ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
модель природы, разработанная на основе физики. В своем развитии ФКМ прошла ряд этапов (в зависимости от основополагающих филос. идей и физ. теорий, положенных в ее основу): КМД — картина мира древних; МКМ — мех. картина мира; ЭДКМ — электродинамическая картина мира; КПКМ — квантово-полевая картина мира. Сегодня на основе гл. естеств. наук (физики, химии, биологии, геологии, астрономии) создается единая ест.-науч. картина мира (ЕНКМ), наиболее важными чертами к-рой явл. системность, глобальный эволюционизм, принципы самоорганизации и историчности. Ф.М.Дягилев
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
представление о мире и его процессах, выработанное физикой на основе эмпирического исследования и теоретического осмысления. Физическая картина мира следует за ходом развития науки; сначала она основывалась на механике атома (атомизм), затем - на механике сил (динамизм, энергетизм), а в наши дни - на представлении о неразрывной связи пространства и времени (см. Континуум), а также силы и материи (см. Поля теория), на понимании совокупности условий микрофизики, статистического характера физических законов и двойственной природы материи. Физическая картина мира, развиваемая на основе этого физического учения, все сильнее теряла характер наглядности; качественные различия все более сводились к количественным. Современная физическая картина мира состоит из системы недоступных наблюдению уравнений, значение которых трудно для понимания; она не является более "картиной". Прежде всего стало совершенно абстрактным понятие материальной действительности. Но, согласно Планку, прогрессирующее удаление физической картины мира от мира чувственного означает не что иное, как увеличивающееся приближение к реальной действительности (физическому миру, трансцендентному по отношению к переживаниям); см. Причинно-механическая картина мира.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Физическая картина мира
представление об универсуме, о мире и его процессах, выработанное физикой на основе эмпирического и теоретического познания. В физической картине мира отражается господствующая на тот или иной исторический момент физическая парадигма: в античное время это космоцентризм (геоцентризм Птоломея как высшая его теоретическая форма) и сменивший его в XVI-XVII веках гелиоцентризм и механицизм Галилея-Ньютона, в начале XX века атомизм, позднее — динамизм и энергетизм, в последние годы XX века — неразрывность пространственно-временного многообразия (искривленного пространственно-временного континуума — наиболее полно выражено в общей теории относительности) и корпускулярно-волновых свойств материи (наиболее полно выражено в квантовой механике и в квантовой хромодинамике). Физическая картина постепенно утрачивала наглядный, модельный вид, качественные различия все более сводились к количественным, так что современная физическая картина мира состоит из недоступных наблюдению уравнений, значение которых трудно для понимания «непосвященным», она не является более «картиной». Прежде всего стало совершенно абстрактным понятие материальной действительности, так что, согласно Планку, прогрессирующее удаление физической «картины» мира от мира чувственного означает не что иное, как увеличивающееся приближение к реальной действительности (от ранее идеальной абсолютизированной), к физическому миру, трансцендентному по отношению к переживаниям. (См. также Причинно-механическая картина мира).
Физическая картина мира
под этим термином, распространившимся гл. обр. в последние годы, понимают представление о природе (иногда в более узком смысле — о неорганическом мире), исходящее из некоторых общих физических принципов. В этом смысле Ф. к. м. была античная атомистика, физика Декарта, система Ньютона. В 17— 18 вв. все попытки построения Ф. к. м. характеризовались идеей сводимости сложных явлений природы к простым механическим перемещениям дискретных частей вещества. В 19 в. в естествознании утвердилось представление о специфических закономерностях сложных, не сводимых к более простым, форм движения. Это представление было высказано в наиболее глубоком и общем виде в «Диалектике природы»Энгельса. Ф. к. м. 19 в. основана на иерархии форм движения и их взаимных переходах, и в этом смысле закон сохранения и превращения движения является ее наиболее общим физическим принципом. В 20 в. законы ньютоновой механики уже не могли играть роли наиболее общих законов. На эту роль претендовали законы электромагнитных явлений, но электромагнитная картина мира не могла охватить всю совокупность физических явлений. С др. стороны, электромагнитные поля не укладывались в рамки общей теории относительности, описывающей гравитационные поля. Попытки построения единой теории поля, предпринятые Эйнштейном и др. физиками, не привели к созданию новой и цельной Ф. к. м. Основой такой картины может стать единая теория элементарных частиц и их превращений, предварительные наброски к-рой сейчас намечаются в физике. Т. обр., развитие науки подтверждает идеи диалектического материализма, к-рый, по словам Ленина, отнюдь не утверждает «обязательно «механическую», а не электромагнитную, не какую-нибудь еще неизмеримо более сложную картину мира, как движущейся материи» (т. 14, с. 267).
Источник: Философский словарь. 1963
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
система представлений о мире, о его строении, основанных на достижениях современной физики. Современная Ф. к. м.— это обобщение важнейших результатов конкретных физических теорий (механики, термодинамики, оптики, теории электричества, квантовой механики, теории относительности, космологии и др.) с позиций диалектического материализма. Она отражает физические свойства и законы движения микрочастиц, макроскопических тел (видимых невооруженным глазом), космических тел. Эти свойства и законы качественно различаются, но в то же время тесно связаны между собой. Так, на основе отражаемых квантовой теорией законов движения микрочастиц удалось раскрыть сущность электрических, магнитных, механических и других свойств макроскопических тел, термоядерные реакции в звездах, многие процессы в живых организмах. В свою очередь данные астрономии об особых состояниях вещества в космосе помогают исследовать процессы, происходящие в атомах. Но единство мира нельзя сводить к единообразию его строения. Поэтому было бы неправильно распространять свойства и законы, присущие одним объектам, на все явления в природе. В 17—19 вв., когда в физике господствовала механическая картина мира, законы механики Ньютона распространялись на все явления в микромире и в космосе, на всю вселенную. Но в дальнейшем оказалось, что такое понимание единства мира было весьма упрощенным. Были обнаружены качественно новые законы электромагнитных, гравитационных и внутриядерных взаимодействий, законы теории относительности, не сводимые к принципам классической механики. В настоящее время дальнейшее проникновение в структуру материи и в космос влечет за собой открытие все новых свойств и законов, непохожих на ранее известные. Попытки объяснить исходя из этих свойств и законов весь мир оказываются безуспешными. Поэтому все современные физические теории отражают лишь тот мир, к-рый доступен непосредственным наблюдениям. Ко всему бесконечному миру применимы только те положения Ф. к. м., к-рые совпадают с общими принципами диалектического материализма. Это положения о несотворимости и неуничтожимости материи, о материальном единстве мира, о всеобщности движения и взаимодействия материл, наличии у всех объектов определенной структуры, о подчинении всех явлений закону причинности, закону единства и борьбы, противоположностей и т. д.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
Картина мира (КМ) – это целостная система представлений и понятий, создающая образ воспринимаемого человеком внешнего мира, определяемого им как реальность. Такая система базируется на суммарном объеме знаний и опыта, который доступен на том или ином этапе развития человеческого общества. В зависимости от типа знаний и методов их получения, выделяют и соответствующую этому типу картину мира. В современной техногенной цивилизации доминирующее значение получила научная КМ, основанная на знаниях, отвечающих критерию научности. Физическая картина мира (ФКМ), являясь составляющей общенаучной картины мира, создает образ физической 176 Ibid., B691. реальности на основе систематизации результатов наблюдений и экспериментов, нашедших свое подтверждение и объяснение в физических теориях. Для описания такого образа используется определенный понятийный аппарат (метаязык по отношению к языку физики), в котором получают определения и обосновывается порядок использования фундаментальных понятий, таких, как время, пространство, материя и др. В общем смысле ФКМ представляет определенные воззрения на структуру природы и закономерности, определяющие ее существование.
С развитием науки в целом и физики, в частности, происходит и развитие ФКМ, приводящее к дополнению (а иногда и пересмотру) тех или иных частных представлений, но, как правило, не затрагивающих ее основы, или ядра, состоящего из фундаментальных идей и концепций, определяющих саму суть той или иной ФКМ. По мере появления опытных и теоретических данных, не получающих удовлетворительного объяснения в рамках существующих теорий, происходит их кумулятивное накопление до определенной критического момента, когда становится очевидной принципиальная невозможность описания таких явлений в рамках действующих парадигм, концептуально обусловленных принятой на данное время ФКМ. Это приводит к смене самого ядра ФКМ, а затем и ее общей структуры, основными элементами которой являются физические теории и их интерпретации. Этот качественный сдвиг, приводящий к принципиально иному пониманию фундаментальных понятий и принципов научного познания, называют научной революцией. Как следствие, происходит и качественное изменение ФКМ (= эволюция ФКМ).
Существуют по меньшей мере две точки зрения на эволюцию ФКМ. Сторонники первой понимают эволюцию как постоянную смену ФКМ (т. е . эволюция трактуется как перманентная революция). Сторонники второй полагают, что с приходом новой ФКМ, старая не исчезает, они сосуществуют, но при этом ФКМ в целом должна быть адекватна уровню накопленных знаний. Во втором случае ФМК воспринимается как научно-философское мировоззрение, которое отражает не столько этап в развитии собственно физических теорий, сколько целостный подход в восприятии самой реальности. Тогда сосуществующие ФКМ могут рассматриваться как равноценные, подобно тому, как сосуществуют разные философские системы. Необходимо отметить, что сосуществование, взаимовлияние и взаимообусловленность фундаментальных и частных понятий разных ФКМ является предметом непрекращающихся дискуссий. В начале XX века с появлением неклассической науки и формированием новой ФКМ эта дискуссия привела к формулировке Н. Бором (в 1923 году) принципа соответствия, утверждающего что любая новая физическая теория не должна противоречить со старой, а должна включать ее как частный случай при определенном приближении. Неявно этот принцип впоследствии стал применяться и к ФКМ, включающей в свое ядро основные физические законы, становящиеся частными случаями новых, более фундаментальных теорий. Обычно выделяют три ФКМ (или три главных этапа эволюции ФКМ). Первую называют классической или механистической картиной мира (МКМ), соответствующей пониманию природы, т. н . классической науки, которое сформировалось в ХVII–ХIХ вв. Вторая ФКМ возникает в начале XX века; она связана, главным образом, с появлением квантовой механики и теории относительности. Этот этап развития получил название неклассической науки.
Третья ФКМ связана с постнеклассической наукой, которая начала свое становление со второй половины XX века и формирование которой продолжается и сейчас; она характеризуется появлением и развитием новых теорий, а иногда и целых наук (например, кибернетики, синергетики и др.), существенно изменивших наше понимание и восприятие физической реальности. ФКМ, являясь своеобразным синтезом как собственно физических представлений, так и философских концепций определяет и направляет в значительной степени процесс познания, создавая его методологическую и эпистемологическую основу. Важно значение ФКМ в определении и понимании онтологических свойств познаваемого мира. ФКМ в своем мировоззренческом статусе обладает, наряду со своей интерпретационной составляющей, еще и такой существенной функцией, как целеполагание научного исследования – ведь во многом именно ФКМ определяет приоритеты исследования. В этом смысле каждый данный этап в эволюции ФКМ отражает то, что находится на острие научных усилий, то, что представляется самым важным, жизненно необходимым для человеческого общества в той или иной исторической перспективе. Строго говоря, именно в соотнесении с исторической перспективой возможно понимание и обсуждение такого концепта, как ФКМ. Становление физики как науки современного типа происходило в течении ХVII и ХIХ веков. Ее удивительные открытия и принципиально новые методы в познании природы значительно изменили не только мировоззрение, долгое время остававшееся в плену натурфилософских представлений, – они изменили, без преувеличения, весь мир. Существенно важным моментом этого изменения является новое понимание человека и его места в окружающем мире в контексте новейшей (постнеклассической) ФКМ. Это новое восприятие человека получило название антропного принципа. Выстраивание образа познаваемой реальности сквозь призму физики нашло свое отражение в работах А. Энштейна, Н. Бора, М. Планка и других физиков в контексте обсуждения неклассической картины мира. Многие принципы, появившиеся в ответ на вызовы, которые принесли новые теории, такие, как квантовая механика и теория относительности, а именно принцип дополнительности, принцип соответствия, принцип неопределенности и другие, стали неотъемлемой фундаментальной частью того ядра научной картины мира, который лег в основу современного миропонимания.
Понятие ФКМ достаточно активно обсуждалось в отечественной философии науки в 1950-х годах, в связи с началом формирования новой, постнеклассической науки. Сегодня мы находимся, по-видимому, в процессе интенсивного оформления ядра новой ФКМ, в которой найдут свое понимание и научно-философское осмысление самые острые вызовы современного естествознания. И. В. Самойлов
С развитием науки в целом и физики, в частности, происходит и развитие ФКМ, приводящее к дополнению (а иногда и пересмотру) тех или иных частных представлений, но, как правило, не затрагивающих ее основы, или ядра, состоящего из фундаментальных идей и концепций, определяющих саму суть той или иной ФКМ. По мере появления опытных и теоретических данных, не получающих удовлетворительного объяснения в рамках существующих теорий, происходит их кумулятивное накопление до определенной критического момента, когда становится очевидной принципиальная невозможность описания таких явлений в рамках действующих парадигм, концептуально обусловленных принятой на данное время ФКМ. Это приводит к смене самого ядра ФКМ, а затем и ее общей структуры, основными элементами которой являются физические теории и их интерпретации. Этот качественный сдвиг, приводящий к принципиально иному пониманию фундаментальных понятий и принципов научного познания, называют научной революцией. Как следствие, происходит и качественное изменение ФКМ (= эволюция ФКМ).
Существуют по меньшей мере две точки зрения на эволюцию ФКМ. Сторонники первой понимают эволюцию как постоянную смену ФКМ (т. е . эволюция трактуется как перманентная революция). Сторонники второй полагают, что с приходом новой ФКМ, старая не исчезает, они сосуществуют, но при этом ФКМ в целом должна быть адекватна уровню накопленных знаний. Во втором случае ФМК воспринимается как научно-философское мировоззрение, которое отражает не столько этап в развитии собственно физических теорий, сколько целостный подход в восприятии самой реальности. Тогда сосуществующие ФКМ могут рассматриваться как равноценные, подобно тому, как сосуществуют разные философские системы. Необходимо отметить, что сосуществование, взаимовлияние и взаимообусловленность фундаментальных и частных понятий разных ФКМ является предметом непрекращающихся дискуссий. В начале XX века с появлением неклассической науки и формированием новой ФКМ эта дискуссия привела к формулировке Н. Бором (в 1923 году) принципа соответствия, утверждающего что любая новая физическая теория не должна противоречить со старой, а должна включать ее как частный случай при определенном приближении. Неявно этот принцип впоследствии стал применяться и к ФКМ, включающей в свое ядро основные физические законы, становящиеся частными случаями новых, более фундаментальных теорий. Обычно выделяют три ФКМ (или три главных этапа эволюции ФКМ). Первую называют классической или механистической картиной мира (МКМ), соответствующей пониманию природы, т. н . классической науки, которое сформировалось в ХVII–ХIХ вв. Вторая ФКМ возникает в начале XX века; она связана, главным образом, с появлением квантовой механики и теории относительности. Этот этап развития получил название неклассической науки.
Третья ФКМ связана с постнеклассической наукой, которая начала свое становление со второй половины XX века и формирование которой продолжается и сейчас; она характеризуется появлением и развитием новых теорий, а иногда и целых наук (например, кибернетики, синергетики и др.), существенно изменивших наше понимание и восприятие физической реальности. ФКМ, являясь своеобразным синтезом как собственно физических представлений, так и философских концепций определяет и направляет в значительной степени процесс познания, создавая его методологическую и эпистемологическую основу. Важно значение ФКМ в определении и понимании онтологических свойств познаваемого мира. ФКМ в своем мировоззренческом статусе обладает, наряду со своей интерпретационной составляющей, еще и такой существенной функцией, как целеполагание научного исследования – ведь во многом именно ФКМ определяет приоритеты исследования. В этом смысле каждый данный этап в эволюции ФКМ отражает то, что находится на острие научных усилий, то, что представляется самым важным, жизненно необходимым для человеческого общества в той или иной исторической перспективе. Строго говоря, именно в соотнесении с исторической перспективой возможно понимание и обсуждение такого концепта, как ФКМ. Становление физики как науки современного типа происходило в течении ХVII и ХIХ веков. Ее удивительные открытия и принципиально новые методы в познании природы значительно изменили не только мировоззрение, долгое время остававшееся в плену натурфилософских представлений, – они изменили, без преувеличения, весь мир. Существенно важным моментом этого изменения является новое понимание человека и его места в окружающем мире в контексте новейшей (постнеклассической) ФКМ. Это новое восприятие человека получило название антропного принципа. Выстраивание образа познаваемой реальности сквозь призму физики нашло свое отражение в работах А. Энштейна, Н. Бора, М. Планка и других физиков в контексте обсуждения неклассической картины мира. Многие принципы, появившиеся в ответ на вызовы, которые принесли новые теории, такие, как квантовая механика и теория относительности, а именно принцип дополнительности, принцип соответствия, принцип неопределенности и другие, стали неотъемлемой фундаментальной частью того ядра научной картины мира, который лег в основу современного миропонимания.
Понятие ФКМ достаточно активно обсуждалось в отечественной философии науки в 1950-х годах, в связи с началом формирования новой, постнеклассической науки. Сегодня мы находимся, по-видимому, в процессе интенсивного оформления ядра новой ФКМ, в которой найдут свое понимание и научно-философское осмысление самые острые вызовы современного естествознания. И. В. Самойлов
Источник: История философии науки и техники.