от греч. physis природа и krдtos - власть) - представители франц. политэкономии, рассматривавшие землю и ее возделывание как источник богатства народов, а земледельческий труд - как единственно производительный труд.
ФИЗИОКРАТЫ
ФИЗИОКРАТЫ
Источник: Философский энциклопедический словарь
ФИЗИОКРАТЫ
(Physiokraten; от греч. physis — «природа» и kratein — «господствовать») — представители французской политической экономии XVIII в. (Ф. Кенэ, А. Р. Тюрго и др.), рассматривавшие землю и ее возделывание как источник богатства народа и противопоставлявшие «позитивный», фактический порядок существующего соотношения сил, установившийся со времени индустриального века, «естественному порядку». Требовали для торговли неограниченной возможности осуществления (см. Laissez faire).
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ФИЗИОКРАТЫ
франц. phisiocrates). От греч. phisis - природа, crAtos - сила, власть. Представители одного из направлений классич. бурж. политэкономии 18 - нач. 19 в., особенно охотно апеллировавшие к кит. опыту для подтверждения своих взглядов. Истоки благосостояния нации Ф. усматривали в изобилии продуктов земледелия в противовес представителям меркантилизма, делавшим упор на торговлю и денежное накопление. Развитие об-ва, по представлениям Ф., подчиняется законам "естеств. порядка", установленным Богом. Они должны проявляться через "положительные законы", принимаемые гос. властью. Единственно производительным Ф. полагали земледельческий труд, исключительной формой прибавочной стоимости - земельную ренту. Крупнейшие представители Ф.- Ф. Кенэ (1697-1774), В.Р. Мирабо (1715 -89) и А.Р.Ж. Тюрго (1727 - 81). В русле синофилии представителей идеологии Просвещения Ф. обнаруживали в Китае осуществление своих экономич. и политич. идеалов, в т.ч. "просвещенный абсолютизм", опирающийся на соблюдение "естеств. порядка" - дао. Сведения о политич. устройстве, нравах и идеологии Кит. империи они черпали преимущественно из трудов католич. миссионеров, к-рые, рисуя положительный образ Китая, пытались повлиять на миссионерскую политику папского престола, склонить его на уступки местным обычаям в сфере религ. практики. В иезуитской трактовке Ф. восприняли также педагогич. идеи Конфуция, интерпретировав их как нацеленность на познание "естеств. законов", обусловливающее высокую нравственность. Эти принципы они "по кит. образцу" предлагали применить в орг-ции системы образования во Франции наряду с принятой в Китае практикой гос. экзаменов на право занятия администр. должностей. "Волгин В.П. Развитие обществ, мысли во Франции в XVIII в. М., 1958. С. 78 - 82; Аникин А.В. Юность науки. 2-е изд. М., 1975; Фишман О.Л. Кит. сатирич. роман (эпоха Просвещения). М., 1966; Rowbotham A.H. Missionary and Mandarin. The Jesuits at the Court of China. Calif., 1942. P. 284. См. также лит-ру к ст. Кенэ Франсуа, Тюрго Анн Робер Жак.