ФРАНЦИСКАНСТВО

Найдено 1 определение
ФРАНЦИСКАНСТВО
монашеский идеал и тип духовности католического ордена францисканцев, созданного и т. проповедником Франциском Ассизским. Новый монашеский идеал был сформулирован им в сочинениях: «I Устав» («Rcgula non bullata» - «Устав, не утвержденный буллой», 1221), «II Устав» («Regula bullata» — «Устав, утвержденный буллой» или «Окончательный устав», 1223) и в «Завещании» («Tcstamentum», 1226). Эти сочинения были надиктованы, а некоторые из них носят следы более поздней редакции. Источником для них послужили тексты Священного Писания, а также личный мистически!! опыт св. Франциска. Самый ранний, не сохранившийся Устав (1209) представлял собой выдержки из евангельских текстов с краткими комментариями. Ни один из созданных ранее монашеских уставов (Бенедикта из Нурсии, Августина) не использовал евангельский текст в качестве основы (исключением отчасти может быть устав Василия Великого). По первоначальному замыслу Франциска, его последователи должны были образовать не связанное никакими организационными узами христолюбивое странствующее братство, следующее идеалу жизни апостолов (vita apostolica) и состоящее исключительно из мирян (в отличие от нищенствующего ордена доминиканцев, к-рый возник как попытка обновления в апостольском духе именно клира). Среди мирян движение за возвращение к апостольской жизни получило широкое распространение еще в 12 в.: в форме массовых еретических движений (напр., вальденсы), в создании групп странствующих проповедников, в форме религиозных братств, действовавших в рамках церковного организма. Зарождение Ф. как особой культурно-исторической формы воплощения христианского идеала было вызвано значительными социальными и экономическими переменами, происходившими в Западной Европе в 11 — 13 вв. Началом институционального оформления ордена стало его письменное утверждение папой Гонорием III (1223), а завершили его «Нарбонские конституции» (1260). Принципиальный разрыв францисканцев с предыдущей западно-христианской монашеской традицией состоял в отказе от полной изоляции и сведения к минимуму всех контактов с внешним миром (т.н. stabilitas loci, см. Бенедиктинское монашество); монаха-отшельника заменил монах-миссионер. Исходной посылкой монашеского идеала Франциска было возвращение к жизни в соответствии с Евангелием, понятым буквально и конкретно. Радикально понятое Евангелие в практическом воплощении означало требование подражать Христу-человеку - подражать sine glossa, т.е. без каких-либо компромиссов и приспособлений, не опуская ни малейших деталей, вплоть до полного с ним отождествления (Франциска уже его современники называли alter Christus, ас 14 в. в духовной лит-ре ордена говорится не о подражании, но именно об отождествлении францисканца с Христом). Требование подражать Христу странствующему, нищему и страдающему акцентировало такие необходимые для францисканца добродетели, как простота, смирение и бедность. Полный отказ от собственности как своеобразный синтез всех этих добродетелей был для Франциска не просто аскетической практикой, но принципиальным положительным идеалом. Бедность, убогость Христа Франциск усматривал не только в его бездомной, полной лишений жизни, но в самой тайне воплощения, к-рая ограничивала прерогативы божественной природы Христа и подчиняла его (по его собственному желанию) всем тяготам природы человеческой, обрекая на нищету и страдания. Отсюда бедность становилась привилегированным путем к спасению, источником всех добродетелей и всего совершенства. Привычный для всей монашеской традиции отказ от обладания личной собственностью был дополнен отказом и от собственности корпоративной и радикальным требованием Франциска жить, уповая исключительно на помощь Бога, за счет добровольных подаяний. Другим важным элементом Ф. является идея братства (fraternitas): жизнь в соответствии с Евангелием реализуется в первую очередь в братской общине. Исходным пунктом братства было понятие Бога как высшего блага и высшего проявления любви. Бог — отец всего тварного мира; всё сотворенное им — братья; ко всему тварному следует относиться с любовью. Ф. характеризуется позитивным отношением к миру, благоговением перед природой, уважением ко всем ее дарам (в 20 в. Франциск Ассизский был провозглашен одним из патронов экологического движения). Из всеобщего братства логически следует идея равенства, к-рая получила свое выражение как во внутренней структуре ордена, так и во взаимоотношениях братьев между собой. Священники и братья ордена отличались не занимаемым в ордене положением, как было в традиционных монашеских общинах, но характером исполняемых обязанностей. Это правило распространялось и на настоятелей ордена — генералов и провинциалов, само название к-рых (ministri, т.е. слуги) акцентировало исключительно служебный характер их власти.
В понимании послушания большой акцент делался на индивидуальной духовной свободе францисканца. Требование послушания, понимаемого также как умение слушать и как готовность к служению, углублялось обетом взаимного послушания членов ордена. Братская любовь и солидарность, к-рые распространяются не только на собратьев по ордену, но и на всех людей без исключения, в жизни францисканцев реализуются в деятельной любви или в апостольстве, понимаемом именно как служение. Уставом не зафиксированы конкретные сферы деятельности, речь идет о простом апостольстве присутствия - жить среди людей, трудясь вместе с ними и помогая им, провозглашая Евангелие примером собственной жизни («все братья должны проповедовать своими поступками»). Особое внимание раннее Ф. уделяло социальным низам, больным и прокаженным, служение к-рым понималось как служение самому Христу (с 15 в. францисканцы создают сеть ссудных касс для бедняков - montcs pietatis, одну из первых благотворительных институций для социальных низов в Европе). Апостольство присутствия означало, что живущий среди людей францисканец должен был отличаться от них лишь большим уподоблением своей жизни жизни Христа. Ключевые элементы францисканской духовности находят свое выражение в особом типе внешнего поведения. Францисканская идея смирения, мотивированного величием Бога и ничтожностью человека, признающего все блага за дар и собственность самого лишь Бога, во внешнем поведении проявляется в позиции униженности (minoritas; отсюда и название францисканцев — минориты) по отношению к другим людям. Идеи любви и братства получают свое внешнее выражение в постоянной и спокойной радости, понимаемой как важный элемент христианского совершенства; а идея «нравиться только Богу» — в искренности и непосредственности поведения. Успех францисканского движения определялся тем, что орден предложил новую модель христианской жизни, к-рая позволяла совмещать жизнь в миру с воплощением евангельских идеалов и выразился, в частности, в создании т.н. III ордена — монашествующих мирян-терциариев, или францисканского ордена мирян (TOR — Tertius Ordo Regularis sancti Francisci), члены к-рого сочетали ремесленный труд с системой аскетических практик. По мере клерикализации ордена выработанный Франциском монашеский идеал претерпел значительную эволюцию. Сразу после смерти Франциска в ордене развернулась борьба между ревнителями строгого исполнения Устава и совершенной бедности (altissima paupertas) и сторонниками более умеренной позиции.
В 1279 орден получил разрешение на обладание имуществом, при условии, что формально собственность должна принадлежать Римской церкви, а орден мог ею только пользоваться. Внутренние противоречия привели к разделению ордена (1517) на: Ordo Fratrum Minorum (OFM) — Меньшие братья, или обсерванты — ревнители строгого исполнения Устава и совершенной бедности; Ordo Fratrum Minorum Conventualium (OFM Conv.) — Меньшие братья конвентуалы. Из обсервантов в 1528 выделились Меньшие братья капуцины (Ordo Fratrum Capucinorum), получившие самостоятельный статус в 1560. До кон. 19 в. из францисканского движения выделилось еще несколько монашеских общин.
В 1909 состоялось формальное объединение всех членов францисканской семьи — Пий X в своем апостольском письме «Septimo jam pleno» объявил все общины истинными наследницами св.Франциска, ветвями одного дерева. Лит.: Истоки франиисканства. Кайшядорис: Тип. им. А.Якштаса, 1997; Св.Франциск Ассизский. Соч. / Под.рсд. ВЛ.Задворного. М.: Изд-во Францисканцев — Братьев меньших конвентуальных, 1995; Несколько слов о францисканцах. М.: «Аслан», 1996; Aumann J. Christian Spirituality in the Catholic Tradition. San Francisco: Ignatius Press, 1985; Brooke R.B. The Coming of the Friars. London: Allen and Unwin; New York: Barnes and Noble books, 1975; Gemeiii A. Franciszkanizm. Wbrszawa: Niepokalanow, 1988; Knowies D. From Pachomius to Ignatius. A Study in the Constitutional History of the Religious Orders. Oxford: Clarendon Press, 1966; Lawrence СИ. Medieval Monasticism. Forms of Religious Life in Western Europe in the Middle Ages. London; New York: Longman, 1985. М.А.Корзо

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
274.96 кб

Интеллектуальный ренессанс XII В. И раннее францисканство XIII В. , их значение для современной Евро

Клестов Александр Анатольевич
Читать PDF
22.53 мб

АНТОНИО ТРОМБЕТТА В КОНТЕКСТЕ ПАДУАНСКОЙ ФРАНЦИСКАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Вдовина Галина
Статья посвящена Антонио Тромбетте философу и теологу, представляющему традицию францисканского скотизма Падуи на рубеже XV-XVI вв.