ФОМА КЕМПИЙСКИЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ

род. 1378/80, Кемпен-на-Рейне - ум. 25 июля 1471) - средневековый теолог. Будучи помощником приора монастыря в Агнетенберге близ Цволле, обработал и издал известную мистическую духовную книгу "О подражании Христу" ("De imitatione Christi"). Книга написана в духе правоверного (воинствующего) христианства, разрабатываемого мистикой позднего средневековья. Согласно последним исследованиям, автором этой книги является Герт Гроот. Лат. текст издан в 1904.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ
Томас Хамеркен, ок. 1380-1471) - нем. религ. писатель, мистик, монах-августинец. Наибольшей известностью пользуется его книга «О подражании Христу» (ок. 1418), в к-рой из признания греховности мира выводится проповедь аскетизма и смирения. По Ф. К., только подражание жизни Христа может спасти человека и дать ему вечное блаженство. Книга Ф. К., отвечавшая идеологич. и соц.-политич. задачам церкви, широко пропагандировалась духовенством ми. христ. вероисповеданий и выдержала более 2000 изданий.

Источник: Атеистический словарь

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ
(Thomas von Kempen [Thomas a Kempis]), настоящее имя Фома Гамеркен — теолог; р. 1379 или 1380 (Кемпен-на-Рейне) — ум. 25.7.1471, будучи помощником приора монастыря в Агнетенберге близ Цволле. Составил (обработал) известную мистическую книгу поучений «О подражании Христу» («De imitatione Christi»). Книга написана в духе правоверного и действенного христианства, характерного для мистики позднего средневековья. Согласно новым исследованиям (издание Ф. Керна, 1947), автором этой книги является Г. Грооте (1340—1384), ученик Я. ван Рейсбрука (Рюисбрёка). Осн. соч.: Das Buch von der Nachfolge Christi, hg. 1912, 1984 (pyc. пер.: О подражании Христу, 1898); Opera Omnia, I—VII, 1902—1922.
A. Klöckner. T. v. K., 1921; J. Ginneken. Trois textes ргёKempistes du premier et du second livre de L'imitation, I— II, Amsterdam, 1940—1941; H. N. Janowski (Hg.). G. Groote, T. v. K. und die Devotio moderna, 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ
(Thomas a Kemipis, Thomas Hemerken de Kempen; ок. 1379—1471)—нем. мистик, автор мн. религ.-назидат. сочинений, монах Агнатенбургского монастыря. Ему приписывается авторство, остающееся до сих пор под сомнением, книги «О подражании Христу», к-рая постоянно переиздавалась и переведена на все европ. яз. (на русский - Победоносцевым). Написанная ок. 1427, она предназначена не богословам-схоластикам, а рядовым верующим и излагает христ. вероучение простым языком, воздействуя больше на чувства, чем на сознание. При этом автор обходит вероисповедные разногласия и в основном обращается к проповеди т. н. христ. добродетелей, аскетизма. В книге проступает в отд. местах отрицат. отношение к церк. орг-ции. Однако церковь мирилась с этим из-за большой популярности книги и охотно распространяла ее, т. к. в основном книга все же несла в массы чисто церк. проповедь мистики, «спасения во Христе» и отречения от «земных» интересов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ
Thomas a Kempis), Томас Хемеркен, Хеммерлейн или M а л л е о л у с (ок. 1380 – 25июля 1471) – религ. мыслитель. С годов учения в школе в Девентере близок к нем.-нидерл. предреформац. течению "Братьев общей жизни" ("Fratres communis vitae") и "Современного благочестия" ("Devotio moderna"), лояльным по отношению к католич. церкви, но противопоставлявшим формализованной церк.-орденской набожности уединенное самоуглубление и моральное самоусовершенствование личности. С 1406 Ф. К. вступил в монастырь на горе св. Агнесы близ Зволле (Нидерланды); умер помощником приора. По-видимому, Ф. К. принадлежит трактат "О подражании Христу" ("De imitatione Christi"), к-рый получил распространение ок. 1418 анонимно, в соответствии с принципом, выраженным в самой книге: "Не спрашивай, кто сказал, но направь внимание на то, что сказано" (кн. 1, гл. 5, 1). Полемика об авторстве началась в 17 в. и затихает лишь в наше время; трактат приписывали Иннокентию III, Бонавентуре, Ж. Герсону и др. Однако он по настроению и насыщенному германизмами языку близок к др. соч. Ф. К. И здесь мы встречаем тихое и сдержанное, но решит. отклонение внешних религ. "заслуг" (напр., паломничеств), а также схоластич. авторитетов (см. тамже). Трактат далек и от неоплатонич. спекуляции в духе Экхарта; в противовес ей он возвращается к типу мистики, известному по соч. Бернара Клервоского, но заменяет пыл последнего ровным, размеренным, меланхоличным умилением. "О подражании Христу" – одна из вех на пути, ведущем от "умного делания" православных исихастов через его сентиментализацию в духе бюргерского мироощущения к пиетизму и др. созерцат.-религ. кружкам 17–18 вв. Книга выдержала более 2000 изданий, была переведена на все языки христ. народов и получила межвероисповедное распространение (с 18 в. – в греч. и рус. православных кругах). Соч.: Opera omnia, ed. M. J. Pohl, v. 1–7, Freiburg, 1962–10; в рус. пер. – О подражании Христу, 7 изд., кн. 1–4, СПБ, 1898. Лит.: Кettlewell S., Thomas a Kempis and the Brothers of the common life, v. 1–2, L., 1882. С. Аверинцев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Фома Кемпийский
(Thomas а Kempis, са. 13791471). Монах и духовный писатель Томас Хемеркен (голл. Hemerken  букв. "Молоточек"), родился в г. Кемпене, близ Крефельда, на Рейне. Ок. 1392 г. он стал послушником в монастыре в Девентере (Нидерланды), где сблизился с Флорентием Радевийнсом (ок. 1350 1400), одним из основателей общества Братьев общинной жизни. В 1399 г. Фома поступил в монастырь в Агнатенберге (на горе св. Агнессы близ Цволле), крый присоединился к Виндесхаймскому монашескому братству канониковавгустинцев . Ббльшуючасть жизни Фома провел в этом монастыре, где получил сан священника (141214), а впоследствии стал помощником приора. Основным занятием Фомы было переписывание книг духовного содержания.
Фома написал (или составил) более тридцати книг, крые можно классифицировать следующим образом: (1) несколько томов проповедей;(2)биографии основателей движения "Новая набожность" (Devotio Moderna)  Герарда Гроте (Гроота), Флорентия и др.,  написанные в назидательных целях для послушников монастыря; (3) летопись монастыря, включающая массу исторических и биографических данных, в связи с движением "Новая набожность"; (4) многочисленные сочинения о духовной жизни (напр., "О вознесении ума" [De elevutione mentis ]; "Собеседование со своей душой"; "Молитвы и размышления о жизни и страстях Господних "; "Об истинном и сердечном раскаянии "; "Долина лилий"; "Розовый сад"; "О монашеском воспитании" [De disciplina claustralium]). Подобно другим лидерам Виндесхаймского августинского братства, Фома делал акцент на практических методах, способствующих обретению подлинного благочестия, и на соблюдении монастырских правил.
Фома прославился сочинением "О подражании Христу" (4 книги). Хотя его авторство долгое время оспаривалось, в кон. 1950х гг. филологиспециалисты согласились с тем, что эту книгу написал Фома. Это сочинение, многократно переиздававшееся, переведенное на все европейские языки, стало одной из самых популярных книг у католиков и протестантов. В этой книге, проникнутой созерцательным и аскетическим духом, делается акцент на внутренней жизни и ее дисциплине. В отличие от духовного настроя Братьев общинной жизни, крые пытались вести благочестивую жизнь в крупных городах, где кипела и бурлила жизнь, для Фомы предпочтительнее удалиться от опасностей и прельщений суетного мира. Он не советует слишком полагаться на собственное благоразумие и призывает к самопознанию, к строгому и постоянному самонаблюдению, уделяя внимание традиционным монашеским добродетелям. Фома критически относится к умозрительной теологии, предпочитая такое изучение богооткровенных истин, от крых сердце пламенеет любовью к Богу. Первая книга представляет собой собрание (rapiarium) духовных размышлений; вторая и третья, наиболее важные книги, наставляя верующего, жаждущего возрастать в таких добродетелях, как смирение, терпение и послушание, напоминают ему о превратностях изменчивой и суетной мирской жизни. О четвертой книге говорит ее заглавие  " О таинстве причастия и о святом причастии Тела Христова".
D. D. Martin (пер. В. Р.) Библиография: J.P. Arthur, et. al., Works of Thomas a Kempis; R. R. Post, The Modern Devotion: Confrontation with Reformation and Humanism; DTC, XV; F. Vanderbroucke, The Spirituality of the Middle Ages; A. Hyma, The Christian Renaissance; 3. E. G. de Montmorency, Thomas a Kempis: His Age and Book; 3. van Ginneken, The Following of Christ or the Spiritual Diary of Gerard Groote.
См. также: Братья общинной жизни; Новая набожность; Духовность.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ
лат Thomas a Kempis), Томас Хемеркен, Маллеолус (ок. 1380, Кемпен на Нижнем Рейне, Германия — 25 июля 1471, Зволле, Нидерланды) — монах, автор религиозно-назидательных сочинений Сын кузнеца, с 12 лет воспитывался в школе в Девентере (Нидерланды) и духовно сформировался под влиянием ее руководителей, «братьев общей жизни», участников религиозно-мистического движения devotio modema («современное благочестие»). Не вступая в конфликт с официальной церковью и схоластической ученостью, они делали акцент на внутреннем состоянии человека, его индивидуальном отношении к Богу и вытекающем из этого неформальном благочестии. Ориентируясь на раннехристианский идеал и принцип «подражания Христу», «братья» и «сестры» добровольно, но без специального обета поселялись общинами, жертвуя им свое имущество, содержали школы, приюты, госпитали, содействовали религиозному просвещению перепиской Священного Писания и благочестивых книг. Особое внимание уделялось сочетанию трудовой и нравственно чистой жизни в миру с духовным самосовершенствованием верующего, стремлением достичь на пути мистического самоуглубления «покоя в Боге». Общины мирян были тесно связаны в движении с другой его составной частью — августинскими монастырями Виндесгеймской конгрегации Именно в августинском конвенте близ Зволле протекала вся долгая жизнь Фомы. С 1399 он прошел здесь путь от послушника до помощника приора монастыря, получил священнический сан, стал автором ряда трактатов о монашеской жизни и религиозном воспитании, многочисленных проповедей, хроники монастыря и жизнеописаний основателя движения Г Грооте и его учеников Но широчайшая известность Фомы обусловлена прежде всего тем, что его считают наиболее вероятным автором анонимного сочинения в четырех книгах «О подражании Христу» (De umtatione Chnsti), одной из самых популярных книг мировой христианской литературы Трактат, переведенный на десятки языков, является компендиумом христианской этики позднего средневековья и идей «современного благочестия», выраженных в дос тупной, зачастую афористичной и поэтической форме
Оставляя в стороне догматические споры и ссылки на авторитеты схоластики, не выходя в то же время за границы ортодоксии, автор отразил реформаторский импульс, внесенный в новое понимание благочестия он утверждает значение смиренномудрия, сердечного покаяния и молитвы, постоянной готовности к страданию и смерти с верой во Христа Основа праведной жизни и пути к единению человека с Богом усматриваются в нравственном самоочищении и безоговорочном приятии воли Божьей Мистика трактата связана с неоплатонической традицией Средних веков, имеет черты сходства с мистикой Августина и Бернарда Клервоского В практических утешениях, «полезных для духовной жизни», автор умело черпает наставления из богатого опыта, накопленного самонаблюдениями монахов. Хотя авторство книги «О подражании Христу» в дискуссиях, продолжающихся с 17 в , приписывали помимо Фомы Кемпийского 40 лицам, в особенности канцлеру Парижского университета Ж Жерсону, идейное и языковое сходство трактата с другими сочинениями Фомы является одним из наиболее весомых доказательств в его пользу
Соч.: Opera omma, ed M J Pohl, vol 1—7 Freiburg 1902—10, в рус пер О подражании Христу, пер К П Победоносцева, кн 1—4 СПб , 1898, пер А Н Панасьева — В кн Богословие в культуре средневековья Киев,1992 Лит.: Keltlewel! S. Thomas a Kempis and the Brothers of common life, vol. 1—2. L., 1882; GinnekenJ. van. De navolging van Christus. Hertogenbosch, 1929; HymaA. The Brethren of the Common Life. Michigan, 1950; Delaisse L. M. J. Le manuscrit autographe de Th. a Kempis, 1.1— 2. Anvers, 1956.
В. M. Володарский

Источник: Новая философская энциклопедия