ФОРСТЕР ГЕОРГ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ФОРСТЕР Георг
1754-1794) - нем. философ, естествоиспытатель. В 80-е гг. перешел с религ. позиций на позиции материализма. В критике религии продолжал традицию франц. материалистов. Перевел на нем. язык книгу Б. Ф. Вольнея «Руины». Для Ф. нет ничего выше разума, идея бога является отражением естеств. сил, а религия - продукт человеч. чувств, потребностей, условий.

Источник: Атеистический словарь

ФОРСТЕР Георг
(Forster, 1754-1794) - нем. естествоиспытатель, философ, рев. деятель. Пережив в молодости кратковрем. увлечение религией, Ф. постепенно перешел па позиции материализма и атеизма. В 1792 он возглавлял Майнцскую республику, провозгласившую присоединение к рев. Франции. Атеистич. пропаганду в этих условиях Ф. не вел лишь потому, что опасался, как бы она не оттолкнула от революции религиозно настроенную крестьянскую массу. На русском яз. изданы его «Избр. произв.» (М., 1960).

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ФОРСТЕР Георг (1754—94)
нем. мыслитель-материалист, естествоиспытатель, революционер. На формирование его взглядов оказал влияние фр. материализм 18 в. С позиций материалистического сенсуализма критиковал априоризм Канта, пытавшегося, по словам Ф., “лепить природу в соответствии со своими логическими определениями”, отвергал иррационализм Якоби. Ф. был сторонником теории общественного договора, из к-рой выводил право народа на революционное низвержение деспотизма, феодальных порядков. Революция, с его т. зр., является и средством обновления нравов, освобождения людей от пороков. Ф. был страстным поборником национального суверенитета, резко осуждал колониальное рабство. Он принимал активное участие в революционных событиях в Германии и во Франции в 1792—93. Энгельс причислял его к истинным демократам и лучшим патриотам Германии. Соч.: “Взгляд на природу в целом”, “Еще о человеческих расах” (1786), “Об отношении искусства управления государством к счастью человечества”, “Парижские очерки” (1793—94).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФОРСТЕР ГЕОРГ

27 ноября 1754, Нассенгубен, близДанцига, совр. Гданьск— 10 января 1794, Париж) — немецкий просветитель, философ, ученый, революционный демократ. Участвовал в кругосветном плавании Дж. Кука (1772—75). Профессор университета в Касселе (с 1778) и Вильно (с 1784). Директор университетской библитеки в Майнце (с 1788). Приветствовал Великую французскую революцию, был активным деятелем образованной осенью 1792 республики в Майнце. Философские взгляды Форстера сложились под влиянием Ж. Л. Бюффона, французских материалистов, И. Гердера. Природа понимается им как нечто подвижное и изменчивое. Вначале был близок Якоби, позднее отошел от него. Подчеркивал, что «представления, которые мы имеем о вещи вне нас, дают нам вместе взятые понятие объекта, которое мы называем телом, поскольку оно является причиной этих представлений» (Форстер Г. Избр. произв. М., 1960, с. 10). Форстер переходит на позиции сенсуализма и материализма, критики религии. Полемизировал с Кантом о происхождении человеческих рас. Негативно относился к феодальному строю и монархии, к угнетению личности в условиях деспотизма. В статье «Искусство и эпоха» (1789) раскрыл гуманистический характер античного искусства, предметом которого был человек в его совершенной красоте. В «Путешествии по Нижнему Рейну» (1790) он показал богатство средневекового искусства, ограниченность классицизма. В статье «Об отношении искусства управления государством к счастью человечества» (1794) Форстер выразил возмущение деспотизмом в Пруссии короля Фридриха II, ограничил функции государства обеспечением безопасности людей, выдвинул ряд демократических требований, исходя из правила «все не запрещенное — дозволено». В 1792—93 гг. он принимает участие в создании демократической республики в Майнце, становится якобинцем (см. «Парижские очерки», 1793—94). Его деятельность была высоко оценена Ф. Энгельсом, А И. Герценом, Н. Г. Чернышевским.
Соч.: Philosophische Schriften. В.,1958; Werke, Bd 1-2. В.—Weimar, 1968; в рус. пер.: Немецкие демократы 18 века. М., 1956; Избр. произв. М., 1960.
Лит.: Мошковская Ю. Я. Г. Форстер — немецкий просветитель и революционер XVIII в. М., 1961; ГулыгаА. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962, гл.6; Fiedler H. G. Forster. Bibliographie, 1767-1970. В., 1971.
М. А. Иванов

Источник: Новая философская энциклопедия

ФОРСТЕР ГЕОРГ

(26 нояб. 1754 – 12 янв. 1794) – нем. ученый-естествоиспытатель, философ, революционер. В 1772–75 участвовал в кругосветном плавании капитана Кука. Проф. ун-та в Касселе (с 1778), где встречался с Якоби, Лихтенбергом, Лессингом, Гете, и Вильно (с 1784). Директор ун-тской б-ки в Майнце (с 1788). Ф. приветствовал Вел. франц. революцию, с образованием осенью 1792 республики в Майнце стал активным ее деятелем, в марте 1793 был послан в качестве ее делегата в Париж, где оставался до своей смерти. Филос. взгляды Ф. сложились под влиянием франц. материалистов; к концу 80-х гг. он от религ. пантеизма перешел на позиции материализма. Для Ф. природа и ее процессы – единств. действительность, в к-рой совершается круговорот материи, конкретной физич. реальности. Материя есть субстрат и первопричина всего. Природа состоит из связанных между собой членов единого целостного организма. Внутри этого целого материя и сила в своем взаимодействии образуют поток движения; каждая частица материи активна и взаимодействует с остальной материей, но движение это механическое. В теории познания Ф. – сторонник сенсуализма. В духе учения франц. материалистов Ф. утверждал, что все недоступное чувствам непостижимо и для ума; душа – не метафизич. субстанция, а совокупность ощущений. Не отрицая того, что "разум является живым зеркалом реальности", Ф. ограничивал функцию ума проверкой ощущения. В э с т е т и к е Ф. в духе идей Винкельмана и Шиллера выступает защитником классич. идеала прекрасного, видя в антич. иск-ве высшее воплощение худож. совершенства. Среди благоприятных условий, содействовавших "прекрасному равновесию физической и моральной культуры" в Др. Греции, Ф. отмечает "свободу государственного устройства" – в противоположность новому времени, когда иск-во развивалось под "холодным дыханием деспотизма". Политич. воззрения Ф. характе-ризуются резко отрицат. отношением к феод.-сословному строю и монархич. гос. системе. Осуждая деспотизм и произвол абсолютистского гос-ва, Ф. предлагал свести до минимума сферу деятельности гос-ва, предоставив ему единств. функцию: обеспечение безопасности граждан. Ф. проявлял интерес к утопическому социализму. Высокую оценку деятельности Ф. дал Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 572). Соч.: S?mtliche Schriften, Bd 1–9, Lpz., 1843; Philosophische Schriften, В., 1958; Kleine Schriften und Briefe, Lpz., [1964]; Werke, Bd 1–2, В.–Weimar, 1968; в рус. пер. – Нем. демократы XVIII в. Шубарт, Форстер, Зейме, вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского, М., 1956; Избр. произв., [вступ. ст. Ю. Я. Мошковской], М., 1960. Лит.: Mолешот Я., Г. Ф. – нар. естествоиспытатель, пер. с нем., СПБ, 1874; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 12, М., 1949, с. 291–93; Герцен А. И., Собр. соч., т. 2, М., 1954; Слободкин Г. С., Г. Ф. – выдающийся нем. мыслитель и революционер, "Уч. зап. [Свердл. гос. пед. ин-т]", 1957, вып. 14; его же, Эстетич. воззрения Г. Ф., там же, вып. 15; Mелещенко З. Н. и ?умянцева Т. М., Критика религии и церкви нем. просветителями XVIII в., в сб.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, [т.]3, М.–Л., 1959; Мошковская Ю. Я., Г. Ф. – нем. просветитель и революционер XVIII в., М., 1961; Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962, гл. 6; Деборин А. М., Филос. взгляды нем. мыслителя XVIII в. Г. Ф., "ФН" (НДВШ), 1962, No 1; Langе ?., G. Forsters Kontroverse mit I. Kant, "Dtsch. Z. Philos.", 1964, No 8; Uhlig L., G. Forster, T?bingen, 1965 (библ.).

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.