(Fosdick, Harry Emerson, 18781969). Американский протестант, пастор, один из наиболее влиятельных церковных деятелей первой пол. XX в. Принадлежит к числу главных популяризаторов теологического либерализма. Родился в Буффало (НьюЙорк), в баптистской семье. Его отец и дед были школьными учителями. В 1896 г., на последнем курсе Колгейтского университета, он прочитал книгу Э. Д. Уайта "Битва науки с теологией в христианском мире", в крой библейское христианство подвергалось резкой критике, и отверг традиционную для его семьи евангелическую веру. От того, что сам он называл "библейским обскурантизмом", Фосдик постепенно пришел к теологическому либерализму.
Профессора Колгейтского университета и Объединенной теологической семинарии (НьюЙорк), где Фосдик получил степени бакалавра искусств (1900) и теологии (1904), убедили его, что не надо отказываться от христианского служения, даже если не исповедуешь евангелической веры. Ученыетеологи, в т.ч. У.Н. Кларк, открыли для него новый либерализм, подчеркивающий эволюцию божественного откровения и человеческую добродетель.
В нояб. 1903 г. Фосдик был рукоположен пресвитерианами. С 1904 г. он служит баптистским пастором в Монтклэре, в 190846 гг. преподает в Объединенной семинарии. С 1918 по 1924 г. в качестве "приглашенного пастора" проводит регулярные богослужения в Первой пресвитерианской церкви НьюЙорка. Тогда же, в первые годы полемики фундаменталистов и модернистов, он оказывается в эпицентре событий. В проповедях, а позднее в специальной брошюре он резко критикует фундаменталистов. В ответ консервативные пресвитериане и баптисты окрестили его "Моисеем модернизма" и "Джесси Джеймсом от теологии ". В 1924 г. под огнем критики Фосдик был вынужден оставить свою должность. Однако Дж. Д. Рокфеллермл. предложил ему занять пасторскую кафедру в своей семейной конгрегации, баптистской церкви на Паркавеню в НьюЙорке. Фосдик принял предложение лишь после того, как Рокфеллер обещал построить новое большое здание. Добился он и изменения условий, позволявших стать членом церкви, по сути дела превратив ее в межденоминационную. В 1926 г. Фосдик стал пастором церкви РиверсайдЧерч, края вскоре приобрела широкую известность. Прослужил он в ней до 1946 г., обретая все большую известность как протестантский проповедник.
Позже Фосдик писал книги и читал лекции. В автобиографии, опубликованной в 1956 г., он выражает уверенность, что либерализм конечное и высшее выражение христианства, а потому благополучно переживет критику неоортодоксальных теологов. Однако в последние десять лет жизни взгляды его изменились, он стал консервативней. Фосдик подчеркивал, что всегда был лишь ск-ром ным "евангеликомлибералом" и в Библии искал те духовные истины, крые в ней, несомненно, есть.
Страстный проповедник и блестящий писатель, Фосдик в книгах, еженедельных радиопередачах и проповедях неустанно и резко критиковал традиционный протестантизм XIX в. с его некритическим прочтением Библии и отсутствием интереса к науке или образованию. Фосдик стремился внедрить в христианскую мысль библейскую критику, психологию религии, учение об эволюции, ценности современных социальнополитических движений, подчеркивая скорее этический, чем доктринальный аспект вероучения. Особое значение он придавал внутреннему миру человека и силе веры (см., напр., его необычайно популярную книгу "Быть подлинным" [То be a Real Person, 1943]), однако всегда заботился о том, чтобы его рекомендации не выходили за нормативные рамки христианской теологии, хотя бы и в ее либеральной форме. Благодаря тому что проповеди Фосдика всегда ориентированы на те или иные проблемы, он оказал огромное влияние на проповедническую деятельность в Америке.
Как и большинство теологовлибералов, Фосдик внес мало нового в реальное понимание институциональной власти, социальных структур,человеческой греховности. Пожалуй, немногие его работы смогут выдержать критику неоортодоксов и консервативных теологов или проверку временем. А вот автобиография его не потеряла значимости, поскольку дает нам возможность еще раз заглянуть в прошлое, когда в западной теологии бурно развивался либерализм.
R. D. Linder (пер. Ю. Т.) Библиография: Н.Е. Fosdick, The Modem Use of the Bible and The Living of These Days: An Autobiography; W. K. Cauthen, The Impact of American Religious Liberalism; W. R. Hutchison, The Modernist Impulse in American Protestantism; 3 .R. Scruggs, Baptist Preachers with Social Consciousness: A Comparative Study of Martin Luther King, Jr. and Harry Emerson Fosdick.
См. также: Либерализм в теологии; Фундаментализм.