ФРАНК Себастьян

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФРАНК (Franck) Себастьян
род. 1499, Донауверт - ум. 1542, Базель) - швейц. философ истории и культуры. Получив образование в школе доминиканского ордена в Гейдельберге, был сперва католич., затем евангелич. духовником; с 1528 странствовал по заданию духовного ордена, преследовался (ортодоксальными) лютеранами. Франк учил, что Бог является вседеятельным благом и любовью. Бог обнаруживается в свободной воле человека. Библия - это лишь "вечная аллегория" или "выражение" высшей, недостижимой истины; история, которую он характеризует также как "карнавальную комедию Бога", является, напротив, подлинной Библией ("Библией истории"), божественным откровением без слов. Осн. произв.: "Chronica. Zeitbuch und Geschichtsbibel", 1531; "Cosmografia. Weltbuch", 1534; "280 Paradoxa aus der Heiligen Schrift", 1534; "Germaniae Chronicon", 1538; "Sprichwцrter", 2 Bde., 1541.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФРАНК Себастьян
философ истории и культуры; р. 20.1. 1499 (Донаувёрт) — ум. 1542 (Базель); получив образование в доминиканском монастыре в Гейдельберге, был сперва католическим, затем евангелическим духовником; с 1528 странствовал по заданию духовного ордена, преследовался (ортодоксальными) лютеранами (особенно благодаря усилиям Меланхтона). Франк учил, что Бог есть вседеятельное благо и любовь. Бог обнаруживается в свободной воле человека. Библия — это лишь «вечная аллегория», или «выражение» высшей, недостижимой истины; история, которую он характеризует также как «карнавальную комедию Бога», является, напротив, подлинной библией («библией истории»), местом божественного бессловесного откровения. Франк философствовал также относительно истории немецкого народа, его общностной жизни и народной мудрости, которая находит свое выражение в изречениях и поговорках. Осн. соч.: Chronica. Zeitbuch und Geschichtsbibel, 1531; Cosmographia. Weltbuch, 1534; 280 Paradoxa aus der Heiligen Schrift, 1534, Neudr. 1912; Germaniae Chronicon, 1538; Sprichwörter, 2 Bde., 1541. — Библиография: К. Kaczerowsky, S. F. Bibi., 1976.
A. Reimann. S. F. als Geschichtsphilosoph, 1921; W. E. Peuckert. S. F., 1943; H. Weigelt. S. F. und die Lutherische Reformation, 1972; C. Dejung. Wahrheit u. Häresie. Eine Unters, zur Geschichtsphilos. bei S. F., 1980.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФРАНК Себастьян
Franck), (1499–1542) – нем. историк, философ, деятель левого крыла Реформации. Столкновения с лютеранским духовенством привели Ф. к отказу от сана проповедника и способствовали сближению его с анабаптизмом. С 1528 Ф. странствовал по Германии, подвергаясь гонениям духовенства и властей. Филос. воззрения Ф. отмечены влиянием двух различных тенденций: апофатич. и пантеистич. мистики, противополагавшей себя офиц. церк. догматике, и рационализма Ренессанса. Основу его онтология, представлений составляет концепция абсолютного, полностью следующая апофатич. традиции Экхарта – Таулера: абсолютное, или дух, есть "...все во всем, и, одновременно – ни одна из вещей ...невидимое, необъятное, вечное самодовлеющее Благо, сущность всех сущностей" ("Paradoxa", В., 1966, S. 19). Подобная концепция, содержащая в себе существенные элементы пантеизма, на основании к-рых К. Маркс квалифицировал Ф. как "...настоящего мистического пантеиста" (см. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 7, 1940, с. 179), – характерный образец мистики божеств. ничто. Более самостоят. характер имеет учение Ф. об отношении бога и человека. Отношение это трактуется Ф. спиритуалистически и притом как сугубо имманентное: бог есть дух, к-рый раскрывается в человеке и действует в нем как "искорка" (F?nklein – традиц. термин нем. мистики) его божеств. сущности или же "внутреннее слово". Это отношение бога и человека не может регламентироваться никакими предустановленными формами. Отсюда вытекает негативное отношение Ф. к культовой стороне религии, к догматам и любым санкционированным выражениям религиозного. Истинной церковью, согласно Ф., является церковь невидимая, объединяемая лишь силою внутреннего слова, единств, выражением к-рого Ф. считает нравственное действие. В том, что этика занимает центр. положение в структуре религ. учения, в антидогматич. характере этой этики и этой структуры перекрещиваются как мистич., так и рационалистич. тенденции Ф. В ряде др. моментов его учения и деятельности преобладает рационалистич. тенденция: в аллегорич. и историч. интерпретации Ф. ветхозаветного откровения, в его взглядах на роль и методологию науки, наконец, в его обширной просветит. деятельности. Ф. – автор "Космографии", первой книги по географии на нем. яз., и ряда книг по истории. Лит.: Левен В. Г., Историч. взгляды С. Ф., в сб.: Ср. века, вып. 6, М., 1955; его же, Филос. воззрения С. Ф., "ВФ", 1958, No 10; Heglеr ?., Geist und Schrift bei S. Franck, Freiburg, 1892; Reimann ?., S. Franck als Geschichtsphilosoph, В., 1921; Stadelmann R., Vom Geist des ausgehenden Mittelalters, Halle, 1929; Kommoss R., S. Franck und Erasmus von Rotterdam, В., 1934. С. Хоружий. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФРАНК Себастьян
1499, Донауверст, Германия — 1542, Базель, Швейцария) — идеолог левого кръта Реформации, теолог, философ, историк, гуманист. После окончания университета в Инголштадте и Доминиканского Вифлеемского колледжа в Гейдельберге совершал католические богослужения в Аугсбурге. Ок. 1526 порвал с католицизмом и стал лютеранским пастором. Однако растущие столкновения с протестантским духовенством привели к отказу Франка от сана проповедника. С 1528 начались его странствия по городам Германии и Швейцарии в качестве независимого богослова и историка религии. Франк был одним из наиболее талантливых и известных представителей «народной реформации».
Мировоззрение Франка можно охарактеризовать как прежде всего пантеистическое, представлявшее собой синтез элементов лютеранства, средневекового мистицизма, неоплатонизма, идей Возрождения, гуманизма, и рационализма с вкраплениями высказываний отцов церкви и нехристианских философов. Как религиозный философ он выступал за замену внешнего авторитета внутренним «просвещением» под воздействием Св. Духа. Эта установка конкретизировалась в его главной идее о конфликте, присущем как каждому человеку, так и истории в целом, между Внутренним Словом (Логос, Бог Сын, вечный, невидимый Христос), которое является конечной реальностью, и внешним словом (закон, плоть, эгоизм), представляющим собой лишь видимость. Эта установка, проходящая через все его многочисленные труды по теологии, истории, географии, космографии, объясняет, почему он был известен также как «Франк Слова».
Библия, по Франку, — лишь полное аллегорий и противоречий свидетельство о вечной истине, понять которую могут только те, в ком живет Внутреннее Слово: «Если мы не прислушаемся к слову Бога внутри нас, мы не сможем иметь дела с Писанием, поскольку все можно украсить и обосновать текстом». А поэтому никакие церкви и секты со своими «внешними» догмами, ритуалами, таинствами не являются истинными церквами. Церковь Христа — это «духовная церковь», для которой необходимо внутреннее озарение, это невидимая церковь Духа. Такой конфликт носит универсальный характер. Вся человеческая история является взаимодействием Бога и мира, борьбой между духом и силами, которые оказывают ему сопротивление. В ней происходят закономерное развитие, «экстернализация» (овеществление) духовного начала, взлет и падение царств и народов, совершающиеся по воле Бога, который карает за отступления от Внутреннего Слова.
Для принадлежности к истинной церкви, настаивал Франк, требуется лишь внутреннее «просвещение» Св. Духом, а поэтому в нее могут входить даже не-христиане — если они приняли Внутренне Слово. Франк был решительным защитником религиозной терпимости не только в отношении различных христианских объединений, но и иудеев, мусульман, язычников и даже еретиков, поскольку, настаивал он, все люди созданы Богом, происходят от Адама и Св. Дух доступен им в равной мере. Он был одним из первых последовательных пацифистов. В «Военной книге мира» (Das Kriegbuchlein des Friedens, 1539) он стремится доказать, что война не только противоречит учению Христа, но и является «дьявольским, бесчеловечным делом, отвратительной чумой... открытой дверью для всех пороков и грехов, разрушением земли и души, тела и чести».
Протестантские ортодоксы (прежде всего М. Лютер, Ф. Меланхтон, М. Буцер) постоянно демонстрировали свое враждебное отношение к Франку. Лютер, напр., называл его «клеветническим ртом, наиболее угодным дьяволу», а конвенция протестантских теологов в Шмалькалдене (1540) приняла специальную резолюцию, осуждающую взгляды Франка и К. Швенкфельда 1489—1561). Хотя официальная протестантская историография всячески стремилась замолчать труды Франка, они оказали большое влияние на последующее реформационное движение (прежде всего на формирование «мирных анабаптистов», менонитов, баптистов, методистов, арминиан, квакеров) и развитие протестантской теологии, на немецкую культуру в целом — его «идеи сотней потоков вливаются в современность» (В. Дильтей).
Л. Н. Митрохин

Источник: Новая философская энциклопедия