ФРАНКЛИН БЕНДЖАМИН
Источник: Атеистический словарь
1706 - 1790) - американский ученый и общественный деятель, сыгравший крупную роль в борьбе американских колоний за независимость (см. прим. 178). В годы, предшествовавшие войне за независимость, он был представителем колоний в Англии. В 1776 г. (год провозглашения независимости Соединенных Штатов Америки) он отправился во Францию, чтобы добиться ее помощи против Англии и оставался там до заключения мира с Англией в 1783 г.
Как ученый, Франклин известен своими опытами с электричеством, приведшими к изобретению громоотвода. /Т. 20/
Источник: Философский энциклопедический словарь
B. Cohen. F. and Newton. Cambridge (Mass.), 1966; E. Wright. F. of Philadelphia. Cambridge (Mass.), 1986; J. A. Lemay. The Canon of B. F., London; Toronto, 1986.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Источник: Философский энциклопедический словарь
По политич. взглядам Ф.- бурж. демократ, выступавший за совершенствование существующего строя с помощью реформ. В своих памфлетах Ф. решительно осуждал рабовладение и работорговлю, выступая в защиту прав негров и индейцев. Филос. взгляды Ф. сложились под влиянием Локка, Шефтсбери, У. Коллинза, Пристли. Признавая движение имманентным свойством материи и объективную закономерность в природе, Ф. вместе с тем не был последоват. материалистом. Его просветит. идеи основывались на деизме. Еще в юности Ф. выступил с брошюрой, отвергающей не только догму предопределения, но и бессмертие души (к-рое он впоследствии признавал). В дальнейшем Ф. обрушивался на суеверия и религ. ханжество, требуя веротерпимости и свободы совести. Церк. догме Ф. противопоставлял «естеств. религию», сводящую функцию бога к сотворению мира. В памфлете «О переработке Библии» («Proposed new version of the Bible», 1779) он подверг остроумной критике библейские мифы.
Деистич. характер носили и этич. воззрения Ф. Осн. требования «естеств. религии» - добродетель и справедливость. Вместе с тем, согласно Ф., нравственность освобождается от религ. санкций, приобретая естеств., утилитарный характер.
Источник: Советский философский словарь
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Его философские взгляды формировались под влиянием английских и французских просветителей. Подобно европейским просветителям, Франклин стоял на позициях деизма, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в дальнейшем какого-либо участия, природа развивается по своим законам; признается естественная религия, или религия разума, общая для всех людей, отрицается религия откровения. Признание независимости законов природы лежит в основе научных поисков Франклина, в частности в создании теории электричества. Опытным путем он доказал, что свет и звук молнии и электрического разряда подобны друг другу и одновременны; они способны воспламенять предметы и убивать живые существа, вызывают механические нарушения, распространяются по одним и тем же проводникам, снимают намагниченность и меняют полюса магнита, способны расплавить металлы. Опыты, доказывающие электрическую природу гроз, навели Франклина на мысль об устройстве громоотвода (1750). На основе опытов Франклин предложил феноменологическую по характеру теорию в ньютонианском духе, по которой в природе существует особая «электрическая субстанция», частицы которой взаимно отталкиваются и способны с легкостью проникать в обычную материю, притягиваясь к ней; они растекаются по поверхности и создают «электрическую атмосферу». Эта теория в принципе допускала существование электрического тока и молчаливо предполагала закон сохранения количества электрической субстанции. Наиболее известное и крупное литературное произведение — «Автобиография», вышедшая полностью посмертно (1791) как первый американский реалистический роман, в котором сам Франклин предстал типичным выразителем национального духа.
Соч.: The Writings. N. Y, 1987; В. Franklin.: His Life as He Wrote it. Cambr., 1990; Опыты и наблюдения над электричеством. М., 1956; Избр. произв. М., 1956; Американские просветители, т. 1. М., 1968. Лит.: Радовский М. И. Вениамин Франклин (1706—1790). М.—Л., 1965; KeyesN. В. Franklin. An Afiectionale Portrait. Kingswood (Surrey), 1956.
Л. А. Микешина
Источник: Новая философская энциклопедия
(17 янв. 1706 – 17 апр. 1790) – амер. ученый, экономист, публицист и деятель нац.-освободит. движения. Родился в Бостоне в семье ремесленника-мыловара, состоявшей из 17 детей. Работал печатником в Бостоне, Филадельфии, Лондоне. Лишь два года проучившись в начальной школе, Ф. путем самообразования приобрел впоследствии серьезные науч. познания, получил известность своими работами по теории электричества (к-рое рассматривал как один из видов материи), открытием электрич. природы молнии и изобретением в 1752 громоотвода (вызвавшим бешеные нападки церковников). Был избран членом неск. академий, в т.ч. Росс. акад. наук. Один из основателей "Америк. филос. общества" (1743) и Пенсильванского ун-та. В 1775 депутат Континентального конгресса, один из авторов Декларации независимости (1776), первый посол США во Франции (1776–85), член Конституционного конвента, один из составителей Конституции 1787. Как экономист выступал против господствовавшей меркантилистской теории, отстаивая экономич. воззрения физиократов; сформулировал в 1729, за полвека до А. Смита, трудовую теорию стоимости, что было отмечено Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 13, с. 42). Маркс обратил также внимание на определение Ф. человека как животного, делающего орудия (см. тамже, т. 23, с. 191). По своим политич. взглядам Ф. – бурж. демократ; он решительно осуждал рабовладение и работорговлю, выступал в защиту прав негров и индейцев. Филос. взгляды Ф. сложились под влиянием Локка, Шефтсбери, Коллинза, Пристли, а также франц. просветителей. Признавая движение имманентным свойством материи, объективную закономерность в природе, противопоставляя церк. догме "естественную религию", где роль бога сводится к сотворению мира, Ф. примыкал к деизму; выступал против кальвинизма, отвергая догму предопределения и бессмертие души ("Рассуждение о свободе и необходимости, наслаждении и страдании" – "A dissertation on liberty and necessity, pleasure and pain", L., 1725), к-рое впоследствии признал. Ф. критиковал суеверия и религ. ханжество, требуя веротерпимости и свободы совести. Деистич. характер имели также этич. воззрения Ф.: нравственность имеет естеств., утилитарный характер, она должна быть освобождена от религ. санкций. Ф. проповедовал строгую (хотя и лишенную пуританского ханжества) практич. нравственность, выделяя следующие тринадцать осн. моральных требований к поведению человека: умеренность, молчаливость, порядок, благонамеренность, простота, прилежание, искренность, справедливость, воздержанность, чистоплотность, спокойствие, непорочность, скромность. Соч.: The works, v. 1–12, N. Y.–L., 1904; The writings, v. 1–10, N. Y., 1905–07; The papers, v. 1–11, New Haven, 1959–67; рус. пер. – Избр. произв., M., 1956; Опыты и наблюдения над электричеством, М., 1956; в кн.: Амер. просветители, т. 1, М., 1968. Лит.: Владимиров В. Н., Франклин, [М.], 1934; История философии, т. 2, М., 1941 (по имен. указат.); ?аркадзе В. Д., В. Франклин, Тб., 1956 (на груз. яз.); ?адовский М. И., В. Франклин и его связи с Россией, М.–Л., 1958; его же, В. Франклин, М.–Л., 1965; Гольдберг ?. ?., Свободомыслие и атеизм в США (XVIII – XIX вв.), М.–Л., 1965; ?аrtоn J., Life and times of B. Franklin, v. 1–2, N. Y., 1864; Ford P. L., Franklin bibliography, N. Y., 1889; Morse J. Т., В. Franklin, Boston, 1889; Dudley E. L., B. Franklin, [N.Y.], 1915; Whipple ?., The story of young B. Franklin, Phil., 1916; Bruce W. C., B. Franklin, 2 ed., v. 1–2, N. Y.–L., 1923; Russell Ph., B. Franklin, N. Y., 1926; Seipp ?., B. Franklins Religion und Ethik, Darmstadt, 1932; Van Doren С. С., В. Franklin, 3 ed., N. Y., 1938; Becker C. L., В. Franklin, Itaca (? ?.), 1946; Crane V. W., В. Franklin and a rising people, Boston, 1954; Кeyes N. В., В. Franklin, Kingswood–L., [1956]; Aldridge ?. ?., Franklin and his French contemporaries, N. Y., 1957; его же, В. Franklin, philosopher and man, Phil.–? ?., [1965]; Ahrweiler I., Franklin, [P., 1965]. Б. Быковский. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.