(Forsyth, Peter Taylor, 18481921).
Теологевангелик. И почитатели, и оппоненты признавали его пророком своего времени. Родился в Абердине (Шотландия). В 1864 г. поступил в Абердинский университет, крый блестяще закончил, специализируясь по классической литературе. В 1870 г. учился один семестр в Геттингене, у А. Ритчля. В 1876 г. был рукоположен в пасторы и начал служение в конгрегационалистской церкви в Шипли (Йоркшир). В 1904 г. избран председателем Конгрегационалистского союза Англии и Уэльса. Последние 20 лет жизни был ректором Хакниколледжа Конгрегационалистской теологической семинарии. В 1907 г. читал ЛайманБичеровские лекции в Йельском университете.
Форсайт стремился соотнести Евангелие с сознанием современных людей, не отказываясь при этом от его уникальности. В противоположность более традиционалистской ортодоксии он признавал достижения исторической критики, но, в отличие от либеральной теологии, полагал, что эта критика должна удовлетворять высшим, евангельским нормам. В полемике с консервативными евангеликами Форсайт отмечает, что необходимо поновому формулировать библейское вероучение, однако исключает такую апологетику, края исходила бы из тех же критериев, что и неверие. В своей теологии он опирается на Св. Писание, причем всегда обращен к его сердцевине Евангелию искупительной благодати.
Согласно взглядам Форсайта, сущность евангелической веры в благовестии Креста. Сотериология значила для него больше, чем христология, искупление было важнее, чем боговоплощение. Форсайт отвергал модные среди тогдашних ортодоксов примитивные концепции искупления, в крых Иисус представал как человек, наказанный жестоким Богом. По Форсайту, истина искупления в том, что сам Бог через личность Иисуса разделил наши страдания, принял на себя нашу боль и муки. Исповедание Христом святости Отца основа прощения и новая жизнь во Христе. В кресте Христовом Форсайт видел созидательный нравственный перелом истории, когда божественное и человеческое, миг и вечность, суд и благодать соединились во имя нового творения.
Такие взгляды побуждали его бороться с учением гуманистов, крые ставили человеческие добродетели выше божественной благодати, а восхождение человека к божественности (эволюционный натурализм) выше сошествия Бога, в лице Иисуса Христа, к грешному человечеству. Особенно критически он относился к либеральной теологии, края отождествляла Бога только с любовью. По мнению Форсайта, святость Божья включает в себя различные аспекты любовь, истину, милость.
Помимо прочего, Форсайт был новатором в сфере духовной жизни. Он утверждал, что лучшее свидетельство веры освящение человека. Святая душа сильнейший довод в пользу Евангелия, если не считать самого Евангелия. Августин обнаружил утраченную истину в спасении благодатью, Лютер в оправдании верой, а в наше время надо делать упор на оправдании святостью (т.е. Богом) и оправдании во имя святости (жизни в единении с Богом).
Однако при этом Форсайт резко критиковал непроясненную духовность, увязываемую с теологией жизненного опыта. Евангелие не проекция внутренней духовной жизни,а действенная реальность, глубочайшим образом меняющая духовное и этическое бытие человека. Мы должны не культивировать благочестие, чтобы возвысить себя до Бога, но проникнуться спасительным промыслом Божьим, искуплением во Христе. Наша духовность должна свидетельствовать о нравственном послушании, а не о том, что мы освободились от мира ради внутренней чистоты.
Молитва для Форсайта не медитация или созерцание, обусловленное нашими потребностями, а мольба, ходатайство перед Богом. Большое место он отводит настойчивости, упорству в молитвенной жизни, даже говорит о том, что в молитве мы порою боремся с Богом. По его мнению, мы прославляем Бога не только тогда, когда подчиняем себя Его воле, ноитогда, когдаей противимся, чтобы полнее понять Его замысел относительно нашей жизни.
Форсайт боролся с тем, чтобы из проповедника делали кумира; он призывал к возрождению таинств, но подчинял таинства провозглашенному Слову. Таинства для него явленное Слово, проводники, а не только символы благодати. При этом Форсайт критиковал учение о том, что человек полностью перерождается в крещении, а также традиционное понимание Вечери Господней как жертвоприношения. Он считал губительным не отсутствие таинств, а пренебрежительное к ним отношение.
Наследие Форсайта чрезвычайно актуально для нашего времени, когда авторитет теологии падает, а борьба за социальную справедливость отодвигает на задний план надежду обрести справедливость Царства Божьего. Форсайт пользуется широким признанием как предвестник неоортодоксии К. Барта и Э.Бруннера.
D.G. BLOESCH(nep. Ю.Т.) Библиография: R. М. Brown,/? Т. Forsyth:Prophet for Today; S.J. Mikolaski.ed., The Creative Theology of P. T.Forsyth; D.G. Miller, B. Barr, and R.S. Paul, P. T. Forsyth: The Man, The Preachers Theologian, Prophet for the Twentieth Century; J. H. Rogers, The Theology of P. T. Forsyth; A. M. Hunter, P. T. Forsyth: Per Crucem ad Lucem; G.C. Griffith, The Theolog) of P. T. Forsyth; W. L. Bradley, P. T. Forsyth: The Man and His Work.