понятие, первоначально обозначавшее способ ценностной ориентации человека в процессе познания мира. Понятие «Lebensformen» было введено нем. психологом и философом Э. Шпранге-ром в кн. «Жизненные формы. Психология как наука о духе» (1922).
Наиболее известна трактовка данного понятия в поздней филос. концепции Л. Витгенштейна (в его «Философских исследованиях» это понятие упоминается пять раз), воплощающая социокультурный смысл учения о языковых играх и отражающая факт взаимопереплетения лингвистической и нелингвистической активности людей. Витгенштейн отдает приоритет лингвистической активности, закономерности которой (конвенциональность, правилосообразность и некоторые др.) приписываются всей практике. В каждой Ф.ж. устанавливается свой критерий «следования правилам». Ф.ж. — «протофеномены» любой культуры и в то же время этапы естественной (биологической) истории человека. Это понятие впоследствии было использовано теми представителями аналитической философии, которые придерживались концепции социо- культурной относительности в вопросе о познании «иных культур» (П. Уинч и др.).
ФОРМЫ ЖИЗНИ
ФОРМЫ ЖИЗНИ
Источник: Философия: энциклопедический словарь
формы жизни
ФОРМЫ ЖИЗНИ — понятие философии языка Л. Витгенштейна, означающее единство языковых практик и социальных институтов. С одной стороны, речевые структуры придают Ф. ж. конвенциально-нормативный характер. С др. стороны, основу языка составляют не доказанные истины, а правила, которые, собственно, и являются институциями жизни. Витгенштейн предпочитает говорить не об очевидности, а о достоверности принципов, управляющих построением значимых выражений. Игра, прежде всего языковая, — это «Ф. ж.». Согласием людей решается то, что верно, а что неверно: «То, что следует принимать как данное нам, — это, можно сказать, формы жизни». То, что мы все одинаково учим таблицу умножения, и есть ответ на вопрос об универсальности математики. Рациональное зерно тезиса о том, что язык является Ф. ж., а не просто некой нейтральной знаковой формой для обслуживания автономной сферы истинных значений и абсолютных смыслов, состоит в том, что предложения либо сами выступают как действия, либо неразрывно связаны с ними. В своих примерах научения употреблению слов в повседневной практике Витгенштейн подчеркивает, что там отсутствуют процедуры доказательства или обоснования, как они описаны, отшлифованы в науке и применяются в школьном обучении. В работе «О достоверности» он показал, что фундаментальные понятия и принципы, доказательством которых озабочена философия, в повседневной жизни понимаются не как представление неких сущностей, а как утверждения, недоказуемые научным способом и в то же время не подлежащие сомнению. «Это моя рука», «мир существовал задолго до моего рождения» и т.п. — все это такие достоверности, на которых держится все остальное. Сомнение в них ведет к исключению из сообщества. Тезис о языке как Ф. ж. подтверждается культурно-антропологическим, педагогическим и психиатрическим данными. Витгенштейн намеренно выбирает некоторые простейшие ситуации употребления слов, которые он называет «языковыми играми». 1. Примеры практического поведения, где слова типа «молоток», «кирпич» и др. отсылают не к сущностям и смыслам, а имеют характер распоряжений и приказов, означающих пригодность того или иного инструмента для выполнения конкретного действия. 2. Научение детей языку в процессе своеобразной «дрессуры». Обучение предполагает изначальность веры. «Ребенок приучается верить множеству вещей... Мало-помалу оформляется система того, во что верят» (Витгенштейн). Ребенок сначала верит взрослым, сомнения наступают потом. 3. Поведение и речь умственно отсталых людей, фиксации невротика — не столько отклонение, сколько абсолютизация нормы. Безумец — это ужасный педант, воплощение логической адской машины. 4. Опыт примитивных людей. Витгенштейн читал работы по культурной антропологии, и его заметки к книге Д. Фрэзера свидетельствуют о критическом отношении к европоцентризму и сциентизму антропологов. Игровой подход говорят о терпимости мыслителя к «чужому». Его примеры раскрывают трудности взаимопонимания и тем самым способствуют взаимному уважению. «Осмысленной» и эффективной является такая языковая игра, которая приносит практическую пользу. Тезис о том, что язык — это Ф. ж., получил продолжение в понятии «дисциплинарных практик» М. Фуко, в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса и в трансцендентальной прагматике К.-О. Апеля. Несомненно его влияние на теории речевого действия и перформативных актов. Б.В. Марков