(Photian Schism). Полемика в IX в. между восточным и западным христианством. В 858 г. император Михаил III сместил тогдашнего Константинопольского патриарха и назначил на его место учителя философии Фотия. Сторонники предыдущего патриарха подвергли сомнению законность его смещения и нашли поддержку у папы Николая I, крый воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы заявить претензию на власть над Восточной церковью. Конфликт подогревали доктринальные разногласия, связанные с вопросами целибата, поста, миропомазания, но прежде всего с учением о двойном исхождении Св. Духа: Рим утверждал, что Св. Дух исходит от Отца и Сына (filioque ). Фотий отвергал теологические положения Рима, видя в них еретическое искажение ортодоксии.
Несомненно, одной из причин раскола были трудности общения ни папа, ни патриарх не говорили на родном языке своего оппонента. Противостояние распространилось даже на сферу миссионерства: обе стороны боролись за души славян, и особое поле раздоров представляла Болгария. Новый император сначала низложил, а потом восстановил Фотия на престоле. А новый папа Иоанн VIII отказался от притязаний, крые подвергали бы опасности единство христианского мира. Но клин в отношения уже был вбит. Последующий император в 886 г. низложил Фотия (или заставил его добровольно отречься от своего поста); тем самым почва оказалась подготовленной для окончательного раскола восточного и западного христианства в 1054 г.
J.D. Douglas (пер. Ю.Т.) См. также: Филиокве.