.
Ф. с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого; двойственное отношение самого Фрейда к бессознательному, в к-ром он видел источник одновременно как творческих, так и разрушит. тенденций, обусловило возможность различного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения. Уже среди ближайших учеников Фрейда в 1910-х гг. возник спор о том, что следует считать осн. движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признается энергия бессознат. психосексуальных влечений, то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс неполноценности и стремление к самоутверждению, в школе «аналитической психологии» К. Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы, а для U. Ранка (Австрия) вся человеч. деятельность оказывалась подчиненной преодолению первичной «травмы рождения». Широкое распространение Ф. началось после 1-й мировой войны и было связано как с общим кризисом бурж. общества и культуры, так и с кризисом ряда традиц. направлений психологич. науки. При этом различные направления Ф. стремились восполнить отсутствующее у Фрейда филос. и методологич. обоснование положений его учения, опираясь на разные филос. и социологич. доктрины. Выделилось биологизаторское течение, клонящееся в сторону позитивизма и бихевиоризма и особенно влиятельное в США; оно оказало значит. воздействие на развитие психосоматич. медицины (психосоматика); к этому же направлению примыкают и опыты сближения Ф. с рефлексологией, кибернетикой и т. д. Получил распространение т. н. социальный Ф.; в своей традиц. форме он рассматривает культурные, социальные и политич. явления как результат сублимации психосексуальной энергии, трансформации первичных бессознат. процессов, играющих во Ф. роль базиса по отношению к социальной и культурной сфере. В кон. 1930-х гг. возник неофрейдизм, к-рый стремится превратить Ф. в чисто социологич. и культурологич. доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологич. предпосылками учения Фрейда; наибольшее распространение он получил в США после 2-й мировой войны (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан). С кон. 40-х гг. 20 в. под воздействием экзистенциализма возникли т. н. экзистенциальный анализ (Л. Бисвангер, Швейцария) и мед. антропология (В. Вайцзеккер, ФРГ). Характерны попытки использования Ф. со стороны протестантских (Р. Нибур, П. Тиллих) и отчасти католич. теологов (И. Карузо в Австрии и др.). Специфич. преломление Ф. получил в 1960-х гг. в идеологии «новых левых» (Г. Маркузе, «Эрос и цивилизация» - «Eros and civilization», 1955, и др.) через посредство ученика Фрейда В. Райха. Влияние Ф. особенно проявилось в социальной психологии, этнографии (амер. культурантропология, тесно связанная с неофрейдизмом), литературоведении, лит. и художеств. критике. Наряду с этим воздействие Ф. сказалось в теории и практики различных модернистских художеств. течений (сюрреализм, претендовавший на расширение сферы иск-ва через привлечение бессознательного, и т. д.).

Источник: Советский философский словарь

ФРЕЙДИЗМ
психосоциологическое, культурологическое и эстетическое направление гуманитарной мысли ХХ в., ряд школ и течений в современной теории культуры, социологии, психологии и эстетике, в основе которых — учение З. Фрейда (1856— 1936) о психоанализе. Ф. отличается последовательным психоаналитическим подходом к проблемам человека, общества, культуры и искусства. Суть этого подхода — в признании самостоятельного и доминирующего значения бессознательного для всех разновидностей человеческой индивидуальной и социальной жизнедеятельности. Концепция культуры во Ф. опирается на идеи подчинения человека двум базовым принципам: принципу реальности, которым руководит сознание, и принципу удовольствия, которому подчинены влечения (прежде всего, сексуальные), находящиеся в сфере бессознательного. В сознании сосредоточены все понятия, нормы и правила, которые должны обеспечить социальную адаптацию и приобщение человека к тому или иному типу общества или господствующей культуры. По отношению к бессознательной сфере, которая сама по себе представляет особое бытие, постоянно порождающее влечения, культура и общество, с точки зрения Ф., выступают в качестве ограничительного и репрессивного начала. Одним из центральных в социокультурной концепции Ф. стало понятие сублимации, замещения «первичных» влечений, к которым относятся сексуальное, агрессивное и самосохранение. Сублимация означает трансформацию их на более высоких уровнях внутренней жизни человека и в конечном счете преобразование этих влечений в те формы деятельности, которые признаны, приняты (разрешены) в данном обществе и культуре. В Ф. предпринята попытка определить взаимоотношения между природными, биологическими и культурными началами человеческой личности, а также между обществом, культурой и человеком. В результате ученик Фрейда К.Г. Юнг (1875—1961) стал основаталем аналитической школы психологии, создав свою концепцию мировой культуры на базе теории коллективного бессознательного и архетипов. В своем социологическом аспекте Ф. стал известен в виде фрейдо-марксизма, основные идеи которого были сформулированы немецким медиком-психоаналитиком В. Райхом (1897—1957), а в более полном объеме теория, соединяющая Ф. с идеями К. Маркса (1818—1883), была разработана Г. Маркузе (1898—1979). Неофрейдизм как социокультурная концепция получил развитие в трудах К. Хорни (1885—1952), изучавшей проблемы женской психологии, и Э. Фромма (1900—1980). Значительное влияние Ф. характерно для эстетики, художественного творчества и искусства нынешнего столетия. Распространению теории психоанализа на другие гуманитарные сферы способствовали работы самого Фрейда, который активно пользовался для подкрепления своих выводов материалами мифов, художественных произведений и биографий деятелей искусства. Одновременно в Ф. была разработана теория художественного творчества, в основе которой оказались идеи сублимации и учение Фрейда о сновидениях. С этой точки зрения в области искусства и художественного творчества происходит примирение принципа реальности, представляющего внешние для человека социокультурные начала, и принципа удовольствия, который воплощает движущие силы и влечения подсознательной сферы. Художественная культура и искусство трактуются как перевод бессознательных влечений в область социально, нравственно и эстетически приемлемых образов и ситуаций, составляющих содержание отдельных произведений. Ф. рассматривает искусство как воплощение в жизнь когда-то подавленных желаний и переживаний, преимущественно сексуального характера. Таков, напр., с точки зрения Ф. «эдипов комплекс», который со времен трагедии Софокла «Царь Эдип», где герой убивает своего отца и женится на матери, постоянно воспроизводится в самых различных художественных творениях. С другой стороны, произведения искусства, художественное творчество объявляются Ф. средством освобождения от ограничительных, репрессивных сторон общественной жизни. Идеи Ф. определяют теорию и практику таких современных художественных направлений, как сюрреализм.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

ФРЕЙДИЗМ
многоаспектное течение, продолжающее теории и методы психоанализа З. Фрейда (1856—1939), а в ряде случаев развивающееся через оппонирование некоторых его идей. Ф. соответствует постклассическим этапам развития капитализма. Первоначальные умонастроения Нового времени относительно рационального индивида, расчетливо устраивающего свою жизнь в разумно организованном мире, сменяются в дальнейшем ощущениями трагизма разумного человека в условиях абсурдной, нелепой действительности. Ф. же снова восстанавливает соответствие, как бы «гармонизирует» отношения между нелогичным, непредсказуемо меняющимся миром и человеком. В Ф. человек рационально мыслящий в большой степени иллюзия, равнодействующая бессознательных, скрытых от непосредственного наблюдателя и контроля инстанций. На место человека разумного Ф. выдвигает индивида, способного лишь post factum приписывать своим поступкам вид логически организованного поведения. Да и сам индивид оказался под угрозой: «individ» (неделимый, целостный), сам себе принадлежащий, сцементированный разумом человек стал рассматриваться в Ф. как результирующая борьбы трех равномощных инстанций психики: «оно» (бессознательные влечения и желания, руководствующиеся принципом удовольствия); «сверх я» (ставшие своими нормы и ценности, преимущественно тоже не осознаваемые, но выражающие принцип реальности) и «я», которое сам Фрейд уподоблял всаднику, пытающемуся управлять несколькими рвущимися в разные стороны лошадьми. Интерпретация работы психики в Ф. очень близка объяснительным схемам гидравлики. Психика «работает» как котел, где стремлению бессознательного «оно» вырваться на поверхность противостоит «крышка» «сверх я», усилия которого направлены в противоположную сторону — вытеснить «оно» из области, где оно может вырваться на свободу непосредственной реализации и осознания. Этот процесс вытеснения осуждаемых обществом влечений и инстинктов (прежде всего речь идет о сексуальном инстинкте) и переключения их на социально приемлемые цели и действия Фрейд называл сублимацией (от лат. sublimo — возвышаю). Сублимируемая энергия выливается в творчес ких актах искусства, науки, религиозном экстазе и т.д. Агрессия трансформируется в достижения в спорте или бизнесе, зависть переводится в борьбу за справедливость. Сублимация выступает как способ развития культуры, рождения, гибели и смены цивилизаций. Ф. явился поворотом в реализации важнейшей ценности западной цивилизации — идеи свободы. Закрепляется идея неразрывной связи освобождения индивида от социального и природного господства и его внутреннего, в том числе сексуального, раскрепощения. Поновому начинает трактоваться и проблема конфликтов. Для Ф. большая часть психических конфликтов воспроизводится постоянно, т.е. они как бы вечны, так как человек принципиально конфликтен внутри. Проявляются, реализуются же конфликты многообразнейшими способами. Это забывчивость, месть, сон, оговорки речи, символическое замещение, сплетни, регрессия, истерика, фантазия и многое др. В психологии эти феномены стали называться внутренними психологическими механизмами защиты личности. Применение данных механизмов при анализе социальных противоречий доказало, что решение конфликтов не сводится к тривиальной «победе» сильнейшей стороны, и выявило свою эвристическую плодотворность при изучении различных феноменов искусства, идеологии, морали, религиозного сознания и т.п.
Яркой особенностью самого основателя психоанализа являлось то, что он всегда находился в поиске. Фрейд не был апологетом уже им написанного, порождая все новые, более глубокие и зачастую не бесспорные и для него самого построения. Вследствие этого Ф. крайне пестр и разнообразен. Некоторые течения Ф. развивают идеи позднего Фрейда, которые в ряде аспектов противоречат его более ранним построениям. Трактовка «оно» как преимущественно сексуального, пусть и бессознательного, но тем не менее стремящегося к «удовольствию», еще не выводила Ф. полностью за рамки классического понимания человека. Еще древние писали: любовь и голод правят миром. Поздний Фрейд выдвигает гипотезу о том, что бессознательное — прибежище не только безответственных стремлений к удовольствиям (силы Эроса), но и противоположных устремлений — к смерти (силы Танатоса). Танатос древнее Эроса. Эрос — производная Танатоса, он вырастает из последнего, но становится его антагонистом, обеспечивая продолжение жизни. Вопрос, какое же начало более мощное, Фрейд оставлял открытым. С этой точки зрения последующий Ф. анализирует достижения и ценности современной капиталистической цивилизации. Гордящаяся своим превосходством над варварскими культурами, «дикарями», западная цитадель разума и рациональности, по утверждениям представителей ряда школ Ф., дает ярчайшие примеры своей приверженности смерти. Рационализм технического мира, завороженность техническим, показной гедонизм общества потребителей есть лишь рационализация, маскирующая тягу к смерти и любовь к разрушению.
Неофрейдизм переосмысливает большинство категорий, установок и выводов Фрейда, порождает большое число оригинальных концепций в областях знания, формально далеких от психоанализа. К. Юнг приходит к отрицанию сексуального как наиболее глубинного начала человеческой психики. В ее основе архетипы — особые формальные схемы, конденсирующие опыт предыдущих поколений. Юнговское направление часто трактуется как близкое мистицизму. Но в основе юнговской теории лежит ход мысли, подобный теории К. Ламарка. По Ламарку, приобретенные организмом под воздействием среды изменения наследуются. Аналогично индивидуальный опыт закрепляется в досознательной части психики и переносится в следующие поколения как символические архетипы коллективного бессознательного.
Через критику З. Фрейда, но языком и методологией последнего разрабатывает критическую концепцию «одномерного» человека как продукта капиталистической потребительской рациональности Г. Маркузе. Если по Фрейду, фантазии — признак незрелой личности, то у Маркузе фантазии, мечты — это признаки того, что на самом деле необходимо человеку в его жизни, то, что прямо говорит о неподлинности существования в рамках «одномерной» потребительской техноцивилизации. У Маркузе были веские основания разделить две ветви Ф. по критерию встроенности теорий в существующий порядок. «Правые» направления отказались от критицизма основателя в отношении современной цивилизации и вернулись в русло прикладных психологических методик.
Леворадикальные, марксистские идеи представлены в работах В. Райха (1897—1957), критиковавшего Фрейда за половинчатость его выводов. Перспективы цивилизаций следует связывать не с надеждой на мотор сублимации, развивающей культуру, а, наоборот, в духе идеи самого Фрейда делать ставку на прямое высвобождение сексуального. Свобода сексуальная — необходимая часть социального освобождения производящих классов. Левые вариации Ф. 80—90х гг. XIX в. трактуют психоанализ и капитализм как компоненты единого механизма культурных репрессий. Занимая резко критическую позицию по отношению к психоанализу, радикально дистанцируясь от последнего, Делез и Гваттари ставят на его место шизоанализ, переосмысливая ситуацию с левых, но либеральноиндивидуалистических позиций. Циничность капитализма должна была бы способствовать освобождению от всех социальных запретов, но произвела дрессированную конформистскую личность с заданными потребностями. Задача освобождения требует слушаться голоса собственного «шизо». Шизоанализ отказывает разуму в его созидательной мощи и рассматривает всю культуру, построенную по канонам рациональности, как тупиковую (см. Архетип. Подсознание. Неомарксизм).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ФРЕЙДИЗМ
общее учение Фрейда (в т.ч. психоанализ) и вся совокупность развившихся на его основе учений и школ (именуемых иначе "глубинной психологией"). В более широком смысле, за пределами собственно психологии, Ф. выступает как разновидность философии жизни, стремящаяся свести явления культуры и социальной жизни к формам проявления первичных жизненных влечений, опираясь на учение Фрейда о бессознательном и др. его построения. Раскол внутри фрейдовской школы был результатом несоотнесенности ее осн. теоретич. положений, а также заложенных в них противоречий. Осн. пунктами расхождений явилось учение об особой психич. энергии (либидо), о природе бессознательного и относит. значений сознат. и бессознат. процессов, о роли социальных и биология, компонентов в формировании личности и др. Компромиссная сбалансированность биология, и социальных факторов, рассмотрение личности как сферы их взаимодействия требовало вычленения осн. принципа формирования личности; с др. стороны, поскольку не оставалось места для самостоят. роли субъекта, для его автономии, остро вставала проблема личности. В зависимости от тех положений учения Фрейда, к-рые взяты за исходные, во Ф. можно выделить неск. течений: выявляются биологизаторские теории, клонящиеся в сторону позитивизма и бихевиоризма; культурно-социологич. направление (неофрейдизм); направление, выдвигающее на первый план роль сознат. "Я" (Эго-психология); различные направления в психологии, сформировавшиеся под прямым воздействием определ. филос. систем, но включающие в них положения Ф. (экзистенциальный анализ, логотерапия и др.). В целом для эволюции Ф. характерен отход от господствующих в психологич. науке установок, относивших развитие личности к строго детерминированным процессам органического и социального развития. Еще в первые годы распространения учения Фрейда от него отделились его ближайшие последователи А. Адлер (в 1911) и Юнг (в 1913). В индивидуальной психологии Адлера намечен ряд тем, вокруг к-рых развернулась полемика внутри Ф. Адлер выступил с отрицанием доминирующей роли сексуальных влечений в развитии личности, выдвинув вместо них стремление к самоутверждению, или волю к власти. Сам Адлер еще не отошел от позиций биологизма, близкого Фрейду, поскольку психика выступала для него в конечном счете как порождение и компенсация биологич. неполноценности индивида; однако им были высказаны положения, послужившие развитию неофрейдизма, подчеркивавшего роль внешних (социальных или культурных) факторов в формировании личности и включавших субъект в систему внешних отношений. В то же время, выдвинув идею уникального для каждого индивида "жизненного стиля", Адлер предвосхитил установку экзистенциальной психологии. Юнг, стремившийся, как и Фрейд, к созданию универс. системы, пытался вывести индивидуальную психологию из нового психич. измерения – коллективного бессознательного, и одновременно сохранить принцип саморазвития личности (процесс индивидуации). Эти противоречия системы Юнга привели к глубоким расхождениям в созданной им школе. Биологизаторские тенденции во Ф. особенно проявляются в психосоматике Ф. Александера (1891 – 1964), главы Чикагской психоаналитич. школы, начавшей широко применять психоанализ при лечении органич. заболеваний. Введенные Фрейдом "внутрипсихич. инстанции" (Ego, Super-Ego, Id) Александер заменяет столкновениями или конфликтами разнородных влечений, к-рые сами есть лишь субъективные представления или символы физиологич. процессов. Психофизическая проблема объявляется Александером, в духе позитивизма, псевдопроблемой, хотя в его системе она возникает в новой форме: в виде методологич. несовместимости двух уровней – физиологич. процесса и символич. способа выражения. Бихевиористское направление во Ф. особенно влиятельно в США. Оно использует критику Фрейдом метода сознат. интроспекции, его интерпретацию снов и симптомов как лишь внешне иррациональных, но по существу целенаправленных актов, равно как и положение Фрейда об "объективности" бессознательного, выступающего для сознания в качестве внешнего объекта. Кроме работ Дж. Массермана, С. Радо (S. Rado, Psychoanalysis of behavior, ?. ?.–L., 1956), в этой школе выделяется объемистый труд сотрудника Александера Т. Френча (Th. M. French, The integration of behavior, v. 1–3, [Chi., 1952–58]), ставящий целью превратить Ф. в разновидность т.н. необихевиоризма. К тому же направлению примыкают и многочисл. опыты сближения Ф. с рефлексологией (Френч в ранних работах, Массерман, Кьюби и др.) и с кибернетикой (К. Коулби). Источником новых построений во Ф. стал особенно быстро развивающийся психоанализ детского возраста, где сформировались две школы – А. Фрейд и М. Клейн (1882–1960). Последняя внесла глубокий раскол в ортодоксальный Ф., хотя исходила из тех же осн. предпосылок, что и Фрейд (Клейн утверждает решающую роль в жизни ребенка процессов проекции чувства страха, вины, депрессивных состояний и т.п.). Однако там, где Фрейд видел воздействие внешней среды, Клейн усматривает восприятие ребенком внешних проекций своих же собств. влечений, от напряжения к-рых он стремится избавиться, объективируя их и конструируя из них "дурные объекты" (типа "ведьмы", "людоеда" и т.п.). Появляющиеся впоследствии психозы, для Клейн, – также результат регрессии к первичному способу отношения к объекту (процессу проекции – интроекции) и возникают не в итоге позднейших отклонений, но лежат в самой основе психики. И хотя Клейн исходит из биологич. предпосылок, гл. место в ее построениях занимает уже не безличный поток либидо с его стадиями, но активный субъект в его отношении к миру (утверждается "гносеологич." природа психоза как самого раннего или архаич. способа познания). Т.н. социальные течения во Ф. представлены ныне гл. образом неофрейдизмом, к-рый не образует, однако, единого направления. Неофрейдизм был связан с "открытием" амер. культур-антропологов (М. Мид и др.), показавших, что можно использовать весь аппарат понятий Ф., если представить источник развития личности на др. конце цепи – во внешней среде, вместо биологич. организации индивида. Оппонент неофрейдизма в США Г. Маркузе в полемике с Фроммом утверждает, что эта среда ничего не создает, но лишь по-иному формирует материал биологич. влечений (см. Н. Marcuse, Eros and civilization, L., 1956). Неофрейдизм, исходя из совсем иных установок, чем экзистенциальная психиатрия, приближается к ней в использовании такого комплекса понятий, как страх, отчуждение, "бегство от свободы" (Фромм) и др. Стимулом к развитию обоих этих направлений явилось распространение новых форм социальной патологии, отличных от классич. неврозов (истерии), с к-рыми прежде имел дело Ф. Пациенты, как отмечает Хорни, ныне все чаще жалуются на отчужденность, психич. изоляцию или ощущение бессмысленности жизни при отсутствии каких-либо нарушений в физич. сфере. Опыт экзистенциалистского истолкования Ф. был предпринят еще в 30-х гг. швейц. психиатром Л. Бингсвангером, а позднее В. Вайцзеккером в его системе медицинской антропологии, опирающейся на концепцию Хайдеггера. В конце 50-х гг. сходные направления стали распространяться в США (см. сб. "Existence", ?. ?., 1958). Были и попытки представить Фрейда как "тайного" экзистенциалиста (Г. Кунц). Параллельно предпринимались, хотя и менее энергичные, усилия приспособить Ф. к католич. философии в "новой венской школе" (В. Дайм, В. Франкель, И. Карузо). По Дайму, это может быть достигнуто при повороте осн. построений Ф. на 180° (W. Daim, Umwertung der Psychoanalyse, W., 1951). Так, невроз есть не бегство от реальности, но абсолютизация преходящего и относительного, и в состоянии вытеснения у совр. человека пребывают не низшие влечения, но высшие духовные способности. Сама возможность столь различных подходов говорит о том, что Ф. в наст. время выступает скорее как аппарат психич. анализа, чем замкнутая теоретич. система (см. D. Wyss, Die Tiefenpsychologische Schulen zur Gegenwart, G?tt., [1961]; R. L. Munroe, Schools of psychoanalytic thought, [?. ?., 1955]). Влияние Ф. обычно усматривается также в новейших течениях иск-ва. Так, сюрреализм сознательно стремился основать свою худож. систему на положениях Ф., провозгласив целью расширение сферы и с к - в а за счет ранее не освоенных им форм психич. реальности: сновидения, сомнамбулизм и различные патологич. состояния. Однако именно в худож. творчестве, где влияние Ф. нередко истолковывается беспредельно широко, фактически нельзя отделить это влияние от патогенных и деструктивных социальных и культ, факторов, действовавших в том же направлении. По ряду причин именно в лице Фрейда персонифицировались нек-рые общие тенденции культуры, бывшие результатом длительной предшествовавшей работы. В сфере иск-ва речь идет не столько о роли учений Фрейда о бессознательном в процессе творчества и об анализе Фрейдом символич. языка иск-ва, сколько о независимом от Ф. параллельном развитии. Так, в художеств. методе М. Пруста ("В поисках потерянного времени") находят сходство с терапевтич. методом Ф. реконструкции прошлого. Одним из наиболее "фрейдистских" соч. считается роман Д. Лоренса "Сыновья и любовники" (D. H. Lawrence, Sons and lovers, N. Y., 1913) на тему патологии семьи, написанный до знакомства автора с Ф. Предпринимаются попытки рассмотреть с т. зр. Ф. творчество Достоевского, романтиков, Шекспира и т.д. С др. стороны, однако, имеются попытки сознат. использования Ф. в худож. творчестве. Т. Манн, напр., в "Волшебной горе" ("Der Zauberberg", Bd 1–2, В., 1925) использовал учение о борьбе влечений к жизни и смерти и вообще антропологию Ф. О глубоком знакомстве Т. Манна с предметом свидетельствует его ст. "Фрейд и будущее" ("Freud und Zukunft", журн. "Imago", 1936, Bd 22). Дж. Джойс, а также Т. Эллиот в большей мере, чем к Фрейду, тяготеют к Юнгу. Лит. см. при ст. Психоанализ, Фрейд, Неофрейдизм. Д. Ляликов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФРЕЙДИЗМ
идейное течение 20 в., возникшее в медицинской психологии и распространившееся на антропологию, культурологию, социологию, этику, эстетику, педагогику и другие гуманитарные науки. Основоположником Ф. как психоаналитического метода лечения неврозов был венский психиатр З.Фрейд, изложивший свои взгляды в книге «Толкование сновидений» (1900). Ближайшие последователи — О. Ран к, К.Абрахамс и др. Исходя из общих установок Ф., К.Г.Юнг и А.Адлер разработали собственные версии психоанализа.
В 30-е гг. в Ин-те психиатрии, психоанализа и психологии (Нью-Йорк) формируется неофрейдизм (К.Хорни, В.Райх, Г.Салливен, Э.Фромм, и др.).
В Цюрихе и Лондоне сложились неоюнгианские школы (МЛ. фон Франц, ДжЛ.Хендерсон, А.Яффе, М.Клейн и др.). Этическое содержание Ф. характеризуется исследованием роли бессознательного, и особенно его мотивации, в моральном поведении, перенесением акцента с нравственного отношения человека к другим людям на отношение к самому себе, развитием ценностно окрашенной характерологии, использованием терапевтических возможностей самопознания и т.п. На материале сновидений, мифов, фантазий (прежде всего истерических), художественных образов, «забытых» пластов культуры Фрейд и его последователи описали взаимодействие морали и биологической природы человека. Изучение психопатологических феноменов позволило им пересмотреть представления о происхождении морали и ее отдельных компонентов: стыда, совести, долга, идеала и т.д. Этическая позиция классического психоанализа складывалась постепенно. До 20-х гг. Фрейд понимал мораль как результат конфликта между инстинктами продолжения рода и самосохранения (эротическими и эгоистическими влечениями). Сексуальная энергия libido представлялась ему главной движущей силой человеческих действий. Я (Ego), руководствуясь инстинктом самосохранения, подавляет вредные и опасные эротические влечения и выполняет т.о. функцию цензуры собственных побуждений. Мораль возникает в процессе подавления Эдипова комплекса — инцестуозного влечения сына к матери и производной от этого влечения враждебности к отцу. Чтобы присвоить энергию подавленных влечений, Ego совершает своеобразный обман: уподобляется объектам влечения («идентификация»), порождая феномен «вторичного нарциссизма», т.е. самовлюбленности. Проистекающее отсюда стремление к самосовершенствованию образует почву для основных нравственных добродетелей. Подавленное влечение становится амбивалентным (термин Э.Блейлера), совмещает в себе притяжение и отталкивание, меняет форму и направленность. Происходит сублимация — переключение сексуальных побуждений на культурные цели. Исторический генезис морали Фрейд объяснял реакцией на «два великих преступления первобытности»: отцеубийство и инцестуозную близость с матерью. Мораль начинается с четвертой заповеди Декалога (Втор. 5:16), ибо, во-первых, внешние требования исходят от отца, а совесть как внутреннее восприятие неприемлемости каких-то действий формируется интроекцией (перемещением внутрь) этих требований; во-вторых, запрет на инцест и отцеубийство - это смысловой стержень моральных правил. Из этих древних табу вырастают чувства вины и стыда, любовь к ближнему (родственнику), благоговение перед авторитетом и т.п. Мораль, по Фрейду, - это своеобразная мимикрия, подавление или преобразование эротических влечений, диктуемое чувством самосохранения, страхом перед беспощадной реальностью.
В этом аспекте она мало чем отличается от утилитарно-рассудочной ориентации в мире. На рубеже 20-х гг. в ответ на критику Фрейд изменяет понятие морали и человеческой природы.
В топологическую структуру личности он включил три детерминирующие инстанции: а) бехтичнос, природно-необходимое Id (Оно), состоящее из Эроса и Танатоса (инстинкта смерти и разрушения), влечений к инцесту, убийству, каннибализму и руководствующееся принципом удовольствия; б) личностное Ego, пользующееся защитными механизмами вытеснения на основе утилитарного принципа реальности (рассудок, осмотрительность); в) высшая моральная инстанция Super-Ego (Сверх-Я, или Идеал-Я), связывающая первые две на основе усвоенных нравственных норм. Этими новациями подчеркивается изначальная амбивалентность инстинктов (переплетение стремления к возвышению жизни и к ее разрушению), а функция морального самоконтроля переносится с Я на особую инстанцию. Отчасти это шаг к признанию уникальности морали и се глубокой психологической укорененности, отчасти — дальнейшее преувеличение ее репрессивных функций. Репрессивность Super-Ego, по Фрейду, определяется силой вытесненного ею Эдипова комплекса и быстротой его вытеснения.
В патологических явлениях меланхолии и невроза навязчивости эта сила становится чрезмерной и доводит субъекта до самоубийства. Сверхморальность Super-Ego столь же опасна, как имморальность Id. Новое понятие морали становится противоречивым.
С одной стороны, Super-Ego — «драгоценное достояние человечества», выражение сокровенной сущности человека; с другой — продукт разложения, произведенный организмом на свою погибель, или вражеский лазутчик в осажденном городе. Фрейд балансирует между этими полюсами, не склоняясь окончательно ни к одному из них. Перспективы морального развития человечества, в его представлении, безотрадны. Люди могут вытеснить и сублимировать многие опасные влечения, но за каждый отказ они расплачиваются потерей способности наслаждаться жизнью. Добродетель обретается ценой счастья. Религиозная мораль — это пагубная для личного самочувствия иллюзия, порожденная общечеловеческим неврозом навязчивости для защиты от трагической сущности мира. За нею нет ничего, кроме компромисса между Эросом и Танатосом. Эдипов комплекс как квинтэссенция человеческой природы был признан пробным камнем аутентичного Ф., и именно он стал камнем преткновения для некоторых последователей Фрейда. Адлер, переставив акценты с Id на Ego, заменил Эрос стремлением к власти, превосходству, совершенству и усмотрел организующую цель личностного развития в преодолении «комплекса неполноценности», возникающего из сознания собственных физиологических недостатков, «компенсацией» и «суперкомпенсацией», т.е. акцентированным развитием творческих или репродуктивных способностей, господства над другими. Правда, и для него мораль — не сущностное проявление человеческой природы, а лишь превращенная форма стремления к господству, желание покорить других демонстративной добродетельностью. Дабы избежать имморалистических выводов, Юнг отделил внешнюю, социальную сторону морали, к к-рой человек обращен своей «маской», от внутренней, индивидуальной. Смыслом жизни человека он провозгласил «индивидуализацию», обретение «самости», т.е. предельную интеграцию собственного внутреннего мира. Без личной ответственности перед Богом нравственность вырождается в конвенциональную мораль. Могущественные социальные организации, по Юнгу, реализуются с большим риском для моральности, ибо в них заглушается голос совести, идущий из «самости». Райх и Фромм переместили эти два измерения морали в сферу противостояния рабства и свободы. По Райху, подавление естественной сексуальности — главный источник морального зла. Оно образует в психике слой агрессивных, деструктивных и развратных побуждений, а кроме того — готовность подчиняться реальным или воображаемым авторитетам (этос фашизма). Райх разъединил репрессивную и конструктивную стороны морали, отождествив одну с «обязательной моралью», а другую — с глубинным ядром личности, в к-ром сосредоточена «социально-естественная» любовь к другому человеку, труду и познанию. Фактически это означало замену морали «сексуально-энергетическим регулированием потребностей», т.е. отказ от традиционных ограничений в половой жизни. Именно так поняли Райха вершители «сексуальной революции» на Западе в 60-е гг. Фромм отверг райховский «пансексуализм» и предложил «гуманистический психоанализ», придав Ф. статус нравственной философии, рациональной интерпретации добра и зла. Гуманистическая этика (мораль) ориентирована на развитие индивидуальности и противостоит авторитарной этике, насаждающей послушание и конформизм. Фрейдовское Super-Ego — это только авторитарная совесть, интериоризованный внешний авторитет. Она может быть лишь начальной стадией развития внутренней моральности и должна сменяться гуманистической совестью, голосом подлинного Я, оценивающего исполнение нашего человеческого предназначения — любви к жизни и способности творить ее. Полагая любовь в качестве центрального нравственного отношения, содержащего знание, заботу, ответственность и уважение, Фромм вместе с тем сохраняет пафос Ф., т.к. объявляет любовь к себе основанием любви к другим.
В переходе от классического психоанализа к неофрейдизму происходит усиление этического содержа521 ния, что отразилось в следующих выводах: а) бессознательные психические процессы не механически детерминированы, а целесообразно организованы, поэтому они не абсолютно имморальны, но дифференцированы в отношении добра и зла; б) отношению между сознанием и бессознательным присущ не антагонизм, а дополнительность и компенсаторность; в) мораль как продукт культуры творится не вытесненной или сублимированной сексуальностью, за нею стоят «социальный инстинкт» (Адлер), «архетипы коллективного бессознательного» (Юнг), стремление к самореализации (Хорни), а подавленный Эрос, наоборот, порождает садизм, сладострастие, жадность и зависть (Райх, Фромм); в) репрессивная патриархально-авторитарная мораль порождена мужской психикой и отношениями эксплуатации; подлинной морали, растущей из глубины души, свойственна не мужская «воля к власти» и верность иерархии, а бескорыстная материнская любовь, к-рая освящает кровные узы, равенство, свободу, достоинство людей и т.д.
В экзистенциальном психоанализе (Л.Бинсвангер, Р.Мэй, Р. Лэйнг, В.Франкл и др.) акцент еще сильнее смещен в сторону свободы, целостности и неповторимости личности как субъекта морали. Ф. радикально преобразовал психотерапевтическую практику, воздействовал на реальные нравы (особенно в сексуальной сфере) и художественное творчество (лит-ра, живопись С.Дали, кино Ф.Феллини и др.). Лит.: Фрейд 3. Тотем и табу // Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. СПб.: Алетейя, 1997; Фрейд 3. «Я» и «Оно» // Фрейд 3. Основной инстинкт. М.: Олимп, 1997; Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой //Там же; Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Там же; Юнг К.Г. Aion. Исследование феноменологии самости. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997; Райх В. Сексуальная революция. СПб.: Университетская книга; М.: ACT, 1997; Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. А.П.Скрипник

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Психотерапия на перепутье: от фрейдизма к гуманитарной работе

Розин Вадим Маркович
На материале романа Ялома «Шопенгауэр как лекарство» обсуждаются проблемы эффективности психотерапии и предлагаются ответы на некоторые принципиальные вопросы: как психотерапевт осознает свою работу, всегда ли он действует в соотв

Похожие термины:

  • ФРЕЙДИЗМ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

    На Западе широкое распространение получили эстетические концепции, в основе к-рых лежат психоаналитические представления Фрейда о специфике и функциях иск-ва, природе и особенностях X. т. Исходя и
  • Фрейдизм и искусство

    Фрейдизм (учение 3. Фрейда и его ближайших последователей) оказал сильнейшее влияние как на сферу художественного творчества XX в., так и на гуманитарные науки, связанные с изучением искусства (иску
  • ФРЕЙДИЗМ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Ж. ЛАКАНА

    Ж. Лакан существенно трансформировал фрейдизм, предложив его лингвистически опосредованную модель. Для Лакана недостаток Фрейда заключается в том, что тот исходит из влечений индивидов и потребн