философ; p. 20.3.1884 (Вена) — ум. 21.6.1966 (США); с 1938 жил в США. Представитель неопозитивизма; испытал сильное влияние Маха; пытался использовать лишь такие понятия, которые не теряют своей пригодности вне физики; работал над теорией механизма и витализма. Осн. соч.: Das Kausalgesetz und seine Grenzen, 1932; Das Ende der mechanischen Physik, 1935;
Between Physics and Philosophy, 1941; Einstein, sein Leben und seine Zeit, 1949; Modem Science and its Philosophy, 1949.
ФРАНК Филипп
ФРАНК Филипп
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ФРАНК Филипп (1884—1966)
физик, философ, специализировался в области математической физики. Принимая активное участие в работе венского кружка, вместе со Шликом создал серию книг “Очерки научного мировоззрения”, сыгравших большую роль в формировании совр. позитивизма. Для него, как и для нек-рых др. представителей неопозитивизма, характерно эклектическое сочетание эмпиризма с априоризмом и с признанием интеллигибельного, сверхчувственного аспекта нек-рых категорий (пространство, время и др.). Соч.— “Философия науки. Связь между наукой и философией” (1957).
Источник: Философский энциклопедический словарь
ФРАНК (Frank) Филипп
род. 20 марта 1884, Вена - ум. 1966) - австр.-амер. философ и физик, представитель неопозитивизма; с 1938 жил в США. Философские взгляды Франка сложились под сильным влиянием Маха, вследствие чего он пытался использовать лишь такие понятия, которые не теряют своей пригодности вне физики. Разрабатывал теории механистицизма и витализма. Писал труды по теории относительности и логике науки. Осн. произв.: "Das Kausalgesetz und seine Grenzen", 1932; "Das Ende der mechanischen Physik", 1935; "Between physics and philosophy", 1941; "Einstein, sein Leben und seine Zeit", 1949; "Modern science and its philosophy", 1949.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Франк Филипп
(р. 1884) — физик, философ, специализируется в области математической физики. Начал деятельность в Вене, затем сменил Эйнштейна на кафедре теоретической физики в Праге. В 1938 эмигрировал в США. По своим философским взглядам Ф. — неопозитивист. Он принимал активное участие в работе Венского кружка, вместе со Шлыком создал серию книг «Очерки научного мировоззрения», сыгравших большую роль в формировании совр. позитивизма. Ф. активно выступает против философии диалектического материализма. Для него, как и некоторых др. представителей неопозитивизма, характерно эклектическое сочетание эмпиризма с априоризмом и с признанием интеллигибельного, сверхчувственного аспекта некоторых категорий (пространство, время и др.).
Источник: Философский словарь. 1963
ФРАНК (Frank) Филипп
1884-1966) - австр. философ и физик, представитель неопозитивизма. С 1912 преподавал теоретическую физику в Пражском ун-те. В 20-30-е годы участвовал в деятельности Венского кружка, в 1938 эмигрировал в США (Гарвардский ун-т). Взгляды Ф. сложились под влиянием идей Маха, Дюэма, Пуанкаре. Он занимался философским анализом исходных понятий физики (главным образом теории относительности), логическим анализом структуры физического знания, критикой витализма в биологии на основе принципа верификации, доказывающем, с его точки зрения, бессмысленность метафизических понятий в науке. В 30-е годы Ф. отходит от жестких неопозитивистских канонов и признает определенную позитивную роль метафизики как в науке, так и в человеческой культуре вообще. Философия, по Ф., всегда стремилась связать абстрактные положения науки со здравым смыслом, вырабатывая тем самым единый и доступный рациональному пониманию взгляд на мир, из которого вытекают определенные принципы человеческого поведения и деятельности. В этом контексте одну из центральных задач философии науки Ф. видел в гуманизации науки и преодолении разрыва между ее гуманитарными и естественнонаучными областями.
Философия науки. Связь между наукой и философией. М., 1960; Interpretations and Misinterpretations of modern Physics. P., 1938; Between Physics and Philosophy. Cambridge, 1941; Modern Science and its Philosophy. Cambridge, 1957.
Философия науки. Связь между наукой и философией. М., 1960; Interpretations and Misinterpretations of modern Physics. P., 1938; Between Physics and Philosophy. Cambridge, 1941; Modern Science and its Philosophy. Cambridge, 1957.
Источник: Современная западная философия: словарь
ФРАНК Филипп
Frank), (20 марта 1884 – 21 июля 1966) – философ и физик, представитель неопозитивизма. Родился и получил образование в Вене, с 1912 – преподаватель теоретич. физики Пражского ун-та, в 1938 эмигрировал в США (Гарвардский ун-т). Взгляды Ф. сложились под влиянием идей Маха, а также конвенционализма Пуанкаре и Дюгема. Разделяя антиметафизич. (антифи- лософскую) позитивистскую направленность махизма, Ф. в то же время отвергал его крайний эмпиризм, недооценку роли творч. концептуальной активности в науке. Примыкая в 20–30-е гг. к Венскому кружку и к движению логического позитивизма, Ф. занимается гл. обр. анализом исходных понятий физики и исследованием отношения ее конкретно науч. содержания к ее филос. истолкованиям: он противопоставляет одно другому в соответствии с принципом верификации (см. Верифицируемости принцип). Однако уже в 30-е годы Ф., отрицая за метафизикой познават. значение, тем не менее, в отличие от др. представителей логич. позитивизма, обращает внимание на роль философии в истории интеллектуальной жизни и выступает против поспешного отказа от рассмотрения содержания филос. учений как "бессмысленных". Эта тенденция, утвердившаяся в совр. позитивизме, отходящем от радикального сциентизма 30-х гг., усиливается в более поздний период деятельности Ф. Он подчеркивает роль философии в системе культуры, в удовлетворении опред. духовных и социальных потребностей. Философия, по Ф., всегда стремилась связать абстрактные положения науки с обыденным здравым смыслом, выработав тем самым единый и доступный обыденному пониманию взгляд на мир, из к-рого вытекал бы также определ. тип морального поведения и организации человеч. деятельности. Совр. "философия науки", с т. зр. Ф., показывает, что этот "филос. взгляд на мир" не может быть научно обоснован. Это не снимает, однако, задачи "сопряжения" данных естеств. науки с представлениями о человеке и обществе. Выступая в качестве регулятора человеч. поведения, "философия науки", по Ф., становится "социологией науки" или "прагматикой науки". Она осуществляет, хотя и на иных, чем традиц. философия, основах, извечный гуманитарно ориентированный идеал духовной культуры, ликвидирующий свойств, совр. эпохе разрыв гуманитарной и естеств.-науч. сфер. Ф. занимался также теорией относительности, критикой витализма и, в особенности, вопросами логики науки, в частности строения науч. знания, роли и структуры операцион. определений, отношения физич. теории и логич. и математич. исчислений, оправдания гипотез. Соч.: Das Kausalgesetz und seine Grenzen, W., 1932, Das Ende der mechanischen Physik, W., 1935, La fin de la physique m?camste, ?., 1936, Interpretations and misinterpretations of modern physics, ?., 1938, Between physics and philosophy, Camb. (Mass.), 1941; Foundations of physics, "International Encyclopedia of Unificed Science", 1946, v. 1, No 7; Comments on realistic versus phenomenahstic interpretations, "Philosophy of Science", 1950, v. 17, No 2; Relativity – a richer truth, L., 1951, Einstein: his life and times, ?. ?., 1953, Modern science and its philosophy, Camb., 1961, в рус пер.: Философия науки Связь между наукой и философией, ?., 1960. В. Швырев. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.