в др.-римск. мифологии - богиня судьбы, счастья, случая.
ФОРТУНА
ФОРТУНА
Источник: Атеистический словарь
ФОРТУНА
(Fortuna) - др.-римская богиня случая, судьбы, счастья. Ей посвящались тысячи алтарей, ее изображение имелось в каждом доме и чеканилось на монетах. Ф. изображалась в виде женщины с рогом изобилия в одной руке и рулевым веслом в другой, иногда с повязкой на глазах или слепой.
Фортуна
рим.) – римская богиня счастья, случая и удачи, отождествлявшаяся с греческой богиней Тихе. Первоначально была богиней урожая и плодородия, покровительницей женщин и материнства. Ее праздник совпадал с днем рождения богини плодородия и деторождения Матер Матуты. По преданию, культ Ф. был введен Сервием Туллием, ставшим царем из сына рабыни. Почиталась Ф.-Примигения (первородная), которой вручали судьбу младенца, Ф.-Привата (частныхдел), Ф.-Публика (общественныхдел), Ф.-Бона (доброй судьбы), Ф.-Вирилис (судьбы мужчин), Ф.-Мулиэбрис (судьбы женщин) и др. Существовали также Ф. – покровительницы сословий и профессий: Ф.-Патриция, Ф.-Плебейя, Ф.-Эквестрис (покровительница всадников), Ф.-Дукс (покровительница полководцев), а в императорское время появились Ф.-Цезарис (покровительница Цезаря и его рода), Ф.-Августа (покровительница царствующего императора) и т. д. Существовали алтари Ф., воздвигнутые ремесленными коллегиями, военными частями и другими объединениями граждан. В эпоху империи Ф. была самой почитаемой богиней, ее сближали с Исидой, Немесидой, Фелицитас. Появился также культ Ф.-Пантейн (всех богов). Ф. изображали женщиной с рогом изобилия, сыплющей монеты, иногда стоящей на шаре или колесе (символ изменчивости счастья) и с повязкой на глазах.
Источник: Мифологический словарь
Фортуна
Фортуна (Fortuna) – древнеримская богиня. Культ ее – один из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения (di novensidenses). Предание, имеющее ясное представление только о позднейшей Фортуне, тождественной греческой Τύχη (Тюхе), приписывает введение культа любимцу счастья, бывшему рабу Сервию Туллию. Древнейшее, первоначальное значение богини с трудом поддается определению. Древнейшими храмами ее были fanum Fortis Fortunae и aedes Fortunae, на forum boarium. Судя по характеру праздника Fortis Fortunae и времени его (24 июня), можно думать, что первоначальное значение богини было земледельческое – обоготворение случайности, непредвиденного стечения обстоятельств, которые играют такую важную роль в жизни земледельца. Другой характер имеет Фортуна скотного рынка; ее тесная связь и соседство с Mater Matuta позволяют думать, что, как и Matuta, она была богиней-покровительницей женщин; на это же указывает и смешение ее с Pudicita, и обычай невест приносить в дар этой F. virginalis свои девические платья. Той же богине посвящен был другой храм на via Latina, основанный, по преданию, Кориоланом, где богиня почиталась под именем F. muliebris.
Такое же отношение к женщинам видно и в культе F. virilis, которой молились 1 апреля женщины низших классов в мужских банях; празднество ее совпадало с праздником в честь Венеры. Мы имеем, таким образом, наряду с богиней-покровительницей чистоты и целомудрия богиню, покровительствующую противоположным качествам женской природы. Культ Фортуны заимствован был, вероятно, из Лация, где издревле славились ее храмы в Анции и Прэнесте. Особенно знаменита была прэнестинская богиня, прозванная Рrimigenia, т. е. перворожденная дочь Юпитера. Эта чуждая латинской религии идея филиации есть, вероятно, результат иноземного, может быть, греческого, влияния. Характер богини как покровительницы женщин и их плодовитости сказывается в посвящении ей надписей матронами, просящими детей, и в изображении богини с двумя младенцами у грудей, подобно аналогичной богине в Капуе и ряду других, особенно галльских и германских божеств сходного значения. Отличительной чертой прэнестинского культа были предсказания, которые давала богиня; они записывались на палочках дубового дерева, вынимавшихся как жребий (sortes). Эта опять-таки чуждая старолатинским религиозным воззрениям черта повела к тому, что культ прэнестинской богини поздно проник в Рим. Первый храм F. primigenia посвящен был в 194 г. до Р. Х. на Квиринале; вскоре тут же возникли еще один храм той же богини и храм F. publica, почему и местность стала называться ad tres Fortunas. Publica p(opuli) R(omani) было эпитетом и богинь двух других храмов, что дает право заключить, что культ прэнестинской богини перешел в культ богини-покровительницы счастья римского народа. Культ богини счастья вскоре дифференцировался на сотни и тысячи отдельных культов. Боги-покровители определенных лиц, групп, учреждений, дней, времен года и т. п., тысячи римских гениев и персонификаций разделили общее понятие счастья и удачи на тысячи мелких частей: уже в 101 г., а может быть, и раньше возникает в Риме храм Фортуны huiusce diei – божества, гарантирующего счастливый исход данного дня; еще раньше, в 180 г., посвящен был диктатором Кв. Фульвием Флакком храм Фортуны equestris, богине-покровительнице римской конницы, в память счастливой кавалерийской атаки в кельтиберской войне 180-го г. Ввиду способности этого божества к дифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальных интересов, Фортуна делается наиболее популярной богиней римского Пантеона и почитается под тысячами имен и прозвищ. Характерны в этом отношении слова Плиния Старшего: «по всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, ее одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, ее одну хвалят, ее одну уличают. С бранью почитают ее, изменчивую, многие считают ее слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей на счет ставится и дебет и кредит, и во всех расчетных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу». Ей посвящаются тысячи алтарей и капелл по всему лицу Римской империи; ее изображение имеется во всяком домашнем святилище, появляется на монетах и еще чаще на предметах промышленности и домашнего обихода; она преобладает вместе с Меркурием – таким же богом материальной выгоды и удачи – на резных камнях, на свинцовых марках самого разнообразного назначения, на лампах, копилках, сосудах ежедневного употребления и т. д. Популярности богини содействует и то, что она входит как официальная составная часть в культ императоров под именем F. Augusta, наряду с гением Августа; в Помпеях и других местах ей в первые времена империи посвящаются храмы. В Риме особым почитанием со времени возвращения Августа с Востока в 19 г. до Р. Х. пользуется F. Redux. Культ Фортуны сохраняет свое официальное значение и после Августа, до поздних времен империи.
Изображается Фортуна обыкновенно в виде одетой женщины, опирающейся одной рукой на руль, а другой держащей рог изобилия. Иногда она представлена стоящей на шаре или упирающей в него свой главный атрибут – руль. Дифференциация характеризуется присоединением атрибутов, напр. корабельного носа (F. navalis). Изображение Фортуны приспособляется к целому ряду персонификаций, стоящих с нею в более или менее тесной связи: Felicitas, Hilaritas, Concordia, Fides и др. так или иначе примыкают к ее типу. В силу всеобъемлющего ее значения с нею легко сливаются другие божества; так, Фортуна сливается с Изидой, завоевывающей себе в Риме, начиная с I в., огромную популярность; появляется даже прямое олицетворение ее всеобъемлемости – культ F. Panthea. М. Р.
Ср. Preller, «Romische Mythologie» (II, 179 и cл.); Peter и Drefler у Roscher'a, «Lexicon der Mythologie» (I, 1503–1558); Wissowa, «Romische Religion and. Kultus» (206 и сл.).
Такое же отношение к женщинам видно и в культе F. virilis, которой молились 1 апреля женщины низших классов в мужских банях; празднество ее совпадало с праздником в честь Венеры. Мы имеем, таким образом, наряду с богиней-покровительницей чистоты и целомудрия богиню, покровительствующую противоположным качествам женской природы. Культ Фортуны заимствован был, вероятно, из Лация, где издревле славились ее храмы в Анции и Прэнесте. Особенно знаменита была прэнестинская богиня, прозванная Рrimigenia, т. е. перворожденная дочь Юпитера. Эта чуждая латинской религии идея филиации есть, вероятно, результат иноземного, может быть, греческого, влияния. Характер богини как покровительницы женщин и их плодовитости сказывается в посвящении ей надписей матронами, просящими детей, и в изображении богини с двумя младенцами у грудей, подобно аналогичной богине в Капуе и ряду других, особенно галльских и германских божеств сходного значения. Отличительной чертой прэнестинского культа были предсказания, которые давала богиня; они записывались на палочках дубового дерева, вынимавшихся как жребий (sortes). Эта опять-таки чуждая старолатинским религиозным воззрениям черта повела к тому, что культ прэнестинской богини поздно проник в Рим. Первый храм F. primigenia посвящен был в 194 г. до Р. Х. на Квиринале; вскоре тут же возникли еще один храм той же богини и храм F. publica, почему и местность стала называться ad tres Fortunas. Publica p(opuli) R(omani) было эпитетом и богинь двух других храмов, что дает право заключить, что культ прэнестинской богини перешел в культ богини-покровительницы счастья римского народа. Культ богини счастья вскоре дифференцировался на сотни и тысячи отдельных культов. Боги-покровители определенных лиц, групп, учреждений, дней, времен года и т. п., тысячи римских гениев и персонификаций разделили общее понятие счастья и удачи на тысячи мелких частей: уже в 101 г., а может быть, и раньше возникает в Риме храм Фортуны huiusce diei – божества, гарантирующего счастливый исход данного дня; еще раньше, в 180 г., посвящен был диктатором Кв. Фульвием Флакком храм Фортуны equestris, богине-покровительнице римской конницы, в память счастливой кавалерийской атаки в кельтиберской войне 180-го г. Ввиду способности этого божества к дифференциации, наряду с преобладанием в обществе чисто материальных интересов, Фортуна делается наиболее популярной богиней римского Пантеона и почитается под тысячами имен и прозвищ. Характерны в этом отношении слова Плиния Старшего: «по всему свету, повсюду во все часы дня голоса всех призывают и называют одну Фортуну, ее одну обвиняют, привлекают к ответственности, о ней одной думают, ее одну хвалят, ее одну уличают. С бранью почитают ее, изменчивую, многие считают ее слепой, бродячей, непостоянной, неверной, вечно меняющейся, покровительницей недостойных. Ей на счет ставится и дебет и кредит, и во всех расчетных книгах смертных она одна занимает и ту, и другую страницу». Ей посвящаются тысячи алтарей и капелл по всему лицу Римской империи; ее изображение имеется во всяком домашнем святилище, появляется на монетах и еще чаще на предметах промышленности и домашнего обихода; она преобладает вместе с Меркурием – таким же богом материальной выгоды и удачи – на резных камнях, на свинцовых марках самого разнообразного назначения, на лампах, копилках, сосудах ежедневного употребления и т. д. Популярности богини содействует и то, что она входит как официальная составная часть в культ императоров под именем F. Augusta, наряду с гением Августа; в Помпеях и других местах ей в первые времена империи посвящаются храмы. В Риме особым почитанием со времени возвращения Августа с Востока в 19 г. до Р. Х. пользуется F. Redux. Культ Фортуны сохраняет свое официальное значение и после Августа, до поздних времен империи.
Изображается Фортуна обыкновенно в виде одетой женщины, опирающейся одной рукой на руль, а другой держащей рог изобилия. Иногда она представлена стоящей на шаре или упирающей в него свой главный атрибут – руль. Дифференциация характеризуется присоединением атрибутов, напр. корабельного носа (F. navalis). Изображение Фортуны приспособляется к целому ряду персонификаций, стоящих с нею в более или менее тесной связи: Felicitas, Hilaritas, Concordia, Fides и др. так или иначе примыкают к ее типу. В силу всеобъемлющего ее значения с нею легко сливаются другие божества; так, Фортуна сливается с Изидой, завоевывающей себе в Риме, начиная с I в., огромную популярность; появляется даже прямое олицетворение ее всеобъемлемости – культ F. Panthea. М. Р.
Ср. Preller, «Romische Mythologie» (II, 179 и cл.); Peter и Drefler у Roscher'a, «Lexicon der Mythologie» (I, 1503–1558); Wissowa, «Romische Religion and. Kultus» (206 и сл.).
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.