ФИШЕР Куно

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ФИШЕР Куно

(23. 7. 1824, Зандевальде, Силезия, - 5. 7. 1907. Гейдельберг), нем. историк философии, гегельянец. Гл. произв.- «История новой философии» (1852-77, наиболее полный рус. пер. т. 1-8, 1901-09), содержащая обширный материал об учениях, жизни и деятельности Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Автор работ о Гете, Лессинге, Шиллере, Шекспире.

Источник: Советский философский словарь

ФИШЕР Куно

немецкий философ (Зандевальде, Силезия, 1824 — Гейдельберг, 1907). В своей «Системе логики и метафизики, или Теории науки» он попытался примирить гегелевскую диалектику с данными Дарвиновского эволюционизма. С 1853 по 1893 г. он пишет «Историю новой философии», рассматривающую историю философии как эволюционный процесс, как прогресс знания человека о себе самом.

Источник: Философский словарь

ФИШЕР (Fischer) Куно
род. 23 июля 1824, Зандевальде, Силезия - ум. 5 июля 1907, Гейдельберг) - нем. историк философии, профессор с 1872, гегельянец. Его "Geschichte der neueren Philosophie", 6 Bde., 1852-1877 (рус. пер. "История новой философии", 1901 - 1909) содержит обширный материал об учениях, жизни и деятельности Декарта, Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра и Бэкона. Известны также его др. работы: "System der Logik und Metaphysik der Wissenschaftslehre", "Goethes Schriften", 9 Tie., 1890-1903; "Schiller-Schriften", 4 Hefte, 1890-1901.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ФИШЕР Куно
Fischer), (23 июля 1824 – 5 июля 1907) – нем. историк философии, гегельянец. Изучал философию и филологию в ун-тах Лейпцига и Галле. В 1850–53 – приват-доцент в Гейдельберге; в 1855–71 читал курс лекций по философии в Неясном ун-те, с 1872 по 1906 – проф. ун-та в Гейдельберге. Гл. произв. Ф., ставшее делом всей его жизни, – "История новой философии" (Bd 1–6, M?nch., 1852–77; наиболее полное рус. изд., т. 1–8, СПБ, 1901–09, 1 т. – Декарт, 2 т. – Спиноза, 3 т. – Лейбниц, 4 и 5 тт. – Кант, 6 т. – Фихте, 7 т. – Шеллинг, 8 т. – в двух частях – Гегель) – фундаментальный труд, содержащий обстоят. очерк учений выдающихся представителей зап.-европ. философии, а также огромный фактич. материал об их жизни и деятельности. В гегелевском духе Ф. рассматривает историю философии как саморазвитие идей, подчиненное своим имманентным законам, причем каждая послед. система оказывается логич. развитием предшествующей. Большое значение Ф. придает выяснению связи рассматриваемой филос. системы с личностью ее творца. Ф. является автором ряда работ по истории литературы (о Гете, Лессинге, Шиллере, Шекспире). Соч.: De Parmenide Platonico, Stuttg., 1851; System der Logik und Metaphysik, 3 Aufl., Hdlb., 1909; в рус. пер. – Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон Веруламский, 2 изд., СПБ, 1870; Публичные лекции о Шиллере, М., 1890; О свободе человека, СПБ, 1900; Воля и рассудок, СПБ, 1909. Лит.: Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 167; Trendelenburg ?., К. Fischer und sein Kant, Lpz., 1869; Windelband W., K. Fischer, Hdlb., 1907; Traumann ?., ?. Fischer. Ein Nachtrag, Hdlb., 1907; K. Fischer. Zu seinem 100. Geburtstag am 23.7. 1924, "Hellweg", 1924, Bd 4. Б. Мееровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФИШЕР (Fischer) Куно (1824-1907)
немецкий историк философии 19 в., профессор (с 1872), создатель фундаментальных трудов по истории древней и особенно новой философии, работы которого стали классическим образцом воссоздания развития философского процесса. Находясь всецело под влиянием гегелевских "Лекций по истории философии", главной идеей которых было представление о преемственности в развитии философских учений, Ф. поставил своей целью наиболее адекватную реализацию этой идеи в новых культурно-исторических условиях второй половины 19 в. Отказавшись от ряда крайностей своего великого предшественника, пытавшегося чисто умозрительным путем сконструировать грандиозную панораму целостного историко-философского развития, Ф. осуществил эту задачу, максимально опираясь на факты и саму имманентную логику истории. В основу собственной историко-философской концепции Ф. кладет идею о единстве индивидуального философского развития мыслителя и философского сознания человечества. Т.к. история была представлена им по аналогии с человеческой жизнью, то, соответственно, и этапы произведения историей философских систем оказались тождественны фазам человеческого индивидуального сознания. При этом Ф. допускает, что философия идет в своем развитии закономерно от системы к системе, строго необходимо и всегда совпадая с той ступенью, на которой она находится в данный момент. Такое отождествление философии с ее позднейшей системой не означает однако, по Ф., что философия может быть исчерпывающе представлена исключительно одной системой; даже в самом последнем философском учении могут наличествовать ограничения, накладываемые конкретно-исторической ситуацией. Как и Гегель, Ф. резко критически относится к попыткам противопоставления друг другу истории философии и философии, из которых первая воспринимается им исключительно как процесс сменяющих друг друга отдельных воззрений и мнений, а последняя полагается как познание истины, которая всегда единственна и неповторима. Возможности преодоления разрыва между ними Ф. усматривает в единственно возможном, адекватном понимании природы самой истины, которая видится ему как процесс, имеющий свою историю. В этом плане развивающийся человеческий дух, закономерно проходящий ряд ступеней в процессе своего познания, берет на себя роль синтеза истории философии и философии. Отсюда Ф. делает вывод о том, что сама философия, как процесс самосознания человеческого духа, может быть только историей философии. Таким образом, Ф., как и Гегель до него, отождествляет историю философии с собственно философией, а историко-философский процесс становится в его понимании органической частью философского. Особую специфику работам Ф. по истории философии придает глубоко трепетное отношение к индивидуально-личностной компоненте историко-философского развития. Большую роль в его произведениях занимают попытки постичь жизненный путь того или иного мыслителя, особенности черт его характера и их влияние на постановку и решение самых сложных философских проблем. Такая герменевтика внутреннего мира позволяет ему выявить тесную связь между философским учением и его создателем. Главный труд всей жизни Ф. - его десятитомная "История новой философии" (1897-1904), посвященная учениям, жизни и деятельности Декарта и Спинозы, Лейбница и Канта, Фихте и Шеллинга, Гегеля и Шопенгауэра. Ее наиболее полный перевод на русский язык был осуществлен в 1901-1906. С 1994 попытка переиздания классического труда Ф. возобновлена.
Т.Г. Румянцева

Источник: Новейший философский словарь