ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Физическая реальность
понятие, обозначающее систему теоретических объектов, построенных в рамках физической теории и наделяемых онтологическим статусом.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
категория философии и науки, имеющая три основных значения: 1) мир объектов, процессов, явлений, изучаемых физикой (в отличие от химической реальности, биологической реальности, социальной реальности, математической реальности и др. партикулярных видов реальности); 2) физическая картина мира, образ мира с позиций абстракций и идеализации физической науки, множества ее теорий, особенно фундаментальных (физика элементарных частиц, теория относительности, квантовая механика, синергетика, космология и др.) в отличие от химической картины мира, биологической картины мира и т. п.; 3) синоним объективной реальности в отличие от трансцендентной реальности, психического мира, идеального мира сознания и др. (См. бытие, материя, физика, природа).
РЕАЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ
референтный уровень физической науки, т.е. физические объекты и процессы в том их виде, в каком они известны науке. Сложность понимания концепта «физическая реальность» состоит в том, что она не безотносительна к теории. Науке явно что-то неизвестно о физических объектах. Если так, то нет оснований ставить знак равенства между физической и объективной реальностью. При этом объективная реальность понимается как не зависящее от сознания бытие. Таким образом, возникает сложный для разрешения вопрос. Допустимо ли при формировании концептов покидать научный контекст. Если допустимо, то вполне актуален концепт «объективная реальность», если нет, то он не легитимен и должен быть отнесен к сфере метафизики, и достаточно руководствоваться концептом «физическая реальность». Выход из рассматриваемой парадоксальной ситуации видится нам в признании правомерными следующих положений.
1. Формулируя положения относительно природы реальности, недопустимо покидать научный контекст.
2. В силу (1) концепт «объективная реальность нелегитимен.
3. Концепт «физическая реальность» вполне легитимен.
4. Легитимен также концепт «рост научного физического знания».
5. В силу (4) наши знания относительны, следовательно, опираясь на историю физики, можно утверждать, причем не покидая научный контекст, что «концепт физическая реальность» будет в дальнейшем наполнен новым, не имеющимся на настоящий день, содержанием.
1. Формулируя положения относительно природы реальности, недопустимо покидать научный контекст.
2. В силу (1) концепт «объективная реальность нелегитимен.
3. Концепт «физическая реальность» вполне легитимен.
4. Легитимен также концепт «рост научного физического знания».
5. В силу (4) наши знания относительны, следовательно, опираясь на историю физики, можно утверждать, причем не покидая научный контекст, что «концепт физическая реальность» будет в дальнейшем наполнен новым, не имеющимся на настоящий день, содержанием.
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
понятие, обозначающее систему теоретич. объектов, построенных отд. физич. теорией (или совокупностью теорий) и наделяемых онтологич. статусом. Ф. р. характеризует объективно-реальный мир через призму теоретико-физич. понятий, законов и принципов; поэтому ее следует отличать от объективной реальности (см. M amepия), к-рая ни от каких физич. теорий не зависит. Введение Эйнштейном понятия Ф. р. в контекст методологич. и мировоззренч. проблем физики отражает осознание активной, преобразующей роли субъекта познания в теоретич. осмыслении эмпирич. материала.
Ф. р. представляет собой теоретич. модель физич. процессов, к-рая воспроизводит в форме абстрактных, идеализированных объектов и структур ненаблюдаемую сущность физич. явлений. Ф. р. возникает как обобщение практики построения и развития совокупности физич. теорий. Она указывает способ, средства и правила развертывания физич. исследоват. программ. В этом смысле понятие Ф. р. близко понятиям физич. картины мира, стиля науч. мышления, парадигмы науч. знания.
Ф. р.- многоуровневая иерархич. система. Высший и наиболее абстрактный ее уровень составляют фундаментальные концептуальные и математич. структуры, общие для всех или большой совокупности физич. теорий (таковы структуры атомистич. или теоретико-полевой программ). Более низкий, но вместе с тем более содержательный ее уровень образуют структуры физич. принципов инвариантности и симметрии, выделяющие иерархию фундаментальных фиаич. взаимодействий. Далее следует уровень фундаментальной (напр., квантовой) физич. теории, на к-ром и возникает собственно «теоретизированный мир». Наконец, более мелкие ее детали вскрываются на уровне прикладных физич. теорий и конкретных моделей (таких, как механика сплошных сред, гидродинамика, теория когерентного излучения, модели сверхтекучести, сверхпроводимости и т. д.). Взаимосвязи между всеми этими уровнями обеспечиваются правилами логич. вывода, семантич. интерпретацией, операциональными определениями, конвенциями и др. Соотнесение Ф. р. с объективно-реальным миром осуществляется в ходе развертывания практики физич. эксперимента и посредством материального воплощения теоретич. законов в технич. устройствах, приборах и средствах произ-ва.
Ф. р. представляет собой теоретич. модель физич. процессов, к-рая воспроизводит в форме абстрактных, идеализированных объектов и структур ненаблюдаемую сущность физич. явлений. Ф. р. возникает как обобщение практики построения и развития совокупности физич. теорий. Она указывает способ, средства и правила развертывания физич. исследоват. программ. В этом смысле понятие Ф. р. близко понятиям физич. картины мира, стиля науч. мышления, парадигмы науч. знания.
Ф. р.- многоуровневая иерархич. система. Высший и наиболее абстрактный ее уровень составляют фундаментальные концептуальные и математич. структуры, общие для всех или большой совокупности физич. теорий (таковы структуры атомистич. или теоретико-полевой программ). Более низкий, но вместе с тем более содержательный ее уровень образуют структуры физич. принципов инвариантности и симметрии, выделяющие иерархию фундаментальных фиаич. взаимодействий. Далее следует уровень фундаментальной (напр., квантовой) физич. теории, на к-ром и возникает собственно «теоретизированный мир». Наконец, более мелкие ее детали вскрываются на уровне прикладных физич. теорий и конкретных моделей (таких, как механика сплошных сред, гидродинамика, теория когерентного излучения, модели сверхтекучести, сверхпроводимости и т. д.). Взаимосвязи между всеми этими уровнями обеспечиваются правилами логич. вывода, семантич. интерпретацией, операциональными определениями, конвенциями и др. Соотнесение Ф. р. с объективно-реальным миром осуществляется в ходе развертывания практики физич. эксперимента и посредством материального воплощения теоретич. законов в технич. устройствах, приборах и средствах произ-ва.
Источник: Советский философский словарь
РЕАЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ
понятие, характеризующее исходный эмпирический базис физических теорий, который различным образом фиксируется, моделируется, представляется на разных уровнях познавательного процесса. Термин «физическая реальность» введен в методологию физического познания А. Эйнштейном. Это понятие связано, с одной стороны, с содержанием категории «объективная реальность» (физический мир), а с другой — с содержанием категорий объекта и субъекта познания. Соответственно физическую реальность определяют на уровне наблюдений и эксперимента (напр., как проявление микромира в макрообъектах, что регистрируется специальными устройствами и органами чувств исследователя) и затем рассматривают эту же физическую реальность на различных уровнях ее проявления: эмпирическом (напр., описание треков в камере Вильсона) и теоретическом (создание модели структуры элементарной частицы и т. д.). На эмпирическом уровне физическая реальность представлена различными обобщениями, систематизациями данных измерительных устройств, а на теоретическом — логическими реконструкциями результатов опосредствовании объектов исследованияусловиями познания в форме целостных систем физического знания — физическими теориями и моделями исследуемой реальности. Необходимость формирования понятия физической реальности возникла тогда, когда физическая наука стала все больше удаляться от исследования непосредственно наблюдаемых вещей.и процессов, используя все усложняющиеся экспериментальные средства и все более сложные математические абстракции и формализмы. В методологии классической физики .постулировалась возможность абсолютного разделения объекта и субъекта познания и, следовательно, независимость исследуемых вещей и процессов от познания; при этом предполагалось, что либо влияние условий познания на исследуемые объекты несущественно, либо его всегда можно учесть при обработке результатов наблюдений или измерений. В результате в методологии классической физики сформировалось понятие «объекта исследования самого по себе» как фрагмента природы, который познается исследователями точно таким же, каким он существовал в природе, не подверженной влиянию человеческой деятельности. Поэтому считалось само собой разумеющимся, что содержание понятий «природа (физический мир)» и «эмпирическая (наблюдаемая и экспериментальная) реальность» совпадает. Однако между такого рода представлениями и методами исследования сначала электромагнитных процессов, позже и явлений атомного уровня, а также методами теоретических обобщений экспериментальных ситуаций возникли весьма существенные противоречия. Уже при описании электромагнитного поля, которое не воспринимается непосредственно органами чувств исследователя, вводится прибор — «пробный заряд» (электрический заряд, связанный с вещественным образованием), и потому в само определение этого поля и его характеристик входит указание на пробный заряд («напряженность электрического поля есть сила, действующая на единицу пробного заряда»)! В специальной, а затем и в общей теории относительности последовательно устанавливается зависимость описания исследуемых явлений от выбора исходной системы отсчета, ибо ряд их важных характеристик зависит от выбора определенной системы отсчета, и результаты взаимосвязи физических объектов в определенной наблюдаемой или экспериментальной ситуации представляются различным образом на эмпирическом и теоретическом уровнях физического знания: явления «выглядят» по-разному в различных системах отсчета, но физические законы, которые характеризуют сущность явлений, одинаковы в любой системе отсчета. Принципы относительности как раз и определяют в обеих теориях степень независимости наблюдений от выбора системы отсчета и ориентации измерительных устройств. В квантовой физике еще в большей степени учитывается опосредование физических объектов условиями познания (учет существенного влияния экспериментальных средств, ориентации измерительных приборов и т. д.). В результате в нач. 20 в. в методологии физического познания возникла необходимость радикального пересмотра содержания понятий «физического объекта» и «исходного эмпирического базиса» физической теории. Объект исследования «неклассического» типа — это такой объект, связью которого со средствами исследования пренебречь уже невозможно. Это означает, что если в методологии классической физики исходная предпосылка физического познания — признание объективного существования физического мира и положение об абсолютном характере исследуемых вещей и процессов по существу отождествляемы, то в методологии неклассической физики (релятивистской и квантовой) эти понятия рассматриваются как существенно отличающиеся друг от друга, а справедливость тезиса об абсолютном характере исследуемых физических объектов требует существенной корректировки. Соответственно субъект познания, «субъективные моменты» в познавательном процессе, формы проявления активности исследователя стали определяться с помощью таких раздельных критериев, как «наблюдатель» и «условия познания» (включая и средства познания). И если понятие «природа», или «физический мир», указывает на подлинный источник не только физического, но и любого естественнонаучного познания, то понятие физической реальности относится к конкретным формам деятельности исследователя этой природы при различных условиях познания, выступая исходным эмпирическим базисом физических теорий. Введение понятия физической реальности в методологию неклассической физики свидетельствует об отходе естествоиспытателей от созерцательных познавательных установок и об усложнении способов и средств физического познания.
Итак, в методологии современного физического познания используется три понятия реальности: «объективная реальность» (природа, физический мир), «эмпирическая (наблюдаемая или экспериментальная) реальность» и «теоретическая реальность» (мир конструктов, теорий и моделей), которые глубоко связаны между собой. Предпринимавшиеся неоднократные попытки некоторых исследователей сводить понятие объективной реальности либо к данным измерительных устройств как к «последней реальности» (а следовательно, их систематизацию объявлять единственной задачей физики как науки), либо представлять теоретические построения физиков как конструирование этой реальности следует считать несостоятельными.
Лит.: Эйнштейн А. Диалог по поводу возражений против теории относительности.— Он же. Собр. науч. трудов в 4 т., т. 1. M., 1965; Эйнштейн А., Подольский , Розен Н. Можно ли считать, что квантово-механическое описание физической релятивности является полным?— Там же, т. 3. M., 1966; Бор Н. Квантовая механика и физическая реальность.— Он же. Избр. науч. труды, т. II. М., 1971; Он же. Можно ли считать квантово-механическое описание физической реальности полным?— Там же; Бажан В. В., Дышяевый П. С., Лукьянец В. С. Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. К., 1974; Дышлевый Л. С. Эволюция понятия «физическая реальность» в современной физике.— В кн.: Философские вопросы квантовой физики. М., 1970.
П. И. Дышлевый
Итак, в методологии современного физического познания используется три понятия реальности: «объективная реальность» (природа, физический мир), «эмпирическая (наблюдаемая или экспериментальная) реальность» и «теоретическая реальность» (мир конструктов, теорий и моделей), которые глубоко связаны между собой. Предпринимавшиеся неоднократные попытки некоторых исследователей сводить понятие объективной реальности либо к данным измерительных устройств как к «последней реальности» (а следовательно, их систематизацию объявлять единственной задачей физики как науки), либо представлять теоретические построения физиков как конструирование этой реальности следует считать несостоятельными.
Лит.: Эйнштейн А. Диалог по поводу возражений против теории относительности.— Он же. Собр. науч. трудов в 4 т., т. 1. M., 1965; Эйнштейн А., Подольский , Розен Н. Можно ли считать, что квантово-механическое описание физической релятивности является полным?— Там же, т. 3. M., 1966; Бор Н. Квантовая механика и физическая реальность.— Он же. Избр. науч. труды, т. II. М., 1971; Он же. Можно ли считать квантово-механическое описание физической реальности полным?— Там же; Бажан В. В., Дышяевый П. С., Лукьянец В. С. Диалектический материализм и проблема реальности в современной физике. К., 1974; Дышлевый Л. С. Эволюция понятия «физическая реальность» в современной физике.— В кн.: Философские вопросы квантовой физики. М., 1970.
П. И. Дышлевый
Источник: Новая философская энциклопедия