Фолькельт, Иоганнес

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

ФОЛЬКЕЛЬТ Иоганнес
философ; p. 21.7.1848 (Билитц-Бьяла, Австрийская Силезия) — ум. 8.5.1930 (Лейпциг); 1894—1921 —профессор в Лейпциге. Испытал влияние Канта, Гегеля, Шопенгауэра, фон Гартмана и Ницше. Вначале его философские взгляды носили спекулятивный характер, затем последовал период скептицизма, после чего он перешел на позиции критической метафизики, основанной на признании внесубъективной действительности, которую Фолькельт называл «транссубъективным минимумом». Кроме того, ему принадлежит большая заслуга в области систематизации эстетики. Наконец, много усилий Фолькельт приложил к тому, чтобы с позиций критически-реалистической метафизики дать истолкование понятиям времени и индивидуальности. Осн. соч.: Erfahrung und Denken, 1886; System der Ästhetik, I—III, 1905—14; Gewißheit und Wahrheit, 1918; Phänomenologie und Metaphysik der Zeit, 1925; Das Problem der Individualität, 1928. (На рус. яз.: Артур Шопенгауэр, его личность, учение и вера, 1902.)
W. Wirth. Grundfragen der Ästhetik im Anschluß an die Theorien J. V. s, 1926; W. Schuster (Hg.). Zwischen Philosophie und Kunst, 1926; F. Krueger. J. V., 1930; T. Neumann. Gewißheit und Skepsis, 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Фолькельт, Иоганнес

(21 июля 1848 – 8 мая 1930) – нем. философ, психолог и эстетик. Проф. в Иене (с 1879), Базеле (с 1883), Вюрцбурге (c 1889) и Лейпциге (с 1894). Мировоззрение Ф. формировалось под влиянием идей Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Э. Гартмана. В своем критич. исследовании философии Канта ("Kants Erkenntnistheorie", Lpz., 1879) ?., отмечая внутр. противоречия кантовской системы, приходит к выводу о невозможности цельной "имманентной" теории познания, неизбежно завершающейся скептицизмом, и о необходимости для всякого истинного знания трансцендентных, "транссубъективных" допущении. Развивая свою систему "транссубъективизма" ("Опыт и мышление" – "Erfahrung und Denken", Hamb.–Lpz., 1886, и др.), ?. исходит из того, что опыт доставляет нам только единичные преходящие впечатления, к-рые организуются в связное целое благодаря наличию "транссубъективного минимума" – нек-рого объективного бытия, множественности сознаний, признающих общезначимость суждении об этом бытии, и закономерного порядка в этом бытии. Существование транссубъективного обнаруживается нами не в опыте, а в интуитивной, бессознат. сфере нашего духа – посредством "бессознательных функций" души. ?. критикует Гуссерля, Когена, Риккерта и др. за разрыв и противопоставление ценности и бытия; утверждая взаимосвязь значения и бытия, он видит проявление этой взаимосвязи в самоосуществлении абс. ценности. В эстетике ?. до известной степени примыкал к психологич. направлению и разделял теорию вчуствования Фишера – Липпса. Поскольку прекрасное не существует независимо от созерцающего, чувствующего и наслаждающегося субъекта, предметом эстетики является внутр. опыт, в отличие от предмета естествознания – опыта внешнего. В "описательном обосновании" эстетики Ф. дает психологич. анализ эстетического, расчленяя его на составные части. Однако таким путем нельзя понять единства и цельности эстетического как ценности, и даже "нормативистское обоснование" эстетики, в к-ром Ф. выводит четыре нормы эстетического – единство формы и содержания, человечески-значимое содержание, видимость, созерцаемость эстетического и, наконец, его органич. единство, – не дает возможности такого понимания, ибо нормы все же имеют у Ф. психологич. основу и объединены единством происхождения, а не единством цели. Окончат. обоснование эстетики происходит в метафизике, где четыре нормы объединяются у Ф. в абс. ценности, предполагающей определенность цели субъекта. Сочетание психологич., нормативного и метафизич. подходов к эстетике обусловливает эклектич. характер системы Ф., содержащей много интересных мыслей по отдельным эстетическим проблемам. Соч.: Das Unbewusste und der Pessimismus, В., 1873; Der Symbolbegriff in der neuesten ?sthetik, Jena, 1876, ?sthetische Zeitfragen, M?nch., 1895; ?sthetik des Tragischen, M?nch., 1897; System der ?sthetik, Bd 1–3, M?nch., 1905–14; Gewisscheit und Wahrheit, M?nch., 1918; Ph?nomenologie und Metaphysik der Zeit, M?nch., 1925; Das Problem der Individualit?t, M?nch., 1928; в рус. пер.– Совр. вопр. эстетики, СПБ, 1900; Артур Шопенгауэр, его личность и учение, СПБ, 1902. Лит.: ?аllеsby О., J. Volkelts Erkenntnistheorie, Erlangen, 1909; Wirth W., Grundfragen der ?sthetik im Anschlu? an die Theorien J. Volkelts, Lpz., 1925. H. Тупинашвили. Тбилиси.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • ФОЛЬКЕЛЬТ Иоганнес Эммануил

    1848—1930) — нем. философ-эклектик, склонялся то к одной, то к др. разновидности идеализма: от Гегеля через Шопенгауэра пришел к критической метафизике неокантианцев. Работы Ф. по эстетике неоригиналь