ФРАНКЛИН БЕНДЖАМИН

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФРАНКЛИН Бенджамин
1706 ? 790) - ученый, просветитель и политич. деятель, один из лидеров борьбы амер. народа за независимость. Ф. критиковал религ. мировоззрение и догматику, выступал против сверхъестеств. объяснения природных и соц. явлений. Ему свойственна деистич. непоследовательность: допускал идею абстракт, бога, религ. предрасположенность человека, мо-рально-воспитат. ценность недогматически понимаемого христианства. Боролся против нетерпимости религ., за законодат. обеспечение религ. свободы, секуляризацию обществ, жизни.

Источник: Атеистический словарь

ФРАНКЛИН БЕНДЖАМИН

1706 - 1790) - американский ученый и общественный деятель, сыгравший крупную роль в борьбе американских колоний за независимость (см. прим. 178). В годы, предшествовавшие войне за независимость, он был представителем колоний в Англии. В 1776 г. (год провозглашения независимости Соединенных Штатов Америки) он отправился во Францию, чтобы добиться ее помощи против Англии и оставался там до заключения мира с Англией в 1783 г.
Как ученый, Франклин известен своими опытами с электричеством, приведшими к изобретению громоотвода. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ФРАНКЛИН Бенджамин
североамериканский политический деятель и писатель; р. 17.1. 1706 (Бостон) — ум. 17.4. 1790 (Филадельфия); первоначально квалифицированный рабочий, рассудительный и практичный, выдающийся представитель common sense и философии Просвещения, первый американец, получивший международную известность. «В принципах Франклина речь везде идет о том, чтобы ввести здравый смысл, размышление, расчет, всеобщую справедливость и взаимный порядок в самые незначительные и самые важные дела людей, изгнать дух нетерпимости, жестокости, косности... Его изложение так легко и естественно, его остроты и шутки так приятны и тонки, его характер так непосредствен и приветлив, что мне хотелось бы назвать его благороднейшим народным писателем нашего века» (И. Г. Гердер. Письма для поощрения гуманности (1793—1797). Его автобиография, доведенная до 1757, появилась в немецком переводе в 1882 (4-е изд.; новое изд. 1947, 1964; немецкая обработка его произведений сделана Бинцлером (4 т., 1829). Собр. соч.: The Papers, 25 vol., 1959 ff. (На рус. яз.: Избр. произв., 1956; Опыты и наблюдения над электричеством, 1956.) — P. L. Ford. F. Bibliography, 1889, Boston, 1972 (Neuausgabe).
B. Cohen. F. and Newton. Cambridge (Mass.), 1966; E. Wright. F. of Philadelphia. Cambridge (Mass.), 1986; J. A. Lemay. The Canon of B. F., London; Toronto, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФРАНКЛИН Бенджамин
17.1.1706, Бостон -17.4.1790, Филадельфия), амер. мыслитель, представитель амер. Просвещения, ученый, экономист, публицист и политич. деятель. Один из авторов Декларации независимости (1776) и составителей Конституции США 1787.
По политич. взглядам Ф.- бурж. демократ, выступавший за совершенствование существующего строя с помощью реформ. В своих памфлетах Ф. решительно осуждал рабовладение и работорговлю, выступая в защиту прав негров и индейцев. Филос. взгляды Ф. сложились под влиянием Локка, Шефтсбери, У. Коллинза, Пристли. Признавая движение имманентным свойством материи и объективную закономерность в природе, Ф. вместе с тем не был последоват. материалистом. Его просветит. идеи основывались на деизме. Еще в юности Ф. выступил с брошюрой, отвергающей не только догму предопределения, но и бессмертие души (к-рое он впоследствии признавал). В дальнейшем Ф. обрушивался на суеверия и религ. ханжество, требуя веротерпимости и свободы совести. Церк. догме Ф. противопоставлял «естеств. религию», сводящую функцию бога к сотворению мира. В памфлете «О переработке Библии» («Proposed new version of the Bible», 1779) он подверг остроумной критике библейские мифы.
Деистич. характер носили и этич. воззрения Ф. Осн. требования «естеств. религии» - добродетель и справедливость. Вместе с тем, согласно Ф., нравственность освобождается от религ. санкций, приобретая естеств., утилитарный характер.

Источник: Советский философский словарь

ФРАНКЛИН Бенджамин
(1706—1790) — амер. физик, философ-моралист, полит. и обществ. деятель. Род. в Бостоне. Образование получил самостоятельно. В 1727 г. основал в Филадельфии собств. типографию и издавал «Пенсильванскую газету» (1729—48). В 1731 г. основал первую в США публичную библиотеку, в 1743 г. — Амер. филос. об-во, в 1751 г. — Пенсильванский ун-т. В 1737—53 гг. Ф. — гл. почтмейстер Пенсильвании, в 1753—74 гг. — всех североамер. колоний. Сыграл важную роль в борьбе колоний за независимость, один из участников создания «Декларации независимости» и выработки Конституции США, выступал против угнетения негров. Осн. науч. интересы и работы относятся к электричеству: объяснил действие лейденской банки (конденсатора), построил первый плоский конденсатор, изобрел молниеотвод (1750), доказал электрическую природу молнии (1759) и тождественность земного и атмосферного электричества. В 1750 г. разработал «унитарную теорию» электричества, согл. к-рой оно представляет особую тонкую жидкость. В каждом незаряженном теле содержится ее опред. колво. Если в теле имеется ее избыток, то тело заряжено положительно, при недостатке — отрицательно. Так впервые было введено понятие положительного и отрицательного электричества (заряда). Электрическая материя образует вокруг тела электрическую атмосферу (идея поля). При электризации электрическая жидкость не создается, а перераспределяется между телами. И если одно тело заряжается положительно, то другое — отрицательно. Как видно, здесь содержится идея сохранения электрического заряда. О своих исследованиях по электричеству ученый сообщал в письмах в Лондонское королевское об-во. Письма получили в Европе широкую известность, а открытия и идеи ученого проверялись экспериментально. Явл. автором ряда техн. изобретений, в частн., применения электрической искры для взрыва пороха. Чл. Лондонского королевского об-ва (1756) и Петерб. АН (1789). По своим филос. воззрениям явл. ярким представителем Просвещения, одним из выразителей прагматизма здравого смысла (англ. common sense). Свое соц.-этич. и экон. учение изложил в кн. «Рассуждение о свободе и необходимости, наслаждении и страдании» (1725), «Путь к изобилию» (1758) и др. Развивал идеи умеренного деизма, признавая несотворимость и неуничтожимость материи, действие универсальных объективных законов природы. Выдвинул положение о естеств. развитии материально-природных систем, и в частн. Земли как планеты. Соч.: Рассуждение о свободе и необходимости и другие сочинения // Американские просветители. Избр. соч.: В 2 т. М., 1968. Т. 1. Лит.: Дягилев Ф.М. Становление науки и ее методологии. Нижневартовск, 2002. Ф.М.Дягилев__

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ФРАНКЛИН Бенджамин
17 января 1706, Бостон — 17 апреля 1790, Филадельфия) — американский просветитель, ученый, экономист, политический деятель. Сын бостонского ремесленника, ученик в типографии, проучился два года в школе, всю жизнь занимался самообразованием, достиг серьезных успехов в естествознании, философии, экономике, литературе. Член ряда академий, в г ч. Российской АН. Принимал участие в работе над Декларацией независимости (1776) и Конституцией США (1787). В сфере экономических идей придерживался позиции физиократов, сформулировал свой вариант теории трудовой стоимости. Был сторонником республиканского правления, правового государства, основанного на равноправии каждого гражданина, стремлении личности к счастью и удовольствию, неприкосновенности частной собственности. Франклин выпускал газету, календари, журнал «Альманах», писал памфлеты, разоблачающие рабовладение и работорговлю, суеверие и религиозное ханжество, критикующие библейские мифы. Основатель Филадельфийского колледжа. Американского философского общества, публичной библиотеки.
Его философские взгляды формировались под влиянием английских и французских просветителей. Подобно европейским просветителям, Франклин стоял на позициях деизма, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в дальнейшем какого-либо участия, природа развивается по своим законам; признается естественная религия, или религия разума, общая для всех людей, отрицается религия откровения. Признание независимости законов природы лежит в основе научных поисков Франклина, в частности в создании теории электричества. Опытным путем он доказал, что свет и звук молнии и электрического разряда подобны друг другу и одновременны; они способны воспламенять предметы и убивать живые существа, вызывают механические нарушения, распространяются по одним и тем же проводникам, снимают намагниченность и меняют полюса магнита, способны расплавить металлы. Опыты, доказывающие электрическую природу гроз, навели Франклина на мысль об устройстве громоотвода (1750). На основе опытов Франклин предложил феноменологическую по характеру теорию в ньютонианском духе, по которой в природе существует особая «электрическая субстанция», частицы которой взаимно отталкиваются и способны с легкостью проникать в обычную материю, притягиваясь к ней; они растекаются по поверхности и создают «электрическую атмосферу». Эта теория в принципе допускала существование электрического тока и молчаливо предполагала закон сохранения количества электрической субстанции. Наиболее известное и крупное литературное произведение — «Автобиография», вышедшая полностью посмертно (1791) как первый американский реалистический роман, в котором сам Франклин предстал типичным выразителем национального духа.
Соч.: The Writings. N. Y, 1987; В. Franklin.: His Life as He Wrote it. Cambr., 1990; Опыты и наблюдения над электричеством. М., 1956; Избр. произв. М., 1956; Американские просветители, т. 1. М., 1968. Лит.: Радовский М. И. Вениамин Франклин (1706—1790). М.—Л., 1965; KeyesN. В. Franklin. An Afiectionale Portrait. Kingswood (Surrey), 1956.
Л. А. Микешина

Источник: Новая философская энциклопедия

ФРАНКЛИН БЕНДЖАМИН

(17 янв. 1706 – 17 апр. 1790) – амер. ученый, экономист, публицист и деятель нац.-освободит. движения. Родился в Бостоне в семье ремесленника-мыловара, состоявшей из 17 детей. Работал печатником в Бостоне, Филадельфии, Лондоне. Лишь два года проучившись в начальной школе, Ф. путем самообразования приобрел впоследствии серьезные науч. познания, получил известность своими работами по теории электричества (к-рое рассматривал как один из видов материи), открытием электрич. природы молнии и изобретением в 1752 громоотвода (вызвавшим бешеные нападки церковников). Был избран членом неск. академий, в т.ч. Росс. акад. наук. Один из основателей "Америк. филос. общества" (1743) и Пенсильванского ун-та. В 1775 депутат Континентального конгресса, один из авторов Декларации независимости (1776), первый посол США во Франции (1776–85), член Конституционного конвента, один из составителей Конституции 1787. Как экономист выступал против господствовавшей меркантилистской теории, отстаивая экономич. воззрения физиократов; сформулировал в 1729, за полвека до А. Смита, трудовую теорию стоимости, что было отмечено Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 42). Маркс обратил также внимание на определение Ф. человека как животного, делающего орудия (см. тамже, т. 23, с. 191). По своим политич. взглядам Ф. – бурж. демократ; он решительно осуждал рабовладение и работорговлю, выступал в защиту прав негров и индейцев. Филос. взгляды Ф. сложились под влиянием Локка, Шефтсбери, Коллинза, Пристли, а также франц. просветителей. Признавая движение имманентным свойством материи, объективную закономерность в природе, противопоставляя церк. догме "естественную религию", где роль бога сводится к сотворению мира, Ф. примыкал к деизму; выступал против кальвинизма, отвергая догму предопределения и бессмертие души ("Рассуждение о свободе и необходимости, наслаждении и страдании" – "A dissertation on liberty and necessity, pleasure and pain", L., 1725), к-рое впоследствии признал. Ф. критиковал суеверия и религ. ханжество, требуя веротерпимости и свободы совести. Деистич. характер имели также этич. воззрения Ф.: нравственность имеет естеств., утилитарный характер, она должна быть освобождена от религ. санкций. Ф. проповедовал строгую (хотя и лишенную пуританского ханжества) практич. нравственность, выделяя следующие тринадцать осн. моральных требований к поведению человека: умеренность, молчаливость, порядок, благонамеренность, простота, прилежание, искренность, справедливость, воздержанность, чистоплотность, спокойствие, непорочность, скромность. Соч.: The works, v. 1–12, N. Y.–L., 1904; The writings, v. 1–10, N. Y., 1905–07; The papers, v. 1–11, New Haven, 1959–67; рус. пер. – Избр. произв., M., 1956; Опыты и наблюдения над электричеством, М., 1956; в кн.: Амер. просветители, т. 1, М., 1968. Лит.: Владимиров В. Н., Франклин, [М.], 1934; История философии, т. 2, М., 1941 (по имен. указат.); ?аркадзе В. Д., В. Франклин, Тб., 1956 (на груз. яз.); ?адовский М. И., В. Франклин и его связи с Россией, М.–Л., 1958; его же, В. Франклин, М.–Л., 1965; Гольдберг ?. ?., Свободомыслие и атеизм в США (XVIII – XIX вв.), М.–Л., 1965; ?аrtоn J., Life and times of B. Franklin, v. 1–2, N. Y., 1864; Ford P. L., Franklin bibliography, N. Y., 1889; Morse J. Т., В. Franklin, Boston, 1889; Dudley E. L., B. Franklin, [N.Y.], 1915; Whipple ?., The story of young B. Franklin, Phil., 1916; Bruce W. C., B. Franklin, 2 ed., v. 1–2, N. Y.–L., 1923; Russell Ph., B. Franklin, N. Y., 1926; Seipp ?., B. Franklins Religion und Ethik, Darmstadt, 1932; Van Doren С. С., В. Franklin, 3 ed., N. Y., 1938; Becker C. L., В. Franklin, Itaca (? ?.), 1946; Crane V. W., В. Franklin and a rising people, Boston, 1954; Кeyes N. В., В. Franklin, Kingswood–L., [1956]; Aldridge ?. ?., Franklin and his French contemporaries, N. Y., 1957; его же, В. Franklin, philosopher and man, Phil.–? ?., [1965]; Ahrweiler I., Franklin, [P., 1965]. Б. Быковский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
3.96 мб

Памяти Бенджамина Франклина (1706 1790)

Самохин В. П., Тихомирова Е. А.
Бенджамин Франклин вошёл в историю мировой культуры не только как один из основателей учения об электричестве, но и как крупнейший прогрессивный государственный и общественный деятель, принимавший живейшее участие в борьбе за осво
Читать PDF
6.95 мб

Тангрианский анализ мировоззрения Бенджамина Франклина

Григорий В. Томский
Данная работа посвящена анализу степени близости «естественной религии» Бенджамина Франклина с кредо и моральными заповедями современного тангризма (тенгризма).
Читать PDF
290.05 кб

Бенджамин Франклин в оценках его современников из России

Худякова Татьяна Андреевна
Данная статья посвящена личности одного из выдающихся американских деятелей Бенджамина Франклина и его контактам с российским обществом.
Читать PDF
321.39 кб

Бенджамин франклин Бейч (1769-1798): «Громоотвод» американской прессы

Филимонова М.А.
Статья представляет собой биографический очерк американского журналиста-джефферсоновца Бенджамина Франклина Бейча редактора «Aurora», одной из самых ярких газет в США 1790_х гг.
Читать PDF
6.26 мб

Уроки книжной демократии от Бенджамина Франклина (к 310-летию со дня рождения)

Рубанова Татьяна Давыдовна
Посвящается 310-летию со дня рождения выдающегося деятеля эпохи Просвещения Б. Франклина. В предлагаемом материале автором дана краткая характеристика разносторонней научной и политической деятельности Франклина.
Читать PDF
103.60 кб

Утилитаризм и аскеза в этических воззрениях Бенджамина Франклина и Сэмюеля Смайлса

Царегородцев А. В.
The article is devoted to a comparative analysis on ethical attitudes of two bourgeois thinkers, Benjamin Franklin and Samuel Smiles, and also to Protestant influence on bourgeois ethos (basic values, models of behaviour, notion o
Читать PDF
398.84 кб

98. 03. 035. Дженнингс Ф. Бенджамин франклин, политик. Gennings F. Benjamin Franklin, politician - N

Валюженич А. В.
Читать PDF
101.47 кб

2001. 04. 029. Уолтерс К. Бенджамин Франклин и его боги. Walters K. Benjamin Franklin and his gods.

Валюженич А. В.