формы совместного и индивидуального бытия людей, его сохранения и обновления. В плане описательном можно говорить о формах социального бытия, о разных видах деятельности и взаимосвязи социальных индивидов, о различных способах связи человеческого опыта, о различных комбинациях человеческих сил и их предметных воплощениях. С позиций современной социальной философии особый интерес представляют формы связи человеческих усилий во времени и пространстве, формы воспроизводства и развития человеческой истории как схемы деятельности людей, творящих свое повседневное бытие. При этом и сами люди оказываются звеньями в цепи социальных форм, прямо скажем, социальными формами, причем не только порождающими другие формы, но и созидающими постоянно свое собственное бытие. Ф. с. являются формами социального процесса, динамическими, реализующимися в деятельности людей формами. Их трудно понять с позиции оперирования непосредственно данными формами вещей, их связей и взаимодействий. Процессуальность, развернутость во времени, сокрытость Ф. с. в движении вещей и развитии людей затрудняют их непосредственное восприятие и описание. То, что нам представляется непосредственно данной и исходной социальной формой, например, контакт людей "лицом к лицу", обмен вещами, непосредственно совместная деятельность, выступает в качестве момента, пространственного выражения сложных переплетений социальных связей, личностных усилий людей, их стремлений и переживаний. Значение этого полифонического потока не в том, что он заслоняет или оттесняет непосредственно данное бытие людей, но в том, что знание об этом комплексе временных и пространственных форм является важным условием ориентации человека в социальном мире (см. "Метафизика социальная").
В. Е. Кемеров
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ
Источник: Современный философский словарь
Социальные формы
общности людей – особые типы отношений между людьми, возникающие в ходе социогенеза, обладающие относительной устойчивостью, внутренней упорядоченностью взаимоотношений и распределением социальных функций. Выделяют следующие формы общности людей: род, семья, племя, народность, нация. Род – это коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счёт родства ведется по материнской или по отцовской линии. Эта форма общности людей возникла на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Роды классового общества объединялись в племена, а распались роды с возникновением классового обществ. Семья – основанная в браке или кровном родстве малая группа (форма общности людей), члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью; как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Племя – форма социальной общности людей эпохи первобытнообщинного строя, который характеризуется кровнородственной связью между его членами, делением на роды и семьи, общностью территории, некоторых элементов хозяйствования, самосознания и самоназвания, обычаев, культов, а для более позднего периода племя характеризуется еще и самоуправлением (например, совет племени). Образование союзов племен, завоевания, переселения вели к смешению племен и возникновению народностей. Народность – общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе общности языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры. Народность предшествует нации. Нация – историческая сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Возникают в период преодоления феодальной раздробленности на основе формирования капиталистических общественных отношений, экономических связей, образования внутреннего рынка. Нации складываются из различных народностей и племен.