(französische Philosophie). — Французская философия, примыкая в самый начальный период к философии поздней античности, рано нашла свой оригинальный образ мышления и изложения; для нее характерна разумная ясность; она всегда была тесно связана с общественной и политической жизнью нации. В средние века французская философия была ведущей, и до конца XIV в. в Европе вряд ли был хоть один крупный философ, который не учился бы или не преподавал, по крайней мере временно, в Schola Palatina в Париже или в Парижском университете, основанном в 1206 (обе высшие школы имели европейский характер).
Патристика. Возникновение французской философии относится еще ко времени отцов церкви. Иларий из Пуатье (ум. 367) развивал креацианистское (см. Креацианизм) учение о происхождении души, а Клод Мамерт (ум. 474) подчеркивал в этом смысле бестелесность души.
Схоластика; а) Ранняя схоластика. Во времена Карла Великого французская философия развивалась в особенности в придворной школе Тура, именно в то время, когда там работал Алкуин (735— 804). Традиции Тура в гуманистически преобразованном виде были продолжены в философии последователя Цицерона Серватуса Лупуса из Феррьера (ум. ок. 850), исследовавшего отношение между провидением и свободой и между телом и душой, а также в логике Герикуса из Оксерра (841—875), метафизика-реалиста Ремигия из Оксерра (ок. 841 — ок. 908). Герберт из Орильака, позже (с 999) папа Сильвестр II, логик и математик, первый критически размышлял о границах применения разума. Его ученик Фюльбер Шартрский (ум. 1028) основал в 990 школу в Шартре — «пристанище ясной разумности», а его ученик Беренгар Турский (ум. 1088) так остроумно применил метод ясной разумности к церковным догмам, что появились не только теологические, но и философские противники этого «интеллектуализма». Это была почва, на которой могла сформироваться противоположность между реализмом и номинализмом; первый был представлен Гильомом из Шампо (ок. 1070—1121), второй — его учителем Росцеллином из Компьена (ок. 1050—1123/1225). Синтезу номинализма и реализма положил начало Абеляр (1079—1142), который, будучи одновременно этиком и теологом (платоновского толка), представляет собой вершину французской ранней схоластики. Тем временем развивалась шартрская школа, в особенности в XII в., к которой принадлежали Бернар Шартрский (ум. ок. 1127), его брат натурфилософ Тьерри Шартрский (ум. 1155) и Бернар Сильвестр Турский (ок. 1150); Жильбер Порретанский (ок. 1070—1154) был самым значительным логиком этой школы. Параллельно ей в Париже развивалась школа Св. Виктора, во главе которой были не только французы. В XII в. большое влияние на философскую мысль оказали мистик Бернар Клервоский (1091—1153), его мистика была логически оформлена Альхером Клервоским (конец XII в.) и Гильомом из Тьерри (ум. 1148 или 1153). Одно независимое от церкви, «пантеистическое» направление представляли Амальрих из Бёна (ум. ок. 1206) и Давид Динантский (ок. 1200). Гильом из Конша (1080—1150) тоже не принадлежал к церковным ортодоксальным мыслителям. Завершением периода ранней схоластики во французской философии является большая энциклопедия «Великое зерцало [мира]» Винцента из Бовэ (ум. ок. 1264). Ь) Высокая схоластика. В этот период французская философия меньше выступает в лице собственных великих мыслителей, в большей мере она, особенно в Париже, была почвой, на которой великие люди того времени, такие, как итальянец Фома Аквинский, англичанин Дунс Скот, вели свои теологико-философские бои. Если вначале именно французы боролись против томизма (в особенности усилиями парижского епископа Этьена Темпье, вторая половина XIII в.), то позднее Париж стал цитаделью ортодоксального томизма. С другой стороны, там был распространен также аверроизм, осуждаемый как еретическое учение, представленный помимо других Сигером Брабантским (ок. 1270) и Иоанном Жандунским (ум. 1328). с) Поздняя схоластика. Наряду с томизмом во французской философии распространяется также скотизм, в частности благодаря Франциску Мероннскому (ум. 1328) и Петру Тартарету (конец XV в.). В то же время постепенно усиливается естественно-научное и натурфилософское в своей основе антисхоластическое направление на схоластической почве у Дюрана (ок. 1274—1334) и Петра Ореоля (ум. 1322), затем у Иоанна из Мерикура (середина XIV в.) и у умеренного церковника Николая из Отрекура (ум. после 1350), но в особенности у Иоанна Буридана (ум. после 1358) и Николая Оремского (ок. 1320—1382). Оккамизм еще раз находит отклик у Петра д'Альи (1350—1420), мистика — у Иоанна Жерсона (1363—1429).
Переходный период между средневековьем и новым временем. После того как гуманизм поколебал основы схоластики (которая, однако, еще долго удерживалась во французской философии), в XV в. начинается новое философствование, подготовленное гуманистами Фабером Стапуленсисом (ум. 1537) и Карлом Бовилем (ум. 1553), находившимися под влиянием Николая Кузанского, и Жаном Боденом (1530—1596), занимавшимся политическими и социально-философскими проблемами. Мишель Монтень (1533—1592) создал новый, совершенный по форме способ изложения, ставший образцом для французской философии. Под воздействием афористической манеры письма Эразма и Фрэнсиса Бэкона развивается стиль, который усвоили французские моралисты (см. Моралисты), внесшие свой вклад во французскую философию. Среди антисхоластических мыслителей естественно-научного или натурфилософского направления нужно назвать в первую очередь Марена Мерсенна (1588—1648), в то время как Пьер Гассенди (1592—1655) пытался обновить атомизм Демокрита и этику Эпикура.
Просвещение. Новый расцвет французская философия пережила благодаря первой философской системе нового времени — системе Декарта (1596—1650). Эта система стала вскоре предметом дискуссий в Европе, а во Франции появились ее многочисленные видоизменения, в частности философия Арнольда Гейлинкса (1624—1669) и Никола Мальбранша (1638—1715), которые пытались смягчить резкий дуализм декартовской системы с помощью теории окказионализма. В религиозной области борьба вокруг картезианства вылилась в противоречие между янсенизмом и иезуитством. В этом отношении большое значение имеет философия Блеза Паскаля (1623—1662) — мистика и гносеолога, у которого французский тип мышления предстает в благороднейшей форме. В XVII в. достигают исключительного развития сильнейшие стороны французского духа — склонность к психологическому анализу, бесстрастное скептическое изучение человека; см. Ларошфуко (1613— 1680); Лабрюйер (1645—1696). Это явилось фундаментом для крупных достижений в критическом исследовании культуры и мышления, полученных Пьером Бейлем (1647—1706) в его «Словаре». Даже Контрреформация не осталась бездеятельной во французской философии. Франсуа Фенелон (1651—1715) положил начало послесхоластическому католическому философствованию, в духе которого Жак Бенинь Боссюэ (1627—1704) набросал христианскую картину истории. Однако оппозиция против христианской картины мира становилась все более неудержимой и часто граничила с материализмом.
Под влиянием английской философии Франция в XVIII в. стала классической страной Просвещения. Вождем этого движения был Вольтер (1694— 1778), чье остроумие и художественное мастерство способствовало распространению идей Просвещения в Европе. Вольтер был не материалистом, а мыслителем, который, как и Пьер Бейль, в первую очередь боролся против нетерпимости и догматизма. Монтескье (1689—1755) отвергал всякое истолкование исторического развития в духе христианской идеи провидения и считал, что история, рассматриваемая с реалистической и этической позиции, является великой учительницей будущих поколений. Критико-познавательная линия в направлении к материализму была существенно усилена такими мыслителями, как Ламетри (1709— 1751), Гольбах (1723—1789), особенно Гельвеций (1715—1771). Этих мыслителей можно считать подлинными идейными предшественниками Французской революции. Мировоззрение Бюффона (1707—1788) и Дидро (1713—1784) тоже имело материалистически-пантеистические черты; оказавшая в дальнейшем большое влияние философия Кондильяка (1715—1780) была сенсуалистической. Проповедь Жана Жака Руссо (1712—1778), призывавшего вернуться к природе, оказала большое влияние на Европу благодаря сочетанию идей Просвещения с позитивной критикой культуры, горячим сердцем и страстностью языка. Но самым важным научным результатом этого периода истории французского духа была «Энциклопедия», изданная Дидро и Д’Аламбером (1751—1772, 28 т., 8 т. дополнений, 1776—1777). Мистик Луи Клод Сен-Мартен (1743—1804) перевел на французский язык произведения Якоба Бёме и оказал большое влияние на Франца фон Баадера.
Революция и Реставрация. Французская революция 1789 была в такой же степени философски подготовлена выдающимися умами, в какой она сама не внесла ничего существенно нового в собственно философском смысле. Ведь даже историко-философско-педагогические идеи Кондорсе ведут свое происхождение от эпохи, предшествующей Просвещению. Идеи революции, в особенности с их гуманитарной и коммунистической стороны, философски представлены прежде всего у брата Кондильяка — Габриеля Бонно де Мабли (1709—1785) и аббата Морелли (конец XVIII в.). «Официальной», но не оказавшей большого влияния философией конца революции, Директории и эпохи Наполеона была физиологистическая идеология Дестюта де Траси (1754—1836), Пьера Ж. Ж. Кабаниса (1757—1808) и Ларомигьера (1756— 1837); эклектиком был Ройе-Коллар (1763—1845), представлявший шотландскую школу. Большее влияние оказала группа христианских философов периода Реставрации: Бональд (1754—1840), Ламенне(1782—1854) и Местр (1753—1821). Мадам Сталь (1766—1817) и Шатобриан (1768—1848) были связаны с этой группой.
XIX столетие. В то время как идеи Французской революции постепенно распространялись в остальной части Европы, во Франции появилось спиритуалистически-идеалистическое направление: Мэн де Биран (1766—1824), Т. Жоффруа (1796—1842). В это время на французское мышление начинает оказывать влияние также критическая и спекулятивноидеалистическая немецкая философия: Виктор Кузен (1792—1867), Ж. Лашелье (1832—1918), Ш. Ренувъе (1815—1903), О. Гамелен (1856—1907) и Л. Брюнсвик (1869—1944). От Д'Аламбера (1717— 1783) ведет свое начало научный позитивизм, который постепенно становится на место материализма и находит свое законченное философское выражение у О. Конта (1798—1857). Из соединения идей Французской революции с позитивизмом Конта во Франции возникли богатые последствиями первые социалистические идеи, которые имели своих творческих представителей в лице Сен-Симона (1760—— 1825), Фурье (1772—1837), Консидерана (1808— 1893) и Прудона (1809—1865). Этот социализм руководствовался рациональными и отчасти мистически-фантастическими идеями; последние в особенности имели место у Пьера Леру (1797—1871) и у Жана Рейно (1806—1863). Философия в собственном смысле теснее смыкается с точными науками, например у Э. Бутру (1845—1921), развившего своеобразное учение о свободе воли; с естественными науками, как у И. Тэна (1828—1893), чья блестящая, превосходная по духу философия истории оказала широкое воздействие; подобное же влияние, но уже на почве науки о религии, имел Э. Ренан (1823— 1892). В области психологии большой успех имели Т. Рибо (1839—1916), А. Бине (1857—1911) и Пьер Жане (1859—1947), которые оказали влияние также на немецкую науку. Среди выдающихся логиков и гносеологов можно назвать: Анри Пуанкаре (1854—1912), Пьера М. Дюгема (1861—1916) и особенно Л. Кутюра (1868—1914), в качестве философа естествознания — Антуана Курно (1801—1877). История и философия точных наук нашла своих исследователей в лице Поля Таннери (1834—1904) и П. Дюгема. Наконец, в XIX в. возникла также антиматериалистическая теистическая метафизика, главными представителями которой были противник Бюхнера Поль Жане (1823—1899), Э. Вашеро (1809—1897), Ф. Равесон-Молъен (1813—1900), швейцарец Ш. Секретан (1815—1895) и витали стекая метафизика, еще теистическая у швейцарца А. Ф. Амьеля (1821—1881), главными же представителями ее были А. Фулье (1838—1912) и «французский Ницше» — Ж. М. Гюйо (1854—1888).
XX столетие. Чрезвычайно действенным философским явлением был Анри Бергсон (1859—1941), который подчеркивал творческую свободу жизненных сил и, опираясь на точное исследование, провозглашал возможным и правомерным метафизическое мышление. Его способ мышления оказал сильнейшее влияние на немецкую философию жизни. Бергсонианство представляли Ж. де Готье (1858—1942), Э. Леруа (1870—1954) и М Блондель (1861—1949), критический виталист — А. Лаланд (1867—1963). Значительным явлением стала новая французская социология, на которую также оказал влияние Бергсон; главные ее представители — Альфред Эспинас (1844—1922), Габриель Тард (1843—1904), Эмиль Дюркгейм (1858—1917), Люсьен Леви-Брюль (1857—1939), Гюстав Лебон (1841—1931) и Селестин Бролье (1870—1940). Выдающиеся представители современной онтологии Рене Лесенн (1882—1954) и особенно Луи Лавелъ (1883—1951) возглавляют школу, названную «Philosophie de l'esprit». Очень популярное течение в современной французской (и бельгийской) философии — неотомизм — представлено Ж. Маритеном (1882—1973), одним из самых значительных метафизиков современности (наряду с Николаем Гартманом и А. Н. Уайтхедом), и Э. Жильсоном (1884—1978). Во время Второй мировой войны центр тяжести экзистенциализма переместился из Германии во Францию и приобрел там — отчасти как выражение духа Сопротивления (движение Сопротивления против немецкой оккупации) — характер, отличающийся от немецкой экзистенциальной философии, в свою очередь оказывая на нее в настоящее время обратное воздействие. Главные его представители — Габриель Марсель (1889—1973), Жан Поль Сартр (1905— 1980), Альбер Камю (1913—1960) и Э. Мунье (1905—1950), основатель журнала «Esprit», который занимает промежуточную позицию между экзистенциализмом и марксизмом. К новейшей проблематике французской философии относятся понятие структурализма и центральная категория французского диалектического мышления — «тотальность»; последнюю представляют Л. Гольдман, М. Мерло-Понти и Г. Гурвич. В особенности выдвинулись вперед «постструктуралисты» (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делёз), такие феноменологи, как П. Рикёр и Э. Левинас, а также недавно «новые философы» (А. Глюксман, Б. А. Леви, Ж.-М. Бенуа и др.).
L. Lavelle. La philos, française entre les deux guerres. Paris, 1942; J. Wahl. Tableau de la philos, française. Paris, 1946, dt. 1948; É. Bréhier. Transformation de la philos, française. Paris,1950; M. Färber (éd.). L'activité philosophique contemporaine en France et aux Etats-Unis, I—II. Paris, 1950; E. Callot. Von Montaigne zu Sartre, 1952; M. MerleauPonty. Les Aventures de la dialectique. Paris, 1955, dt. 1968; C. Lévi-Strauss. Anthropologie structurale. I—II, Paris, 1958—1973, dt. 1967; G. Gurvitch. Dialectique et sociologie. Paris, 1962, dt. 1965; F. Schalk. Studien zurfrz. Aufklärung, 1964, 1977; O. F. Bollnow. Frz. Existentialismus, 1965; J. Lacroix. Panorama de la philos, française contemporaine. Paris, 1966; L. Pollmann. Sartre u. Camus, 1967; G. Schiwy. Der frz. Strukturalismus, 1969; E. F. Sauer. Frz. Philosophen, 1976; G. Schiwy. Kulturrevolution und «Neue Philosophen», 1978, Neuausgabe 1985; V. Descombes. Le même et l'autre. 45 ans de philos, française (1933—1978). Paris, 1979, dt. 1981; E. Berns u.a. Denken in Paris. Brussel, 1981; A. Montefiore (éd.). Philosophy in France today. Cambridge, 1983; B. Waldenfels. Phänomenologie in Frankreich, 1983; J. Altwegg u.a. Frz. Denker der Gegenwart, 1987; B. Taureck. F. P. im 20. Jh., 1988.
ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Истоки Ф. ф. восходят к поздней античности. В развитии ее можно выделить след. осн. этапы: 1) ср. века и Возрождение (4–16 вв.); 2) Философия 17 в.; 3) Просвещение и материализм 18 в.; 4) Бурж. философия и социология 1-й пол. 19 в.; 5) Философия и социология 2-й пол. 19–20 вв. Средние века и Возрождение ( 4 – 1 6 в в.). Первые шаги Ф. ф. связаны с именами Гилария из Пуатье (4 в.) и Клода Мамерта (5 в.), к-рые в русле патристики учили о бестелесности человеческой души и сотворении ее богом из ничего. После длит. культурного упадка, связанного с крушением антич. мира, философия обрела право на существование в эпоху "каролингского возрождения". Уроженец Англии Алкуин, приглашенный имп. Карлом Великим, создал в Париже "дворцовую академию" и школу в Турском аббатстве (801), где изучалась философия Августина, а также антич. философия. Ср.-век. Ф. ф., разрабатывавшаяся клириками в системе христ. мировоззрения, с самого начала была ориентирована на роль "служанки богословия". Вместе с тем Ф. ф. выдвигала и противоречащие христианской ортодоксии учения, становившиеся идеология, основой "еретических", антифеодальных движений народных масс. Именно во Франции впервые проявилась противоположность реализма и номинализма. В самом реализме обнаружились две противоборствующие тенденции – пантеистическая (Иоанн Скот Эриугена, пропагандировавший во Франции свое учение, ересь Амори Шартрского и амальрикан, Давид Динанский) и ортодоксально-католическая (Ланфранк, его ученик Ансельм Кентерберийский, получивший образование во Франции, Беренгар Шартрский). Реализму противостоял номинализм, имевший материалистич. тенденцию. Его крайнюю форму представлял Росцелин, против к-рого выступили реалисты и мистики Гильом из Шампо, Гуго Сен-Викторский, Ришар Сен-Викторский. Церковь осудила концептуализм Абеляра, оказавшего большое влияние на развитие свободомыслия в Европе; его учениками были Иоанн Солсберийский, ранний представитель гуманизма и борец против папства, и Арнольд Брешианский, возглавивший борьбу восставшего народа Рима против папы. Прямую связь с антич. материализмом обнаруживает учение Гильома из Конша, призывавшего объяснять природу на основе атомистич. философии. В начале 13 в. конституируется Парижский ун-т, ведущую роль в к-ром играл богословский ф-т – Сорбонна. В этом крупнейшем теолого-филос. центре Европы учились или преподавали почти все видные представители средней и поздней схоластики. Среди них были Александр из Гэльса и Альберт фон Больштедт, начавшие переводить христианство на новую филос. базу – схоластизированный аристотелизм (взамен господствовавшего ранее неоплатонизма); этот процесс был завершен Фомой Аквинским, учение к-рого (томизм) стало уже в 13 в. почти офиц. философией католицизма. В противоположном, материалистич. духе интерпретировала аристотелизм влият. группа парижских аверроистов, выступившая с критикой томизма: Гильом из Сент-Амура, Сигер Брабантский, П. Дюбуа, Иоанн Парижский. Томизму противостоял и поздний номинализм. На основе объединения идей франц. линии номинализма (Дюран из Сен-Пурсена, Пьер Ореоль) с английской (Иоанн Дунс Скот, преподававший в Париже, и Уильям Оккам) развернулась деятельность парижских оккамистов 14 в.: Буридана, Николая Орема, Николая из Отрекура. Пытаясь возродить демокритовский материализм и призывая к опытному исследованию природы, оккамисты в сущности порывали с схоластикой и подготавливали почву для появления антисхоластич. философии, тесно связанной с естествознанием. Зарождение капиталистич. отношений, экономич. и политич. подъем Франции в нач. 16 в. создали благоприятную обстановку для развития идей гуманизма и Реформации, стимулированных также знакомством с культурой итал. Возрождения. В этих условиях развивались материалистич. по своей устремленности учения в области логики и методологии, направленные против схоластики (Лефевр д´Этапль, Раме, Монтень), пропагандировался идеал гармонически развитого человека (Рабле), антитеологич. (Боден) и даже демократич. (Ла Боэси) обществ. теории. Передовые франц. мыслители этой эпохи осуществляли секуляризацию филос. и социально-политич. мысли. Большинство их обнаружило индифферентизм к религ. вопросам, как не имеющим реального значения для человека, и призывало своих современников сосредоточить силы на разрешении земных, мирских проблем. Светской ориентации передовой Ф. ф. этого периода противостояло религ. реформаторство Кальвина, родившегося и учившегося во Франции, но большую часть жизни проведшего в Швейцарии. Ставший идеологич. знаменем ранних бурж. революций кальвинизм в своем обскурантизме, фанатизме и нетерпимости не уступал католицизму. Франц. сторонники кальвинизма – гугеноты – выросли в крупную политич. силу, но к концу 17 в. потерпели поражение в результате религ. войн (1562–1594) и последовавших преследований со стороны католицизма, вступившего в союз с утверждающимся королев, абсолютизмом. Крах религ. реформации во Франции явился вместе с тем одной из предпосылок дальнейшего развития бурж. идеологии на антиклерик. и атеистич. основе, особенно в 18 в. Философия 17 в. В 17 в. в недрах феод.-абсолютистского гос-ва развиваются капиталистич. отношения. Передовая мысль постепенно становится идеологич. выражением антифеод. борьбы третьего сословия. Однако слабость франц. буржуазии этого времени накладывала отпечаток компромисса на филос. учения даже самых смелых ее идеологов. Дуалистич. учение Декарта, явившегося одним из основоположников всей зап.-европ. философии нового времени, утвердило принципы материалистич. понимания природы, хотя и в механистич. форме. Важное значение имел рационализм Декарта, несмотря на его односторонность и антисенсуалистич. направленность. Провозглашая разум единств. судьей в вопросах истины, Декарт порывал с авторитарностью ср.-век. миросозерцания. Механистич. материализм в объяснении природы сочетался у Декарта с идеалистич. пониманием психики, к-рое легло в основу идеализма нового времени; разрушение схоластики – с обновлением онтологич. доказательства бытия бога; провозглашение суверенитета человеч. разума и разработка рационалистич. дедуктивного метода, обобщающего методологию математич. естествознания, – с признанием правомерности религ. веры. В целом учение Декарта оказало глубокое влияние на европейскую философию 17 в., поставив проблемы, над решением к-рых работали Спиноза, Гоббс, Лейбниц, Локк. Дальнейшее развитие учения Декарта – картезианства – шло по двум руслам: Ж. Рого, П. Режи, голландец Де Руа разрабатывали картезианство в духе последоват. проведения материалистич. принципов, и в этой форме оно оказало непосредств. влияние на франц. материализм 18 в.; религ. мыслители стремились превратить картезианство в новую филос. основу христианства, долженствующую прийти на смену аристотелизму. Янсенисты (см. Янсенизм) Арно и Николь считали возможным использовать декартовский метод, а близкий к ним Паскаль и механистич. концепцию материи для укрепления теоретич. позиций религии. На те же элементы декартовского учения опирался окказионализм (Мальбранш и др.), В сущности это была попытка соединить картезианство с августинизмом; в том же направлении шли филос. поиски Фенелона. Офиц. церковь во Франции в лице Боссюэ отвергла эти попытки филос. модернизации христианства. Во Ф. ф. 17 в. можно выделить также направление, связанное со стремлением осмыслить естеств.-науч. материал в традициях атомизма, в т.ч. античного. Естествоиспытатели Ж. Маньен, Ж. Бито, Э. де Клав, Г. Лами, А. Манжо, Ф. Колонна пропагандировали атомизм как теорию объяснения явлений природы. Гассенди, подвергший критике с материалистич. позиций учение Декарта о духовной субстанции, много сделал для восстановления в правах не только натурфилософии, но и этики Эпикура, к-рую он, однако, пытался примирить с христианством. Его ученик Сирано де Бержерак выступил уже как последоват. материалист и атеист. У Ламот-Левайе и Сент-Эвремона пропаганда эпикурейской этики (нередко воспринимавшаяся в среде разлагающейся аристократии как вульгарный гедонизм) сочеталась со скептицизмом в отношении религии. С эпикуреизмом связаны также идеи Ларошфуко и Лабрюйера. Своеобразный итог развитию Ф. ф. 17 в. подвел Бейль, к-рый "...разрушил метафизику с помощью скептицизма, подготовив тем самым почву для усвоения материализма и философии здравого смысла во Франции" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 141). Просвещение и материализм 1 8 в. Ф. ф. 18 в. развивалась главным образом как важнейший элемент Просвещения; большинство просветителей было идеологами различных слоев буржуазии, хотя нек-рые (Мелье, Мабли, Морелли) были утопическими коммунистами (см. Утопический социализм), Филос. основой франц. Просвещения, идеологически подготовившего Великую франц. бурж. революцию, был материализм; "...в той или иной форме, – как открытый материализм или как деизм, – материализм стал мировоззрением всей образованной молодежи во Франции. И влияние его было так велико, что во время великой революции это учение ...доставило французским республиканцам и сторонникам террора теоретическое знамя и дало текст для „Декларации прав человека“" (Энгельс Ф., там же, т. 22, с. 311). Можно различить две формы франц. материализма: непоследовательную и более раннюю деистическую (Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Руссо, Робине, Тюрго, Кондорсе) и атеистическую (Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Нежон, Марешаль, Вольней, Дюпюи). Деистич. форма наиболее систематично разработана Вольтером. В ней соединились материалистич. и антиклерик. идеи Ф. ф. 16–17 вв. с достижениями англ. философии и естествознания: эмпиризмом Бэкона, сенсуализмом Локка, физикой Ньютона. В целом деистич. материализм – яркое выражение механицизма и метафизичности. В отличие от вольтеровского "деизма разума", для Руссо характерен "деизм чувства", отличающийся более демократич. чертами, но также и усилением идеалистич. моментов. Философы-деисты внесли крупный вклад в разработку гносеологических (углубление сенсуализма Кондильяком) и социально-политич. проблем (теория обществ. прогресса Вольтера, Тюрго, Кондорсе; учение о происхождении неравенства и обществ. договоре Руссо; географич. детерминизм Монтескье). Деисты не могли полностью порвать с религией, но их воинствующий антиклерикализм объективно способствовал подрыву религ. мировоззрения и появлению атеистич. материализма, первым проявлением к-рого в 1730-х гг. явилась философия Мелье. Со 2-й пол. 40-х гг. 18 в. ведущую роль во Ф. ф. начинает играть атеистич. материализм Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха ("великих франц. материалистов", по словам Энгельса), явившийся высшей формой развития домарксовского материализма в странах Зап. Европы. С наибольшей полнотой он изложен в "Системе природы" (1770) Гольбаха. Пройдя через деизм как стадию своего филос. развития, великие франц. материалисты отвергли не только теизм, но также пантеизм и деизм. Они выявили наличие двух антагонистич. направлений в истории философии – материализма и идеализма (спиритуализма), связав их истоки с именами Демокрита и Платона, и внесли решающий вклад в конституирование материализма как цельного атеистич. мировоззрения, противостоящего теологии и идеализму. Отрицание сверхъестеств. причин, объяснение природы из нее самой, из данных эксперимент, естествознания – важнейший принцип франц. материализма, рассматривающего беспочвенное умозрение как источник идеализма и религии. Естественнонауч. основа франц. материализма значительно шире, чем у материализма 17 в., включает в себя не только математику, механику, астрономию, но также химию, биологию, геологию. Опираясь на эти науки, франц. материалисты развили учение о м а т е р и и как единственной реальности, обладающей бесконечным разнообразием свойств: материя как совокупность всего существующего тождественна природе; она бесконечна во времени и пространстве, являющихся объективными формами ее бытия. При этом материя рассматривалась состоящей из неделимых частиц вещества: у Гольбаха и Гельвеция это атомы, обладающие геометрически-механич. характеристиками (плотность, протяженность, тяжесть, сила инерции, подвижность); у Ламетри и Дидро это молекулы, обладающие сверх того чувствительностью (гилозоизм); для Робине эти частицы – настоящие живые существа (органицизм). Традиционное для материализма утверждение объективности "первичных" качеств, присущих мельчайшим частицам вещества, дополняется франц. материалистами доказательством, философски обобщающим опытные данные химии, объективности и "вторичных" качеств, понятых как реально и вновь возникающие в процессе образования сложных тел из атомов или молекул; с этих позиций велась критика субъективно-идеалистич. трактовки качеств Беркли. Сознание франц. материалисты понимали или как результат развития присущей молекулам элементарной чувствительности (Ламетри, Дидро), или как новое свойство материи, возникающее в ходе ее усложнения. В определение материи включалось ее отношение к познающему субъекту (см. П. А. Гольбах, Избр. произв., т. 1, М., 1963, с. 84), что устанавливало естеств. связь между бытием и познанием. В целом франц. материалисты завершают механистич. и метафизич. форму материализма нового времени. Наиболее ярко это выражено в их учении о причинности, опирающемся на ее механич. модель (единственную научно разработанную в то время). Поэтому причинность метафизически отождествлялась ими с необходимостью, а случайность характеризовалась как субъективное незнание причин; это вело к фатализму, провозглашению естеств. предопределенности всего происходящего в мире, в т.ч. – и в этом заключается внутр. противоречие "системы фатализма" – активности человека, отстаиваемой франц. материалистами в полемике с квиетизмом. Вместе с тем франц. материалисты – в силу широкого использования и немеханич. моделей (гл. обр. химич. и биологических) – в ряде важнейших вопросов подошли к диалектич. пониманию природы: в учении о неразрывной связи материи и движения, внутр. активности материи (что научно обосновало отрицание божеств. первотолчка) и ее качеств. разнородности; в отходе от чисто механич. концепции движения (Дидро и Гольбах рассматривали перемещение тела в пространстве лишь как видимый результат непрерывного и незаметного движения его атомов или молекул, а также внутр. напряжения, борьбы противоположных сил в материи). Основой отрицания телеологии в понимании природы была эволюц. концепция франц. материалистов, взгляд на природу как постоянно изменяющуюся в ее формах, причем эти изменения, понимаются ли они как медленные и незаметные по своему характеру (Дидро) или как протекающие быстро и катастрофично (Гольбах), мыслятся как восходящее движение от одного уровня организации к другому. В полемике с теистич. учением о сотворении мира богом природа была понята франц. материалистами как изначально организованное целое, связанное цепью естественных причинно-следств. отношений и законов. Хотя диалектич. идеи не получили у франц. материалистов систематич. разработки, их выдвижение сыграло важную роль в подготовке науч. диалектики природы и стимулировало эволюц. концепции в биологии (Ламарк). Отрицание сверхчувственного, доопытного, врожденного знания и обоснование возможности постоянно расширяющегося и углубляющегося знания (хотя и остающегося в любой момент незавершенным из-за бесконечности материального мира) – таковы осн. черты т е о р и и п о з н а н и я франц. материализма. Она строится на основе локковского сенсуализма, углубленного Кондильяком, и в решит. борьбе против берклеанской и юмистской интерпретации Локка. С т. зр. франц. материалистов, все психич. способности суть модификации первонач. способности животного организма к ощущению; являясь источником всех знаний, ощущения возникают в результате воздействия внешнего мира на органы чувств; внутр. опыт, рефлексия имеют вторичный характер и развиваются на основе внешнего опыта; предмет познания – материальные тела, их свойства и отношения между ними; идея – это образ предмета, вызвавшего ощущение и восприятие; истина – это соответствие представлений о вещах самим вещам, и она проверяется путем опыта, эксперимента. Будучи крупным шагом вперед в развитии материалистич. гносеологии, выдвинутая франц. материалистами концепция отражения страдала, однако, метафизич. ограниченностью: отражение понималось – по аналогии с физич. отражением световых лучей – как свободный от внутр. противоречий зеркально-непосредств. акт; истолкование разума как простой способности суммирования чувств. данных означало непонимание специфики рацион. ступени познания; практика включалась в теорию познания очень ограниченно и неполно. Рассматривая свое этическое, политическое и социологич. учение как естеств. продолжение учения о природе, франц. материалисты ошибочно отождествили материалистич. подход к обществу с натурализмом; ключ к пониманию причин обществ. явлений они искали в окружающей человека природе и в его собств. биологич. природе, усматривая в ней детерминанту неизменных социалъно-психологич. качеств человека. Не сумев понять общество как специфич. форму материального бытия, франц. материалисты абсолютизировали значение идей в жизни общества ("мнения правят миром"), что привело к идеалистич. воззрению на него. Но хотя относит. значимость в развитии общества отмеченных франц. материалистами – ив целом просветителями – факторов (географич. среда, рост народонаселения, прогресс знаний и появление новых идей, совершенствование орудий труда и способов добывания материальных благ, отношения собственности) была понята ими неправильно, само выявление их сыграло важную роль в дальнейшем развитии социологич. мысли. Именно в этом заключается гл. историч. значение просветительской "философии истории"; в противоположность отвергаемому ею теологич. пониманию истории (Августин, Боссюэ), она ориентировала на изучение "посюсторонних" причин обществ. явлений. Франц. материализм оказал большое влияние на передовую филос. и общественно-политич. мысль в странах Европы, Америки и Азии, в частности в России – на Радищева, революционных демократов: Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и др. Филос. и социально-политич. теории франц. Просвещения идеологически подготовили франц. бурж. революцию 1789–94, к-рая быстро покончила с просветит. идеями конституц. монархии, верой в "просвещенного государя" и стала развиваться под флагом революц. демократизма Руссо, наиболее радикальными выразителями к-рого были якобинцы – Робеспьер, Марат, Сен-Жюст, Дантон и др. В ходе революции выявилось несоответствие между просветит. идеалами и своекорыстными интересами буржуазии. Осуществив антнклерик. программу, даже самые радикальные бурж. революционеры не смогли, однако, полностью порвать с религией. Стремясь расширить социальную базу якобинской диктатуры, (Робеспьер добился осуждения атеизма Конвентом и принятия в качестве гос. религии "культа Верховного Существа" – деизма руссоистского толка. После термидорианского переворота в 1794 и особенно после прихода к власти Наполеона развернулось широкое наступление на идеологию франц. Просвещения. Бурж. идеологи в союзе с католич. церковью на протяжении всего 19 в. вели активную борьбу с идеями франц. материализма. Отмеченная Марксом "социалистич. тенденция" франц. материализма выявилась в том, что уже с конца 18 в. он входит, хотя и в деистич. форме, филос. компонентом в утопич. социализм Сен-Симона, Фурье, Оуэна, стремящихся найти действит. условия реализации гуманистич. идеалов свободы, благосостояния и счастья каждого человека, провозглашенных франц. просветителями. Маркс указывал, что франц. материализм "...вливается непосредственно в социализм и к о м м у н и з м" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 145). Только с возникновением марксизма, критически преодолевшего недостатки предшествующего и прежде всего франц. материализма (механицизм, метафизичность, идеализм в понимании общества), последний перестал играть роль филос. теории социализма. Бурж. философия и социология 1-й пол. 19 в. Ф. ф. этого периода развивалась в обстановке острой борьбы буржуазии против попыток реставрации феод.-абсолютистского строя, с одной стороны, и против революц. движения формирующегося пролетариата – с другой; эта борьба находила свое отражение и в области идеологии. Идеологи феод. реакции во главе с де Местром осуждают просветит. идеологию, видя в ней причину революции. Отношение бурж. идеологов к Просвещению двойственно. В период подготовки революций 1830 и 1848 буржуазия обращалась к просветит. идеологии. Наоборот, антипросветит. тенденции усиливались в периоды, когда буржуазия находилась у власти, и особенно в связи с самостоят. выступлениями пролетариата. Принимая социально-политич. идеологию Просвещения, идеологи консервативной буржуазии истолковывали ее в духе бурж. либерализма (Констан де Ребек). Наибольшую связь с идеологией Просвещения сохранили идеологи плебейских масс, формирующегося пролетариата – утопич. социалисты, в филос. плане не поднимавшиеся, однако, выше деистич. материализма. Новая организация науки, образования и просвещения в 19 в. была призвана обеспечить полный контроль гос-ва над идеологией. Преподавание философии, ставшей обязат. предметом в высших и средних учебных заведениях (лицеях), велось в духе борьбы с материализмом и укрепления религии. Бурж. материализм в 19 в. утратил революц. дух, последовательность и глубину и либо эволюционировал к вульгарному материализму (Кабанис), либо существовал в форме естественнонауч. материализма, противо-стоявшего наступлению идеализма, но в целом утратившего атеистич. острие. Бурж. антиклерикализм в 19 в. как в своей умеренной (Ренан), так и в радикальной форме (Таксиль) оказался лишенным глубокого филос. обоснования. Возрождение идеалистич. философии, борющейся с материализмом Просвещения, наблюдается уже в конце 18 в. Дестют дe Tpacи, наиболее видный представитель группы "идеологов", наметил путь к субъективно-идеалистич. истолкованию локковского сенсуализма, объявив задачей философии исследование фактов сознания вне их связи с объективной реальностью. Мен дe Биран, объединяющий положения "идеологов" с идеями шотландской школы, является основателем спиритуализма во Ф. ф. 19 в. Возрождение идеализма было связано с неразработанностью проблем активности сознания и специфики его рацион. ступени во франц. материализме 18 в. Это понуждало франц. идеалистов нач. 19 в. обращаться к нем. классич. философии: Руайе-Коллар и Л. Мерсье пропагандировали идеи Канта, Кузен – идеи Шеллинга и Гегеля. Эклектич. соединение принципов различных учений – от Платона до Гегеля, становится у франц. идеалистов этой эпохи (особенно у Кузена) едва ли не гл. методом построения филос. систем. С нач: 30-х гг. гл. роль в бурж. Ф. ф. постепенно переходит к позитивизму. Позитивизм пытался преодолеть противоположность материализма и идеализма и играл двойственную роль. Прогрессивное значение имели защита науки, ее автономности по отношению к религии и метафизич. спекуляциям, уважение к опыту и эксперименту, призыв разрабатывать философию как систему науч. знания, антиклерик. тенденции. Это привлекало к позитивизму естествоиспытателей, часто истолковывавших его в духе естеств.-науч. материализма. Наряду с этим позитивизм ограничивал возможности науки познанием мира явлений, а открываемые ею законы истолковывал как простое описание функцион. зависимости между явлениями; гл. филос. проблемы объявлялись неразрешимыми, что оставляло почву для религ. веры и идеалистич. спекуляций. У части последователей Конта позитивизм выродился в религ. реформаторство, попытку создать новую "религию человечества". Др. часть позитивистов отвергла религ.-мистич. идеи контизма; ее наиболее влият. представитель Тэн сосредоточил внимание на разработке теории познания и применении позитивистской методологии к анализу лит-ры, иск-ва, истории. Осн. проблемой франц. социальной мысли этой эпохи являлось осмысление историч. процесса. Традиционалисты-романтики (де Местр, Бональд, Шатобриан), подчеркивая, что революция быстро вырвалась из-под контроля ее инициаторов и обнаружила внутр. логику, расходившуюся с просветит. теориями, абсолютизируя несовпадение реальных результатов революции с сознат. целями революционеров, делали вывод о бессилии человека перестроить общество на рацион. началах и возвращались к тео-логич., провиденциалистскому пониманию истории. С иных позиций подошел к осмыслению революц. опыта утопический социализм (Сен-Симон и Фурье). Крупным шагом в развитии социологич. теории был взгляд Сен-Симона на революцию как борьбу третьего сословия против аристократии, вызванную антагонизмом имуществ. интересов. Великие социалисты-утописты и их ученики (Анфантен, Базар, Консидеран, Кабе, Дезами), пользовавшиеся большим влиянием на европ. мысль, блестяще выявили противоречия капитализма. Сохраняя просветит. идеал гармонич. общества, утопич. социалисты требовали замены бурж. строя новым, справедливым строем, базирующимся на обществ. собственности. Утопизм их взглядов проявился в непонимании историч. миссии пролетариата и классового характера социализма. Однако критика бурж. общества, обоснование социалистич. идеала, постановка проблемы классовой борьбы, подход к материалистич. пониманию истории – все это было важным вкладом в развитие социологич. мысли и сделало франц. утопич. социализм одним из теоретич. источников марксизма. Социологич. идеи Сен-Симона оказали большое влияние на франц. историков эпохи Реставрации: Гизо, Минье, Тьерри. С бурж. позиций они проанализировали борьбу классов в истории Франции и вместе с тем показали зависимость классовых отношений и политич. строя от отношений собственности. Однако отношения собственности они объясняли политич. действием – завоеванием, насилием, а объективная неизбежность классовой борьбы признавалась ими только в отношении добурж. обществ. Сен-Симон оказал влияние и на учение Конта о трех стадиях развития общества (теологич., метафизич. и позитивной), исходящее из идеалистич. понимания истории, поскольку источником обществ. развития Конт считал совершенствование разума и накопление знаний. Бурж. общество Конт рассматривает как высшую и непреходящую ступень обществ. развития. Поиски рецептов классового мира роднят Конта с историками эпохи Реставрации. Важной вехой в развитии социологии, мысли явилось выделение Контом социологии в спец. дисциплину, подразделяющуюся на социальную статику и социальную динамику. В. Кузнецов. Москва. Философия 2-й пол. 19–20 вв. В развитии французской буржуазной философии 2-й пол. 19–20 вв. можно выделить три основных периода: первый, отмеченный подъемом экономики, переходом к монополистическому капитализму и появлением первых пролет. организаций, охватывает 2-ю пол. 19 в. до 1-й мировой войны; второй – т.н. период "между двумя войнами" – совпадает с началом общего кризиса капитализма и наступлением эры пролет. революций; третий – начинается с 40-х гг. 20 в. и характеризуется углублением общего кризиса капитализма, образованием социалистич. системы, распадом колониальной империи и глубокими социально-политич. и идеологич. катаклизмами. Для первого периода Ф. ф. характерно наличие двух противостоящих др. другу тенденций: позитивистской и иррационалистической (бергсонизм). Офиц. философией в этот период признается т.н. университетский спиритуализм (Равессон-Мольен, Бутру, Ж. Барни, Брюнсвик, Ален, Ренувье). Растущее значение науч. знания в жизни общества, триумфальное шествие науки – торжество эволюц. учения в биологии, революция в физике, особенно остро воспринятая во Франции, где произошло открытие радиоактивности (А. Беккерель, П. Кюри, М. Склодовская-Кюри) и т.д. – все это выдвигает науку в качестве одной из центральных тем философии. Но, если в русле позитивизма с его ориентацией на науку разрабатываются концепции "философии науки" (наиболее характерным примером может служить разновидность махизма – конвенционализм Пуанкаре и Дюгема), то в др. течениях эта тема развивается в форме "критики науки". Начало этому движению положил Ренувье, создатель франц. неокантианства (т.н. неокритицизма), к-рое вплоть до конца данного периода оставалось влият. течением во Ф. ф. (Ф. Пиллон, Г. Мило, О. Амлен, Ф. Эвлен и др.). Идеалистич. интерпретации науч. открытий приводят к новым формам идеализма (это находит свое обоснование в выдвинутой Брюнсвиком программе "модернизации" идеализма). Теоретики "физич." идеализма усматривают в физич. открытиях опровержение тезиса о первичности и неуничтожимости материи. Сторонник энергетизма Г. Лебон пытается истолковать факт радиоактивности как естеств.-науч. "доказательство" "дематериали- зации материи". "Физич." идеализм, хотя и встречает отпор со стороны ряда видных ученых (Ж. Перрен, П. Ланжевен, А. Корню), однако получает популярность в филос. кругах. Влияние контовского позитивизма, к-рый вплоть до 60–70-х гг. занимал позиции господствующего мировоззрения, к концу века сходит на нет. Узость контовского эмпиризма, его механицизм, неспособность теоретически обобщить новые проблемы развивающейся науки – природу физической реальности, сущность процесса развития, характер объективной причинной связи между явлениями; фактическое отрицание философии привели к краху позитивизма и вызвали взрыв антиинтеллектуалистических тенденций. На смену позитивизму пришел бергсонизм, на смену "философии науки" – философия жизни. Выступая против абстрактных понятий сциентизма, Бергсон выдвигает новую концепцию мира как творч. эволюции, основанной на изначальном "жизненном порыве" (это понятие по существу содержалось в концепции "диссолюции" и "инволюции" Лаланда). Основой познания была объявлена интуиция, к-рая предлагалась в качестве адекватного средства постижения "подлинного бытия", т.е. изменчивости и длительности. С конца 19 в. до 1-й мировой войны бергсонизм выступает как господствующее направление Ф. ф. Он оказывает большое влияние на всю духовную жизнь страны, в частности на лит-ру и иск-во, и вызывает большой интерес за рубежом. В атмосфере критики науки и развития иррационализма наблюдается подъем ре лиг. философии, ищущей путей обновления. Протестантский модернизм (О. Сабатье) базируется на неокантианстве, а католический (М. Блондель, Э. Леруа, А. Луази) пытается опереться на бергсонизм. Развитие ортодоксальной ка-толич. философии пошло по линии неотомизма с его подчеркнутым интеллектуализмом. Первые шаги неотомизма во Ф. ф. связаны с именами А. Сертийанжа и Р. Гарригу-Лагранжа. В 10-е гг. главой этого течения становится Ж. Маритен, к-рый обосновывает отмежевание неотомизма от бергсоновского иррационализма. В эти же годы начинается деятельность Э. Жильсона по пропаганде схоластич. философии. В т о р о й п е р и о д часто характеризуется как период "безвременья" во Ф. ф. Для него типично отсутствие ведущего направления и превалирующей школы в философии. Острой критике подвергается "университетский спиритуализм", олицетворяемый создателем "критического рационализма" Брюнсвиком. Новое поколение, вступившее в жизнь в обстановке бурных социальных катаклизмов и развенчания господствующих в обществе "духовных ценностей", отвергает традиц. формы идеалистич. философии за ее абстрактность, легковесный оптимизм, невнимание к насущным человеч. нуждам. Выдвигается требование создать новую, "реалистическую", "конкретную" философию, к-рая стала бы "философией человека", придя на смену прежней "философии идей и вещей". Т.о., намечается радик. изменение филос. проблематики по сравнению с предшеств. периодом. Отличит. особенностью второго периода является переработка новых филос. течений, распространяющихся из-за рубежа. В 30-х гг. 20 в. Ж. Валь, Ж. Ипполит.: и А. Кожев вводят во Францию так называемое "экзистенциалистское неогегельянство", интерпретирующее философию Гегеля в духе иррационалистич. "трагической диалектики". Во Ф. ф. появляются феноменология и фрейдизм. Оба эти течения пришли во Францию из Германии и получили распространение значительно позднее, чем в др. странах, что, однако, не помешало им глубоко укорениться во Ф. ф. 2-й пол. 20 в. Увлечение феноменологией Гуссерля коснулось прежде всего протестантских философов (Ж. Эрен, Ш. Отер, Р. Виль, Ф. Менего, Р. Мель); в работах Э. Левина, Ж. П. Сартра, Г. Марселя, Ж. Гурвича, А. Куайре, Г. Берже, М. Мерло-Понти, П. Рикера она истолковывается как единственно правильный метод анализа человеч. существования во всей его противоречивости и непосредственности, свободный от искажающего влияния абстрактных идей. Влияние зарубежной философии (датской – Кьеркегор; немецкой – Хайдеггер, Ясперс, Ницше; австрийской – Фрейд; русской – Н. Бердяев, Л. Шестов) в сочетании с определ. лит. влияниями (Ф. Достоевский, Ф. Кафка, А. Жид, А. Мальро) обусловило ту форму, в к-рой во Франции начала разрабатываться "философия человека". Так, человеч. реальность была понята в духе индетерминизма – как абсолютно независимое существование (человека) от материального (в т.ч. и социального) мира, его полная выключенность из цепи причинно-следств. отношений. "Философия человека" приходила к пессимистич. выводу о неустранимости внутр. источника противоречий и страданий человеческого существования. Трагич. мироощущение, опустошенность и отчуждение личности ярче всего были выражены в начавшем складываться к концу 30-х гг. атеистич. экзистенциализме (Ж. П. Сартр, А. Камю). Меньше всего пессимистич. настроением оказался затронутым неотомизм. В совр. томизме произошло размежевание на палеотомистов (Жильсон), сводящих свою задачу к простому возрождению учения Фомы Аквинского и в плане решения этой задачи развертывающих интенсивное изучение ср.-век. философии, и собственно неотомистов (Маритен), выступающих за всестороннее обновление томизма. Франц. философы становятся наиболее авторитетными представителями совр. томизма. Неортодоксальные направления религ. философии, к-рые, как правило, являются иррационалистическими, опираются на феноменологич. метод (А. Дюмери) и в центре исследования ставят "человеч. реальность". Тема трагизма человеч.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.