Формы знания и общество
Формы знания и общество
«ФОРМЫ ЗНАНИЯ И ОБЩЕСТВО» («Die Wissens-formen and die Gesellschaft») — фундаментальный труд M. Шелера, изданный в 1926 в Лейпциге; рус. пер.: Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. Шелер — один из основоположников аксиологии, социологии познания и философской антропологии. Он испытал влияние феноменологии и философии жизни, впоследствии — сторонник персонализма. Различал объективные ценности и эмпирические переменные (относительные ценности, исторически-конкретные формы ценностей), связывал перспективы человечества с возрастанием нравственных ценностей в сознании индивида. Считал, что они могут противостоять кризису буржуазной культуры с доминированием в ней прагматической рациональности и расчета. Шелер стремился преодолеть субъект-объектную схему научного познания и исходить из полноты переживания жизни. Он подчеркивал связь познания с образованием как становлением интерпретирующего субъекта. В работе «Ф. з. и о.» он рассматривает образование не как учебную подготовку к какой-либо деятельности, а как категорию бытия, приобщение к образцам и символическому универсуму. Социология познания Шелера, показывает значимость исторических условий в поддержании или подавлении жизненных, духовных и религиозных ценностей. Эта работа рассматривалась Шелером как найденный выход из дилеммы позитивистски-прагматической или духовно-романтической установок. Шелер выделяет три типа знания: научное, метафизическое и ценностное. Формы знания отличаются не применяемыми методами и не различиями предметов. Они характеризуют разные бытийные отношения, определяемые интересом познающего. При этом в трактовке интереса он, прежде всего, стремится преодолеть позитивистски-прагматический подход. Шелер критикует позитивистскую типологию форм знания О. Конта, в которой религиозно-мифологическое знание сменяется метафизическим, а затем научным. По мнению Шелера, трактование этих форм знания как исторических стадий развития знания — ошибочно. Они никогда не отрицают друг друга, а продолжают сосуществовать как онтологически заданные самим существом человеческого духа «формы познания». Религиозное знание запрашивается стремлением к спасению, к постижению высшего смысла. Любовь к Богу секуляризируется в формы человеческой любви, симпатии, т.е. в ценностные формы познания. Метафизика начинается с удивления (Аристотель), поддерживается вопросом о сущности явлений; позитивно-научное знание имеет своей целью господство над природой и обществом. Всем этим формам знания соответствует и свой тип человека. Естествознание исторически связано с обществами, в которых господствующие классы вели свое происхождение от городского бюргерства, ставшего буржуазией. Homo religiosus имеют свою социальную среду, церкви и секты. Ученые образуют научные сообщества. В соответствии со своей аксиологией, Шелер наделяет «три высших рода знания» знания своими функциями: знание ради господства или достижений (позитивные науки); знание ради образования (метафизическое) и знание жизненного мира (ценностное). В с е эти три формы связаны с эмоциональными установками, обусловленными общественным процессом. Каждый исторический класс характеризуется не только идеологией, но и «эмоциональным априори», объясняющим код поведения и действия. Социология знания Шелера выясняет эмоциональные предпосылки интереса к науке в Новое время, показывая, что эмоциональный порыв нового класса буржуазии объединяет прежде разрозненные интеллектуальные ориентации. Шелер считает, что теоретический образ мира и практический мир с его политическими, экономическими и социальными интересами совпадают не потому, что связаны каузальной зависимостью, а потому, что определены структурой этоса и потребностей. Рождение науки из духа буржуазного этоса, из духа культуры и практики получило у него серьезное обоснование. Если первые два типа знания раскрываются в актах познания, то ценностное знание раскрывается в наивысшей форме — в акте любви. Шелер рассматривал любовь как спонтанное восхождение к высшим ценностям посредством раскрытия высшей ценности личности. Суть любви состоит, по его мнению, не в стремлении к более ценному предмету, а к повышению его ценности, благодаря чему достигается сущностное видение предмета, созерцание высших ценностей. Любовь как форма ценностного познания — это не ориентация на высшую ценность, а направленность сознания на высшее бытие ценности. Все сказанное приводит Шелера к дифференциации нравственного познания, желания и этики. Данная Шелером типология форм знания оказала влияние на позиции таких нем. философов, как Э. Ротхакер, К.-О. Апель и Ю. Хабермас. В.Г. Федотова