ФОРЛЕНДЕР Карл

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ФОРЛЕНДЕР Карл
12 января 1860, Марбург— 6 декабря 1928, Мюнстер) — немецкий философ, представитель Марбургской школы неокантианства, деятель СДПГ, теоретик этического социализма. С 1919 профессор философии в Мюнстере. Его диссертация была посвящена проблемам кантовской этики. В работе «Кант и Маркс» (Kant und Marx, 1904, рус. пер. 1909) выдвинул лозунг «Вперед с Марксом и Кантом», поскольку социализм есть этическое мировоззрение. Канта нельзя считать социалистом, но его философия может послужить исходным пунктом для социализма. Объединение марксизма с кантианством необходимо, ибо наряду с научным исследованием социальной жизни с точки зрения причинности необходимо понимание места и роли целей в жизни человека. Он упрекает Э. Бернштейна в недостаточном понимании метода Канта. Придавая большое значение идеалу, Бернштейн переносит этические факторы в причинно-определяемый опыт, тогда как для неокантианца опыт порожден сознанием. Согласно Форлендеру, Маркс в «Капитале» сознательно стремился воздерживаться от нравственных оценок, но все-таки выразил свою нравственную позицию, прибегая к таким эпитетам, как «бесстыдная эксплуатация» и т. д. Соединение марксизма с кантианством поможет избежать пренебрежения к идеалу, постичь значение автономии человеческой воли.
Соч.: История философии, т. 1. СПб., 1911; Marx, Engels und Lassale als Philosophen. B., 1926; I. Kant, der Mann und das erk, 2 Bde., 13, 1924.
Лит.: Kinkel W. K. Vorlander zum Gedachtnis,— «Kantstudien», 1929, S. 1-5.
M. А. Хевеши

Источник: Новая философская энциклопедия

ФОРЛЕНДЕР Карл

(2 янв. 1860 – 6 дек. 1928) – нем. философ, социал-демократ, представитель марбургской школы неокантианства, теоретик этического социализма. Исследовал Канта, в частности проблему формализма его этики. Известен своей интерпретацией кантианской этики, рассматривающей человека как самоцель, в качестве теоретич. обоснования социализма (см. "Кант и социализм. Обзор новейших теоретич. течений в марксизме", М., 1906, с. 76). Рассматривая в этой связи взаимоотношение учений Канта и Маркса и исходя из того, что марксова политэкономия содержит в себе высокий нравств. пафос, "...глубокую этическую точку зрения..." ("Совр. социализм и филос. этика", М., 1907, с. 7), Ф. заменяет исторический материализм неокантианским этич. социализмом под лозунгом "Вперед с Марксом и Кантом!" (см. "Кант и Маркс", СПБ, 1909, с. 38). Соч.: Der Formalismus der Kantischen Ethik in seiner Notwendigkeit und Fruchtbarkeit, Marburg, 1893 (Diss.); Die neukantische Bewegung im Sozialismus, В., 1902; Marx und Kant, W., 1904; I. Kants Leben, 2 Aufl., Lpz., 1921; Kant, Schiller, Goethe, 2 Aufl., Lpz., 1923; I. Kant. Der Mann und das Werk, Bd 1–2, Lpz., 1924; Kant und Marx. Ein Beitrag zur Philosophie des Sozialismus, 2 Aufl., T?bingen, 1926; Marx, Engels und Lassalle als Philosophen, 3 Aufl., В., 1926; Von Machiavelli bis Lenin. Neuzeitliche Staats- und Gesellschaftstheorien, Lpz., 1926; Geschichte der Philosophie, Bd 1–2, Hamb., 1964; в рус. пер.: История философии, т. 1, СПБ. 1911. Лит.: Kinkel W., К. Vorl?nder zum Ged?chtnis, "Kantstudien", 1929, Jg 34, S. 1–5. См. также лит. при ст. Неокантианство. А. Огурцов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.