ФОРМАЛИЗМ в искусстве
ФОРМАЛИЗМ в искусстве
эстетич. концепция, усматривающая коренной принцип иск-ва в суверенной самоценности формы, не зависящей от художеств. содержания. Ф. исходит из принципиального противопоставления реального мира и искусства и рассматривает иск-во не как отражение действительности, а как творчество "новой реальности", автономных художеств. структур. Провозглашая сущностью иск-ва мир "чистой формы", Ф. тем самым оправдывает крайние разновидности эстетич. субъективизма и индивидуализма – вплоть до абстракционизма в изобразит, иск-ве, "заумного языка" и "летризма" в поэзии и т.д. Первым провозвестником Ф. в сер. 19 в. был музыковед Э. Ганслик (1825–1904). Выступив против сведения музык. содержания к к.-л. отвлеченным идеям, лит., живописным и т.п. внемузык. ассоциациям, он в конечном итоге вообще отрицал наличие к.-л. содержания в музыке: "Музыка состоит из звуковых последований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих... Пусть всякий по-своему называет и ценит действие на него музыкальной пьесы – содержания в ней нет, кроме слышимых нами звуковых форм, ибо музыка не только говорит звуками, она говорит одни звуки" ("О музыкально-прекрасном", М., 1895, с. 170). Теорию Ф. в 1880-х гг. развил и обосновал Фидлер ("Moderner Naturalismus und k?nstlerische Wahrheit", Lpz., 1881, и др.). Опираясь на идеи неокантианства, он противопоставил хаосу и бесформенности реального мира гармонию, ясность подлинного искусства, к-рое с помощью формы достигает господства над темными стихиями природы. В качестве принципа иск-ва, разрешающего спор между подражанием и "преобразованием действительности", Фидлер выдвинул принцип "порождения" действи-тельности, утверждая, что "содержанием художественного произведения является не что иное, как самое формообразование" ("Vom Wesen der Kunst", M?nch., 1942, S. 140). Идеи Фидлера оказали большое влияние на развитие формалистич. искусствознания конца 19 в., особенно в области изобразит, иск-ва – А. Хильдебранда (1847–1921) ("Проблема формы в изобразит, иск-ве", Strassburg, 1893, рус. пер., М., 1914), венскую школу во главе с А. Риглем (1858–1905), выдвинувшим идею "художественной воли" как принцип художеств, созидания ("Stilfragen", В., 1893; "Die sp?tr?mische Kunstindustrie...", Bd 1–2, W., 1901–1923), и в особенности Вельфлина, работы к-рого способствовали распространению методов Ф. в литературоведении (О. Вальцель, 1864–1944) и театроведении (школа М. Германа в Германии). Сильной стороной конкретных искусство-ведческих работ формалистов была тщательная разработка методики анализа структуры художеств, образа и его материальных элементов – слова в поэзии, пластики в скульптуре, звуковых структур в музыке и т.д. Гл. обр. на этой почве была предпринята попытка размежевания общего искусствознания и эстетики (см. М. Дессуар, "Наука об искусстве"). К общим формалистич. выводам приходили в своих работах 1914–25 рус. исследователи поэтич. языка, объединившиеся в группу "Опояз" (Б. Эйхенбаум, В. Шкловский, Ю. Тынянов и др.). Они декларировали: "Новая форма является не для того, чтобы выразить новое содержание, а для того, чтобы заменить старую форму, уже потерявшую свою художественность" (Шкловский В., см. "Поэтика". Сб. по теории поэтич. языка, П., 1919, с. 120). Вместе с тем их конкретный анализ и выработанная ими частная методология, хотя и в односторонней форме, подготовили плодотворный материал для совр. структурной поэтики и семиотич. изучения иск-ва вообще. То же относится и к теории Ф. в целом: будучи бессильной в понимании иск-ва как отражения действительности, она содержала много ценного материала для раскрытия структуры художеств. произведения. Лит.: Зиммель Г., Кант и совр. эстетика, пер. с нем., [СПБ, 1904]; Романов Н. И., Введение в историю иск-ва, М., [1915]; Задачи и методы изучения иск-в, П., 1924; Стоиков ?., Критика абстрактного иск-ва и его теорий, М., 1964; Vеnturi L., Storia della critica d´arte, 2 ed., Firenze, [1948]; Mоrpurgo-Tagliabue G., L´esth?tique contemporaine, Mil., [I960]. См. также лит. к ст. "Наука об искусстве", Фидлер. Г. Недошивин. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.