ФИЗИОГНОМИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФИЗИОГНОМИКА
от греч. physis природа и gnomia - суждение, оценка) - искусство толкования внешнего облика человека, частная область учения о выражении; учение о чертах лица (физиономии) или - в широком смысле - учение о формообразовании всего человеческого тела и его органов как физиологической осдуховных свойств, души, характера, написанном во 2 в. до Р. X. соч. "Физиномика" для обоснования физиогномики использовались наблюдения над характерными мордами животных. В дальнейшем физиогномику разрабатывал Иоганн Баттиста Порта (1540-1615; "De humania physiognomia", 1593). В 1774-1778 Лафатер опубликовал "Physiognomische Fragmente zur Befцrderung der Menschenkenntnis und Menschenlibe", Bd. 1-4. Физиогномику на морфологических основах (в духе Гете, который также обращал на нее особое внимание) создал К. Г. Карус ("Symbolik der menschlichen Gestalt", 1853). Л. Клагес, ссылаясь на Каруса, включил физиогномику в свое учение о выражении. Е. Кречмер ("Kцrperbau und Charakter", 1948) вновь поднимает проблемы физиогномики в рамках своего исследования конституции (см. Касснер).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФИЗИОГНОМИКА
в науке древности и нек-рых позднейших эпох учение о необходимой связи между внеш. обликом человека (и любого животного) и его характером. Физиогномич. наблюдения фиксировались в культурах Др. Востока, получили в антич. эпоху систематизиров. вид, аналогичный структуре других науч. дисциплин того времени. С Ф. были связаны антич. теории о зависимости телесного и психич. склада индивида и народа от климатич. условий (Гиппократ), а также учение о темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология «нравств. характеров» (Теофраст). Предпосылкой Ф. было характерное для античности представление, согласно к-рому каждый человек жестко детерминирован в самопроявлениях своим прирожденным «нравом»; по изречению Гераклита, нрав человека есть его «демон», т. е. его судьба (ср. аналогичные высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона).
Антич. традиция . оказала значит. влияние на ср.-век. культуру. Утверждение новых критериев научности в 17-18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпирии и художеств. интуиции. Попытка И. К. Лафатера («Физиогномич. фрагменты...», «Physiognomische Fragmente...», Bd 1-4, 1775-78) вернуть . статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и аналогичные тенденции нек-рых эпигонов нем. романтизма (Р. Каснер; сюда же относятся графология и «характерология» Л. Клагеса).

Источник: Советский философский словарь

ФИЗИОГНОМИКА
(Физионимика) (Physiognomik; от греч. physis — «природа» и gnomonia — «суждение, оценка») — искусство толкования, понимания лица, частная область учения о выражении’, учение о чертах лица (физиономии) или — в более широком смысле — учение о формообразовании всего человеческого тела и его частей как материальной основы духовных свойств, души, характера. В написанном во II в. до н. э. сочинении «Физиогномика» для обоснования физиогномики использовались характерные морды животных. В дальнейшем физиогномику разрабатывал Иоганн Баттиста Порта (1540—1615; De humania physiognomia», 1593, нем. изд. 1931). В 1775—1778 Лафатер опубликовал «Physiognom. Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntnis und Menschenliebe». Физиогномику на морфологических основах в духе Гёте, который также обращал на нее особое внимание, создавал К. Г. Карус (Symbolik der menschl. Gestalt, 1853). Л. Клагес, отчасти ссылаясь на Каруса, включил физиогномику в свое учение о выражении и дополнил ее здесь также толкованием движений. Е. Кречмер (Körperbau und Charakter, 1967) вновь поднимает проблемы физиогномики в рамках своего исследования конституции (см. Касснер).
R Lersch. Gesicht und Seele, 1932; M. Picard. Die Grenzen der R, 1937; R. Kassner. R, 1951; M. Rouille-Dugast. Gesicht und Psyche. Paris, 1952, dt. 1956; J. Kirchhof. Das menschl. Antlitz im Spiegel organischnervöser Prozesse, 1960; N. Glas. Das Antlitz offenbart den Menschen, 1961; P v. Matt. ...fertig ist das Angesicht—Zur Literaturgesch. des menschl. Gesichts, 1983.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Физиогномика
греч. — наука о распознании природных задатков по физическим свойствам, от природа, природные задатки и сведущий, проницательный), в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером. Ф. уходит корнями в традицию житейского опыта, с незапамятных времен откладывавшуюся в фольклоре, в преданиях разного рода знахарей, гадателей и т. п. Физиогномические наблюдения фиксировались в культурах Древнего Востока, получили в античную эпоху систематизированный вид, аналогичный структуре других научных дисциплин того времени. Предметом классифицирующего описания становились пропорции лица и тела, характерные мины, жесты и позы, телесная конструкция и осанка. С Ф. были связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий (Гиппократ), а также учение о темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология «нравственных характеров» (Теофраст),а так же практика типизации в античной литературе (система масок-амплуа в новой аттической комедии, техника «словесного портрета» в античной риторике, историографии и биографии, и т. п.). Предпосылкой Ф. было характерное для античности представление, согласно которому каждый человек жестко детерминирован в самонроявлениях своим прирожденным «нравом»; но изречению Гераклита, нрав человека есть его «демон», т. е. его судьба (ср. аналогичные высказывания Эпнхарма, Демокрита, Платона). Принадлежность человека к некоторому нравственному тину мыслилась данной столь же наглядно и выразительно и вместе с тем столь же овеществленно и биологично, как и его физические приметы. Античная традиция Ф. оказала влияние на культуру Византии и западноевропейского Средневековья, в особенности же на арабские науки и еврейскую мистику (каббала). К ней возвращались некоторые западноевропейские ученые XVI-XVIII вв., напр., Дж. делла Порта («De humana Physiognomonia», 1586). Однако утверждение новых критериев научности в XVII-XVIII вв. отбросило Ф. в область житейской эмпирии и художественной интуиции. Попытка И. К. Лафатера («Физиогномические фрагменты» — Physiognomische Fragmente..., Bd 1-4, 1775-78) вернуть Ф. статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и аналогичные тенденции некоторых эпигонов немецкого романтизма (Р. Кассиер; сюда же относятся графология и «характерология» Л. Клагеса). Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

Трактат Джамбаттисты делла Порта «о небесной физиогномике» и ренессансная традиция натуральной магии

Акопян Ованес Львович
В статье анализируется трактат «О небесной физиогномике» итальянского мыслителя Джамбаттисты делла Порта и его значение в контексте концепции «натуральной магии», впервые изложенной в сочинениях Марсилио Фичино и Джованни Пико дел