(Francke, August Hermann, 16631727). Один из главных деятелей пиетизма. Учился в Эрфурте, Киле и Лейпциге, преподавал в Лейпциге (168587 и 168990). Учение Франке имело и своих последователей, и противников. Под влиянием Ф.Я.Шпенера в 1692 г. Франке стал профессором в недавно основанном университете Галле, где и преподавал до конца жизни. Галле стал центром пиетизма учившиеся у Франке студенты распространяли его идеи по всей Германии, принесли их в Скандинавию и Вост. Европу. Помимо преподавания, Франке служил пастором в соседней конгрегации. В 1695 г. он основал приют для сирот первую из образовательных и благотворительных организаций, существовавших исключительно на пожертвования. Он активно поддерживал зарубежную миссию в Индии. Наследие Франке включает в себя труды по экзегетике, религиозной практике, полемические работы, обширную переписку и несколько религиозных гимнов.
Франке воспитывался в лютеранском духе, но, увлекшись идеями пиетизма, отошел от ортодоксального лютеранства. Суть пиетизма в подчеркивании религиозного опыта как гарантии спасения. Подобно многим пиетистам, Франке пережил внезапное религиозное обращение и стал рассматривать свой личный опыт как обязательный для всех христиан. Он придавал особое значение стыду и ужасу перед содеянным грехом, а также чувству, подсказывающему, что ты прощен Богом. Подобный опыт, по Франке, должен определять жизнь человека и проявляться в добрых делах. Он полагал, что опыт религиозного обращения особенно важен для христианского лидера.
Ортодоксальные лютеране отрицали особую роль религиозного опыта и чувств как гарантии спасения. Гарантию эту они усматривали в орудиях благодати (Евангелии, прощении грехов, крещении, Вечере Господней). С лютеранской точки зрения Франке подменял Евангелие законом; он искал гарантию спасения в человеке, а не в Слове Божьем. К-ром е того, делая особый упор на религиозный опыт, а не на Слово, Франке пренебрегал требованиями чистоты учения и тем самым игнорировал доктринальные расхождения между лютеранами и реформатами. В целом же пиетизм выходил за конфессиональные границы.
J.M. DRICKAMER(nep. Ю.Т.) Библиография: С. Bergendorff, The Church of the Lutheran Reformation: The Concordia Cyclopedia; F. E. Stoeffler, The Rise of Evangelical Pietism.
См. также: Пиетизм; Шпенер, Филипп Якоб; Теология опыта.