Формальный метод

Найдено 1 определение
Формальный метод (в литературоведении)
Возник в России в 1915-1919 гг. Отличался новаторским подходом к изучению формы произведений искусства и поэтического языка. Представители Ф. м. придавали большое значение слову как самостоятельной единице искусства, называя его «самовитым», считая его многозначным эталоном основ формы произведения художественной литературы. Слово, считали формалисты, опираясь на концепцию А. Потебни, уже само по себе есть искусство, т.к. является произведением языка, его поэзией. Отсюда пристальное внимание формалистов к истории поэтического языка, исторической поэтике, морфологическому анализу поэтического текста и его структуре, т.к. вышеперечисленное позволяло составить представление о том, что такое форма, из каких компонентов языка она состоит и как в конечном итоге «делается» произведение. Исходная ориентация формалистов на «делание» произведения во многом была близка эстетике русского футуризма и акмеизма; эти два направления русской поэзии XX в. точно следовали в творчестве основной идее своих теорий об «архитектуре» поэтической и лирической речи. Ранний русский формализм подходил к проблеме поэтической речи с сугубо научной точки зрения, обосновывая выдвигаемые к изучению проблемы о функционировании языка и моментах перехода языка в речь профессиональной аргументацией. Формалистов интересовала не столько архитектура произведения, сколько сам процесс создания абсолютных форм художественного текста. Их внимание было обращено на доказательство приоритетности конструкции форм из языковых явлений и их дальнейшее структурирование в поэтический текст. Процесс конструирования форм лежит в основе «делания» произведения, считали формалисты. Сам «продукт» художественного творчества — «вещь», получившаяся благодаря «деланию» — четкому выстраиванию формы, — не совсем искусство, т. к. «искусство» полностью реализуется только в процессе формирования языковых явлений в поэтические конструкции. Поэтому то, что представлено художником как законченное произведение, для формалистов вторично, их интерес сосредоточен на том, как делалась вещь до обретения абсолютной результативной формы. Основа Ф. м. заключалась в понимании того, что именно считать признаком искусства — процесс создания произведения или законченную вещь. Формалисты отдавали предпочтение первому, оставляя за собой право изучения законов формирования материала в вещь. Понятие вещи было для формалистов той категорией, внутри которой шла основная работа по оформлению словесного материала в системные конструкции поэтической речи. Вещь сама по себе абстрактна, считали они, если не изучены критерии подхода к ее формированию. Ф. м. получил известность благодаря таким ученым как В. Шкловский, Б. Томашевский, Б. Эйхенбаум, Р. Якобсон, Ю. Тынянов и др. Область их научных интересов лежала в сфере изучения проблем поэтического языка, что во многом было продиктовано стремительным взлетом поэзии в первой половине XX в., а также объединением поэтов в различные школы и группировки. Некоторые из них заявили о себе не только чистой поэзией, но и теоретическими программами, обосновывающими создание школы или группы, и вылились в поэтические направления. Первые научные опыты ученых-формалистов, в частности В. Шкловского, были близки позиции В. Маяковского о том, что слово можно сделать. Причем, под словом в данном контексте рассуждений поэта и ученого подразумевалась не номинативная единица языка, а поэтическая строка, строфа или словосочетание лирической метафоры. «Делание» стиха для ряда футуристов и теоретиков-формалистов на ранних этапах возникновения направлений, создание и функционирование новых языковых форм — выражение духа времени, своего рода историческая необходимость. Для поэтов-новаторов было важно создать слово, для ученых — изучить то, к а к оно создавалось и функционировало в цепи взаимосвязанных лингвопоэтических конструкций. Поэтому изучение поэтической техники: ритма, размера, метафоры, тропа, образа как историко-морфологической единицы, — стало предметом научных исследований названных ученых-филологов. Русские формалисты, провозгласив приоритет формы над содержанием, развили теорию вербальной формы до абсолюта: форма организовывает содержательный материал художественных эмоций, стихии авторской воли в законченную вещь. Они игнорировали значение содержания в его традиционном понимании, считая, что в слове, корневом речевом знаке, уже заложена психофизическая эмоция на уровне фонемного ряда, т.е. содержание в слове заложено изначально, что слово уже есть содержание речи, т. к. представляет собой систему знаков-фонем, формирующих слово как звуковую познавательную сущность. Слово самодостаточно, считали формалисты, а если так, то оно имеет морфологическую перспективу связи с другими словами, столь же самодостаточными, и тогда начинает выстраиваться система связанных друг с другом сущностей, происшедших из разрозненных знаков самостоятельных «самовитых» слов. Конструируется поэтическая строка. Она «сделана» не стихией авторского разумения, утверждали формалисты, а закономерно организованной морфологической зависимостью сущностных знаков, т.е. слов. Закономерная организация слов, согласно теории формалистов, есть не что иное, как языковая интуиция, историческая память автора, который в силу своих способностей сумел так преподнести уже выстроенный в подсознании языковой материал, что он прозвучал как поэтическая речь. При этом внешняя смысловая оболочка слова в этой системе связанных сущностей не играет роли; слово важно как звук, оно не является символом оформленной речи, но есть абсолютный символ языка. Подобная интерпретация значения слова формалистами свидетельствует об их, возможно, безотчетной тенденции к проблемам психологии художественного творчества, выдвинутых еще А. Потебней, к вопросам связей языка и мышления, а также неизбежно уходит корнями в понятие мифа. Главное, на чем акцентировали свое внимание ученые-формалисты на ранних этапах творчества, это глубинная динамика языковых явлений, которая привела их к детальному изучению поэтического языка и исторической поэтики. Понятие внехудожественного языка, его бытовой коммуникативности рассматривалось ими как содержательная сторона художественного произведения; в содержании же присутствует та организация языкового материала, которая не позволяет рассматривать бытовой язык с точки зрения искусства создания форм в связи с тем, что в бытовом языке форма не создается специально, она не требует искусственной организации, а существует исконно, на уровне устного народного творчества (и все же творчества, ибо язык при озвучивании становится средством коммуникации, что в теории формализма является элементом именно творческого процесса). В трудах сторонников Ф. м. появился мотив связи-противоречия поэтического и бытового языка, они вплотную подошли к этической аксиоме художественной нормы, которая заключалась в попытке разграничения бытового и художественного языка, в поиске той грани творчества, где происходит процесс расслоения стихийного и художественного контуров речи. Такая постановка вопроса позволила включить в категориальный аппарат теории понятия «литературный факт», «литературный быт», «литературный прием». Эти понятия диктовали неизбежность эстетических обобщений методологических подходов к изучению художественно-поэтического творчества как языкового явления. С постановки этих проблем начался новый этап развития Ф. м. в литературоведении, что привело к созданию двух различных школ. В 1915 г. в сторонниками Ф. м. был создан «Московский лингвистический кружок», образованный лингвистами Р. Якобсоном и Г. Винокуром. Их интересы лежали в области изучения языковой культуры поэтической речи. Наиболее плодотворными представляются труды Р.Якобсона «Поэтический язык В. Хлебникова» (1919) и О. Брика «О стиховом ритме» (1919). В названных статьях представлен взгляд на поэтическую форму с профессионально-лингвистической позиции (Р. Якобсон) и отчасти любительской — о поэтическом ритме (О. Брик). В 1916 г. в Петербурге организовалось «Общество по изучению поэтического языка» — ОПОЯЗ. Ранний русский формализм не мог претендовать на философские обобщения основ своей теории. Но он поставил перед литературоведением XX в. ряд проблем, которые были столь масштабны и интеллектуально насыщены, что многие из них сформировались в самостоятельные направления: структурализм, семиотику, современный деконструктивизм. Лит.: Томашевский Б.В. Теория литературы, Л., 1925; Шкловский В.Б. О теории прозы. М.-Л..1925; Его же. Поэтика, М.,1919; Эрлих В. Русский формализм: история и теория. СПб, 1996. О. Палехова

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
380.59 кб

Алгокритика как формальный метод

Бойко Михаил Евгеньевич
В статье выделяется ранее не исследовавшаяся семантическая категория художественных образов, отсылающих к физической боли, для их обозначения автор предлагает термин «алгообраз».
Читать PDF
305.08 кб

Формальный метод и книга В. Набокова «Николай Гоголь»

Стехов Алексей Викторович
Главная задача статьи заключается в том, чтобы показать, чем близок Набоков к формальной школе и в чем он развивает ее традиции.
Читать PDF
4.94 мб

Развитие формального метода в работах А. Г. Габричевского

Круглова Юлия Петровна
Статья посвящена зарождению и развитию формального метода в научно-исследовательских работах А. Г. Габричевского, известного отечественного ученого.
Читать PDF
89.17 кб

О некоторых ограничениях формально-математической методологии

Шиян Тарас Александрович
В статье анализируются границы применимости формальной методологии в логико-математических исследованиях и выявляется неизбежность применения неформальных рассуждений в повседневной математической работе, поскольку в массиве испол
Читать PDF
336.83 кб

Керамический комплекс и формально-статистические методы его обработки

Любчанский Илья Эдуардович
Читать PDF
331.44 кб

Керамический комплекс и формально-статистические методы его обработки

Любчанский Илья Эдуардович
Читать PDF
247.43 кб

Формальная логика как методологическая база изучения природы информации

Корягин Валентин Викторович
В статье рассматриваются причины существования многообразия концепций информации в современной науке.
Читать PDF
157.78 кб

Анри Фосийон. К вопросу о формальном методе во французском искусствознании.

Субботина О. В.
Статья носит историографический характер и посвящена жизни и деятельности Анри Фосий-она выдающегося французского историка искусства первой половины XX в., основоположника новой формальной методологии в искусствознании.
Читать PDF
304.28 кб

НАУЧНЫЙ ЗАКОН КАК ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК НАУЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ

Быстрянцев Сергей Борисович
В статье выдвигается предположение о том, что научный закон как форма научного знания является важным элементом научного исследования и в естественных, и в социальных науках.
Читать PDF
80.43 кб

Методологический анализ формально юридического подхода к пониманию культурного наследия

Любичанковский Алексей Валентинович
В статье показана эволюция формально юридического подхода к пониманию культурного наследия, выделены его сильные и слабые стороны.
Читать PDF
143.14 кб

Методология социологического исследования формально-рационального права выбора электората

Ковров Владимир Федорович
Формально-рациональное право выбора электората представляет собой одно из качественных проявлений социально-политического бытия как всего общества, так и личности, обусловленного состоянием политической культуры и отношением к вла
Читать PDF
363.10 кб

Композиционный метод проектирования. Приоритет телесного опыта в процессе формальной интерпретации п

Малахов Сергей Алексеевич
В статье рассматривается Композиционный Метод проектирования, осмысливаемый автором как элемент бинарной формулы профессионального метода архитектора, вторым элементом которой является Контекстуальный Метод.
Читать PDF
97.61 кб

Евразийская концепция литературы: цивилизационный подход и формальный метод в работах Н. С. Трубецко

Вахитов Рустем Ринатович
Статья посвящена концепции литературы у одного из ведущих теоретиков евразийства 19201930-х гг. Н.С. Трубецкого.
Читать PDF
482.84 кб

95. 01. 003. Медведев П. H. (M. M. Бахтин). Формальный метод в литературоведении. - М. : лабиринт, 1

Миллионщикова Т. М.