ФРАВАШИ
ФРАВАШИ
В иранской традиции предвечные души всего живого, божества-демиурги и одновременно своего рода духи предков. Согласно пехлевийским текстам, Ахура-Мазда создал фраваши праведных, чтобы они сражались с полчищами Ангро-Майнью; после победы над дэвами фраваши получили телесное воплощение.
ФРАВАШИ
мифическое олицетворение души [трактуется как производное от fravart, «осуществлять (религиозный и моральный) выбор (между добром и злом)», или от vrti, «воинственный, алчущий боя», или от pravartti, «предсуществовать»]; фраварши (зап. — иран.) — в иранской мифологии олицетворение души. Вначале фраваши были связаны с представлениями об умерших предках, продолжающих загробное существование. В зороастризме фраваши — предсуществовавший и постсуществующий по отношению к человеку элемент его сущности. Почитание фраваши отмечалось у мидян, в государстве Ахеменидов, при Аршакидах. Фраваши созданы верховным богом Ахура Маздой, который сам имеет фраваши («Фарвардиняшт»). Фраваши велики и жалки, могущественны и убоги. Они создали мир, украсили небо звездами, реют в небесах, закованные в металлические доспехи, и поражают нечистую силу. Фраваши — женского пола. Источ.: Smderblom N. Les fravaskis, «Revue de lhistoire des religions». 1899; Dhalla M. N. A hura Mazdas Fravashi // Indo-Iranian Studies, London, 1925. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия